Статья посвящена изучению совладающего поведения и фрустрации у военнослужащих. В рамках статьи предлагается анализ совладающего поведения и фрустрации военнослужащих срочной и контрактной службы.
Ключевые слова: копинг-стратегии, совладающее поведение, фрустрация, военнослужащие
Актуальность исследования
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемые копинг-стратегии, то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
Военная профессия во все времена сопровождалась повышенным стрессом и фрустрацией. Тем не менее, молодые люди, которые только осваивают военное дело, тоже подвержены таким явлениям. Особую роль в жизни молодых призывников играет способ адаптации к условиям службы. Как известно, адаптация в большинстве случаев протекает с долей стресса и фрустрации, даже иногда приводя к различным психологическим и соматическим изменениям [2].
В настоящее время геополитическую обстановку в Российской Федерации можно оценить как нестабильную. Важнейшая роль в урегулировании отношений и сохранении мира отводится Военным Силам Российской Федерации. Множество требований выдвигается как молодым солдатам, проходящим срочную службу, так и военнослужащим на контрактной основе.
Военная профессия предполагает наличие экстремальных ситуаций и состояния фрустрации. Очень важно вырабатывать у военнослужащих такое поведение, которое поспособствует совладанию с трудными ситуациями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена с одной стороны, необходимостью изучения влияния тех или иных выбираемых копинг-стратегий на уровень фрустрации, с другой — выявлением взаимодействия этих феноменов у военнослужащих срочной и контрактной службы.
Результаты теоретического анализа проблемы
В современной психологии пристальное внимание уделяется в основном проблеме совладающего поведения и стресса. Однако феномен фрустрации не затрагивается и остаётся мало изученным.
Впервые в литературе термин «копинг» появился в 1962 году в работах Л. Мёрфи при исследовании способов преодоления детьми требований кризисов развития. В 1966 году Р. Лазарус адаптировал это понятие для описания осознанно используемых человеком приёмов совладания со стрессовыми ситуациями и событиями, порождающими тревогу. По мнению автора, «копинг — это непрерывно меняющиеся попытки в когнитивной и поведенческой областях справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека». Подчёркивается, что копинг нужно рассматривать как процесс, который предполагает изменения и динамику приёмов совладания, так как индивид и среда представляют собой неразрывную, меняющуюся взаимосвязь и оказывают влияние друг на друга [1].
Психология совладания большое внимание уделяет личностным ресурсам и изучению поведения людей в трудных жизненных ситуациях. Существует три базовых подхода, раскрывающих основы различных возможностей, условий и способов преодоления:
- Диспозиционный подход, основанный на психоаналитическом учении З. Фрейда, выделении стилей стрессосовладающего поведения (Д. Паркер) и изучении черт личности (Н. С. Эндлер).
- Ситуационно-динамический подход. В рамках этого подхода рассматриваются подвижные и изменчивые ситуационно-обусловленные факторы, определяющие выбор копинг-стратегий.
- Интегративный подход представляет собой единство личностных и более изменчивых ситуационных факторов, влияющих на выбор копинг-стратегии (Р. Мосс, Дж. Шефер) [3,4].
Изначально проблемой фрустрации занимался З. Фрейд и его последователи, которые прослеживали однозначную связь между фрустрацией и агрессией. В рамках теорий бихевиоризма фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определённых условиях, как помеха в деятельности [5]. В настоящее время понятие фрустрации используют как синоним психологического стресса. Также, правомерно рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях.
В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер), теория фрустрационной регрессии (Р. Баркер, T. Дембо, K. Левин), теория фрустрационной агрессии (Дж. Доллард, Н. Миллер, Д. Дуб), эвристическая теория фрустрации (С. Розенцвейг).
Термин «фрустрация» использовался в многочисленных теориях, концепциях, гипотезах, касающихся проблем мотивации, эмоций, поведения, деятельности индивида. Но целостной теории, исследующей данный феномен, пока не создано [7].
Материал иметоды. С целью решения исследовательских задач было проведено обследование военнослужащих срочной и контрактной службы на базе в/ч 30926 155 отдельной бригады морской пехоты, стрелковая рота, г. Владивосток в возрасте от 18 до 25 лет. В рамках эмпирического исследования использовался психодиагностический метод, включающий стандартизированные («Тест преодоления трудных жизненных ситуаций (адапт. Н. Е. Водопьяновой)», методика диагностики копинг-механизмов (Э. Хэйма), опросник «Способы совладающего поведения Р. Лазаруса», «Индикатор копинг-статегий (Д. Амирхан)») и проективные (Метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, «Фрустрационный вербальный тест (Л. Н. Собчик)») методы. Статистический анализ полученных результатов проводился путем вычисления коэффициента U — критерия Манна — Уитни, корреляционного анализа Спирмена и H-критерий Краскела-Уоллиса.
Результаты исследования
Первоначально перед тем, как приступить к эмпирическому исследованию, возникло предположение о различиях результатов в группах военнослужащих. Предполагалось, что военнослужащие срочной службы будут более фрустрированы, менее адаптивны и чаще использовать неконструктивные копинг-стратегии, чем военнослужащие контрактной службы. Данное предположение основывалось на том факторе, что молодые люди, отрываясь от дома и попадая в новые условия, испытывают постоянный стресс, проходят колоссальный этап адаптации, в связи с этим будет наблюдаться повышенная фрустрированность. В то же время, военнослужащие контрактной службы осознанно выбирают службу и, следует полагать, морально готовы к трудностям, адаптированы и используют более конструктивные стратегии совладания со стрессом. Однако результаты эмпирического исследования говорят об обратном.
Наблюдается повышенная фрустированность в группе военнослужащих контрактной службы. В отличие от военнослужащих срочной службы, их сильнее фрустрируют вопросы, касающиеся ценностей (внешний вид, здоровье, социальный статус, благополучие, характер, кругозор, нравственность) и отношений со значимыми лицами (приятель, приятельница, сослуживец, уличные контакты).
Полученные результаты свидетельствуют об адаптивности военнослужащих срочной службы. Они используют конструктивные копинг-механизмы: стремятся анализировать ситуацию, планировать решение проблем, мотивировать себя на успех, к тому же, относятся к трудностям с оптимизмом и могут позволить себе расслабиться не только физически, но и психически. В ситуациях фрустрации стараются не проявлять агрессии к окружающим, обладают здоровой самокритикой и принимают ответственность за случившееся. Если же стрессовая ситуация всячески акцентирует внимание, молодые люди всё же стремятся снизить её значение и возможное травмирующее влияние.
Для группы военнослужащих контрактной службы характерно использование относительно адаптивных копинг-стратегий. Они, скорее, стремятся избегать трудных ситуаций, отвлекаться от них для того, чтобы снизить их субъективно травмирующее значение. Молодые люди склонны чаще жалеть себя и критиковать. Вероятно, поэтому столь часто прибегают к стратегии поиска социальной поддержки. В ситуациях фрустрации для них характерно использовать внешне обвиняющую реакцию, проявляя агрессию.
Для более глубокого анализа результатов исследования стало приемлемым разделение двух групп на подгруппы по уровню фрустрации. Для решения этого вопроса необходимо обратиться к эвристической теории фрустрации С. Розенцвейга. Автор не даёт чёткого разделения фрустрации по уровням, но он закладывает базу понимания феномена — типы реакций на фрустрацию. Существует три типа: самозащитный, препятственно-доминантный и необходимостно-упорствующий. На основании характеристики данных типов была разработана классификация уровней фрустрации. Таким образом, самозащитный тип реакций соответствует высокому уровню фрустрации, так как здесь личность активно стремится защитить себя, свою безопасность, в том числе, проявляя открытую агрессию к окружающим людям. Препятственно-доминантный тип соответствует среднему уровню — здесь ситуация всячески акцентируется, вне зависимости от её благоприятности; хотя агрессия имеет место, но она направлена не на окружающих, а на самого индивида (принимает форму аутоагрессии). Необходимостно-упорствующий тип соответствует низкому уровню фрустрации, так как предполагает конструктивный, безболезненный выход из травмирующей ситуации.
Примечателен тот факт, что в группе военнослужащих срочной службы в каждой подгруппе оказалось одинаковое количество человек. В таком случае можно говорить о гармоничности общей группы. В то время как в группе военнослужащих контрактной службы преобладает подгруппа с высоким уровнем фрустрации. Таким образом, для большего количества человек характерно проявление открытой агрессии.
Для подгруппы с высоким уровнем фрустрации у военнослужащих срочной службы характерна обеспокоенность темой кругозора и сферой дружеских отношений с противоположным полом.
Для подгруппы со средним уровнем фрустрации у военнослужащих контрактной службы характерно использование стратегии поиска социальной поддержки. То есть, когда личность «застревает» на какой-то ситуации, она стремится обращаться за помощью окружающих людей.
Литература:
- Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал.-1994.-Т.15.-№ 1.-С.5–11.
- Буранов С. О. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе//Ориентир. 2004. № 7.
- Рыбников В. Ю., Ашанина Е. Н. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий // Психопедагогика в правоохранительных органах.- 2009.-№ 2 (37).- С.46–50.
- Крюкова Т. Л. Человек «совладающий»: качества субъекта и его совладающее поведение // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.-57 с.
- Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психического состояния // Вопросы психологии. — 1967. — № 6.-С.2–12.
- Левитов Н. Д. Психические состояния, беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969.-№ 1.-С. 131–138.
- Фрустрация. Психология. Словарь / под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990.- 434 с.