Объединение Германии: подходы к решению проблем со стороны руководства СССР и США | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 3223 раза

Библиографическое описание:

Четыркина, К. Д. Объединение Германии: подходы к решению проблем со стороны руководства СССР и США / К. Д. Четыркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 554-558. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38175/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются внутриполитические процессы в немецком обществе, характеризуется позиция представителей власти СССР и США в урегулировании германской проблемы, дается оценка действий М. С. Горбачева по объединению Германии.

Ключевые слова: ГДР, Э. Хонеккер, ФРГ, Гельмут Коль, М. С. Горбачев, СССР, США, Дж. Буш, В. М. Фалин, процесс объединения

На протяжении достаточно большого отрезка послевоенного времени в мировой политике одним из острых вопросов оставался германский. Немецкому народу пришлось «заплатить» большую цену за агрессивную политику фашистского руководства Германии — по результатам Второй мировой войны он был разделен на две части. В условиях идеологической борьбы западная зона (ФРГ) была закреплена за США и являлась прототипом капиталистической модели государственного строя, а восточная зона (ГДР) стала социалистическим лагерем во главе с лидером СССР.

К настоящему времени Германия играет значимую роль в современном мире. Это единое демократическое, интенсивно развивающееся государство с высоким уровнем жизни, выгодным географическим и военно-стратегическим положением территории экономики единой Европы. Для того чтобы понять, как удалось создать единую демократическую и социально развитую Германию, актуальным будет освятить внутриполитические процессы в немецком обществе, рассмотреть позиции представителей власти СССР и США по вопросам объединения и дать оценку происходивших событий с точки зрения очевидцев.

До 1970-х гг. между восточной и западной Германией царила атмосфера постоянного идеологического противоборства. Первые шаги по урегулированию германо-германских отношений были сделаны с приходом к власти в ФРГ Вили Брандта. В его правление 21 декабря 1972 г. был подписан договор об основах отношений между ФРГ и ГДР, вследствие которого между государствами стали развиваться связи в сфере экономики, науки, техники, транспорта, связи, здравоохранения, культуры и спорта. Был остановлен процесс размежевания, немало граждан получили шанс воссоединиться со своими родственниками, возросло число поездок из ГДР в ФРГ и наоборот [3¸ с. 68].

С этого времени предпосылки процесса по объединению разрозненного государства приобретают циклический характер. К середине 80-х гг. правящая элита западной Германии пришла к выводу, что преодоление раскола является проблемой всего континента, а не только Германии. И что решение германского вопроса определит путь развития общеевропейских процессов. Власти ГДР и СССР понимали неизбежность объединения, но в ближайшем будущем не стремились предпринять какие-то меры по данному вопросу.

Уровень жизни граждан ГДР с 80-х гг. XX в. стал заметно снижаться по причине кризисных явлений в командно-административной системе и плановой экономике. Все усилия по их реформированию закончились неудачей. Руководство восточногерманского государства оказалось очевидным образом неспособным исправить ситуацию, хотя проблемные стороны социалистической системы проявляли себя еще на более ранних этапах [7, с.148].

С 1971 г. восточную Германию возглавил Э. Хонеккер. Структура управления, которую он выстраивал, была крайне жесткой. Активизировав в начале своего правления социальную политику, Э. Хонеккер внушал людям надежду на «хорошую жизнь». Но расходуя большую часть финансов на социальную сферу, он допустил весьма серьезные упущения в экономике, загнав страну в большие долги. Начавшие экономические и социальные неурядицы были усугублены нарушением прав человека. Население ГДР, например, было ограничено жесткими условиями выезда из страны, выбором вероисповедания и еще в целом ряде жизненно важных сферах обычной человеческой жизни.

В 1984 г. к власти в СССР пришел новый лидер М. С. Горбачев. С этого момента в судьбе восточных немцев происходят грандиозные изменения. М. С. Горбачев разработал идеологию нового мышления, получившая название «перестройка». Э. Хонеккер не поддерживал начавшиеся перемены в СССР. Он продолжал продвигать социализм старого брежневского уклада. Восточногерманское общество восприняло данную позицию, как отказ от реформ, нежелание перемен в общественной жизни. Свой протест правительству на такую несправедливость народ осуществлял в разных формах, в том числе и виде в массового бегства в ФРГ.

В 1989 г. состоялось празднование по случаю 40-летия ГДР. Э. Хонеккер выступил с речью, в которой все так же звучали нотки необходимости держаться прежних «социалистических ценностей». Лидер ГДР был явно, что называется, не «в политическом тренде». С учетом внутриполитического положения было очевидно, что и в ГДР грядут перемены. И они наступили. Для начала там сменился руководитель. Вместо Э. Хонеккера у руля власти в октябре 1989 г. встал Э. Кренц, а уже в ноябре того же года, рухнула Берлинская стена [9].

Объединительный процесс двух немецких государств вступил в завершающую стадию. Несомненно, что огромную роль в нем сыграл М. С. Горбачев, который в 1987 г. на встрече с федеральным президентом ФРГ Р. фон Вайцзеккером поднял вопрос об установлении доверительной атмосферы между соседними государствами. Данная инициатива позволила выстроить конфиденциальный диалог в решении последующих проблем.

М. С. Горбачев с некоторым скептицизмом относился к соблюдению со стороны ФРГ Московского договора 1955 г., но Р. Фон Вайцзеккер уверил его в том, что, по мнению властей Западной Германии «принадлежность немцев к одной нации является двигателем на пути прогресса в Европе, а не источником помех или препятствий» [10]. Так же важно заметить, что на данном этапе конвергенции взглядов руководителей СССР и ФРГ, М. Горбачев подчеркивал, что «есть два немецких государства с различным социально-политическим строем. У них свои ценности. Оба они извлекли уроки из истории, и каждое может вносить свой вклад в дела Европы и мира» [10].

Не менее важной фигурой в процессе воссоединения Германии, благодаря которой 3 ноября 1990 г. Германия обрела единство, был Г. Коль, который с 1982 по 1998 гг. занимал пост бундесканцлера ФРГ.

Г. Коль стремился как можно скорее решить германский вопрос, с этой целью в 1988 г. он встречается с советским лидером М. С. Горбачевым, поскольку от позиции Москвы очень много зависело. Прошедшие переговоры дали надежду на благоприятный исход начатого дела [4 c. 17].

В 1989 г. М. С. Горбачев совершил ответный визит в ФРГ. Продолжив дружественные переговоры, главы государств разработали документ, который содержал положения выражающие перспективы на ближайшее будущее. В ходе беседы Г. Коль подчеркнул «Интересы ФРГ — это европейские интересы, т. е. интересы всех европейцев взаимосвязанных друг с другом. На первом месте, конечно, в списке европейских приоритетов находятся вопросы безопасности, обеспечения и сохранения мира» [2, с. 19].

Лидеру СССР импонировали взгляды западногерманского канцлера. Таким образом, разрешение немецкой проблемы влияло на изменение, перестройку всех международных отношений.

С каждым последующим диалогом, отношения руководителей СССР и ФРГ становились все более располагающими, способными достичь «позитивных подвижек» в решении как внешнеполитических, так и внутригосударственных вопросов.

13 июня 1989 г. Г. Коль обратился к М. С. Горбачеву с просьбой рассмотреть несколько значимых для западногерманской стороны вопросов — право граждан посещать Калининград, иметь доступ к спискам бывших немецких военнопленных, хранящихся в архивах Министерства Обороны СССР, а также решить проблему «группового осуждения целых подразделений военнопленных немцев без какого-либо индивидуального подхода». В ходе переговоров так же рассматривалась тема реабилитации «советских немцев пострадавших в ходе сталинских репрессий» и действий последующих руководителей СССР.

М. С. Горбачев дал руководителю ФРГ обещание подумать над решением столь важных для Западной Германии вопросов и выразил через Г. Коля от имени всех граждан Советского Союза благодарность Народному союзу за передачу СССР списков соотечественников, захороненных в западногерманских землях.

«Другой заинтересованной стороной» в решении германского вопроса были США. Поэтому без договоренности с ними благоприятных перспектив не было, тем более, что по началу М. С. Горбачев высказывался очень критически в адрес официального Вашингтона. Так, на встрече в 1989 г. с президентом ФРГ Р. Фон Вайцзеккером он говорил о «лицемерии» американского президента Дж. Буша, и выражал неуверенность в долгосрочном взаимодействии советско-американских доброжелательных отношений. Основанием для такой нелицеприятной характеристики было то, что, как считал советский руководитель, «президент Буш в личных контактах проявлял прагматизм и стремление не упираться в идеологические каноны, однако в публичных высказываниях частенько скатывался на традиционное антисоветские догмы в духе «рейгановских крестовых походов против коммунизма» [10].

Напротив, отношения между Г. Колем и Дж. Бушем были открытыми и доверительными, что давало основания надеяться на то, что американцы окажут содействие в вопросе объединения двух немецких государств. Поэтому западногерманский канцлер прилагал серьезные усилия, чтобы установился контакт между М. С. Горбачевым и Дж. Бушем.

Несмотря, на высокую личностную оценку и заверенную Г. Колем готовность США к сотрудничеству и пониманию, М. С. Горбачев обладал информацией подвергающей глубокому скепсису позицию благорасположенности Дж. Буша к политике Советского Союза: «в Совете национальной безопасности США создана специальная группа по дискредитации перестройки и лично меня» [10].

Однако канцлер ФРГ отрицал причастность американского президента к данной группе, и считал, что если такая организация существует, то характер её действий являет собой позицию наблюдателя.

С каждой новой беседой М. С. Горбачева с канцлером ФРГ все ближе к своему свершению близился вопрос объединения. Стремительными шагами Г. Коль подводил советского лидера к мысли о необходимости и своевременности объединения ГДР и ФРГ. Правда, порой действия Г. Коля вызывали непонимание, и даже раздражение у советского руководителя. В частности, он был крайне недоволен так называемыми «десятью пунктами» Г. Коля по поводу объединения двух Германий, которые, по мнению М. С. Горбачева носили ультимативный характер [5 с. 220]. Поэтому изначально советский лидер придерживался курса сохранения ГДР, тем более, что после ухода с политической арены Э. Хонеккера ГДР находилась в русле горбачевской политики реформ. Позицию М. С. Горбачева на поддержание статуса-кво в германском вопросе поддерживали руководители Великобритании, Франции, Италии, Польши, опасавшиеся лидерства объединенной Германии в Европе.

Неожиданно для всех, М. С. Горбачев, намеренно исключив возможность участия ГДР, вступил на путь переговоров по воссоединению Германии. Понимая всю неизбежность ухудшения социально-экономического положения восточногерманской территории, лидер Советского Союза предложил организовать продолжительный переговорный процесс между державами-победительницами, направленный на обтолковывание международных взглядов по германской проблеме. Такой подход в решении дел оккупационных держав, прежде всего, был направлен на бесконфликтное решение внешнеполитических трудностей [6].

М. С. Горбачев рассчитывал, что создание единого немецкого государства будет претерпевать поэтапное формирование. Однако устанавливающийся в ГДР регресс социально-экономической жизни и деструкция экономического и финансового положения стран ОВД блокировали воплощение этой стратегии.

На основании вышеизложенных проблем, глава СССР был вынужден изменить свой курс по размеренности выполнения концепции воссоединения Германии. Последующие решения М. С. Горбачева тесно соприкасались с позицией Запада. В 1989 г. по распоряжению главы СССР, начали процесс одностороннего сокращения вооруженных сил Советского Союза. 3 июня 1990 г. на встрече с Дж. Бушем советский лидер принял позицию «членства объединенной Германии в НАТО», не учитывая возражений видных советских и восточногерманских политиков. А в июле 1990 г., состоялись переговоры, завершающие такой длительный и весьма напряженный для Советского союза и стран восточной Германии процесс. Подтверждение и согласование ряда вопросов внешней политики осуществилось в Архызе. Г. Коль предложил М. С. Горбачеву внушительную финансовую помощь, принятием которой, советский лидер в буквальном смысле продал своего главного союзника и партнера. 3 октября 1990 г. Германия обрела единство [11].

История показывает, что реализовать новый внешнеполитический курс, план которого М. С. Горбачев до конца не продумал, не удалось. По мнению посла СССР в ФРГ В. М. Фалина: «Горбачев не имел даже программы развития собственной страны — ни в экономике, ни в политике, ни в социальной сфере, — что уж говорить о какой-то программе объединения Германии?!» [1].

Дипломат так же утверждает, что варианты благоприятного развития событий воссоединения были, но «почему они не были использованы, вопрос остается без ответа; ответить должен Горбачев» [1].

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что позиция М. С. Горбачева в решении немецкого вопроса диктовалась сиюминутной непростой социально-экономической и политической ситуацией как в СССР, так и ГДР, и советский лидер не просчитывал на много шагов вперед последствия принятых им решений.

Литература:

  1. Агишева, Г. Валентин Фалин: «Мы говорим о единстве Германии, а думаем о распаде СССР». Режим доступа: http://forum.ykt.ru/viewtopic.jsp?id=1040408. Дата обращения: 06.12.16
  2. Вяткин, К. С. Гельмут Коль // Вопросы истории. 1995. № 3. С. 47- 51
  3. Бонвеч Б., Галактионов Ю. В.. История Германии: учебное пособие: в 3 т. — М.: КДУ. — Т. 2: От создания Германской империи до начала XXI века. 2008. 128 с.
  4. Горбачев М. С. Как это было: Объединение Германии. М.-СПб., 1999.
  5. Германская политика канцлера Гельмута Коля 1982–1990 гг. ВИРО: Вологда, 2004. 304 с.
  6. Наринский, М. Михаил Горбачев и объединение Германии. Режим доступа: http://his.1september.ru/2003/23/1.htm. Дата обращения: 04.12.16
  7. Потапов А. В. Кризис ГДР в 80-х годах и объединение Германии // Новая и новейшая история. 1991. № 5. С. 134–158.
  8. Прошкин, И. ГДР: Брошенный щит советской империи. Режим доступа: http://myhistori.ru/blog/43744830466/GDR:-broshennyiy-schit-Sovetskoy-imperii. Дата обращения: 04.12.16
  9. Терехов, В. П. Как «закрывался» Германский вопрос // Международная жизнь. 1998. № 8. с. 62–95.
  10. 25 лет со дня падения Берлинской Стены // Документы на русском языке. Режим доступа: http://nsarchive.gwu.edu/rus/GermanReunification.html. Дата обращения: 03.12.16
  11. Хельфельд, М., Королева, Н. Сколько Коль заплатит Горбачеву за объединение Германии Режим доступа: http://www.dw.com/ru/сколько-коль-заплатил-горбачеву-за-объединение-германии/a-5793241. Дата обращения: 01.12.16
Основные термины (генерируются автоматически): ФРГ, советский лидер, Советский союз, СССР, США, Западная Германия, ГДР, Европа, решение, американский президент.


Ключевые слова

США, СССР, ФРГ, ГДР, Гельмут Коль, Э. Хонеккер, М. С. Горбачев, Дж. Буш, В. М. Фалин, процесс объединения

Похожие статьи

Крах политической деятельности М. С. Горбачёва: от Президента СССР до актера рекламы Pizza Hut

В статье рассматривается феномен М. С. Горбачева как политического лидера. В статье выдвигается проблематика изучения роли М. С. Горбачева в процессе распада СССР. Исследуется личное участие Горбачева в этом процессе, рассматриваются его идеи, а такж...

Московский договор 1970 года как пример компромиссного решения сложной международной проблемы

В статье анализируется «новая восточная политика» В. Брандта в отношении к СССР. Рассматриваются причины подписания 12 августа 1970 г. Московского договора между Советским Союзом и Федеративной Республики Германии. С помощью архивных документов и ист...

Проблемы советско-западногерманских отношений 1980–1990 гг. в отечественной историографии

В статье анализируются работы отечественных авторов, посвященные советско-западногерманским отношениям в преддверии объединения двух немецких государств, дается их характеристика с позиции актуальности рассматриваемых аспектов изучаемой темы, и опред...

Проблематика отечественных исследований по истории «новой восточной политики» В. Брандта

В статье анализируются публикации отечественных ученых по истории «новой восточной политики» В. Брандта. Дается анализ этих исследований с точки зрения постановки проблемы, полноты их освещения и источниковой обеспеченности. Определяются основные нап...

Проект генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова по реформированию национально-государственного устройства СССР

Статья посвящена недостаточно изученной в отечественной исторической науке проблеме создания проекта реформирования национально-государственного устройства СССР в период руководства государством генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова. Работа ...

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Исследование политического имиджа М. Саакашвили в 2004–2012 гг.: объективные предпосылки и субъективные оценки

В статье рассматриваются основные факторы, сформировавшие политический имидж М. Саакашвили во время его пребывания на посту президента Республики Грузия. Рассматриваются общественно-политические проблемы, исторические предпосылки, повлиявшие на форми...

«Большая стратегия» США в начале XXI в.

Проанализирована внешняя политика США в начале XXI в. в связи с необходимостью разработки «большой стратегии» в период президентств Дж.У. Буша и Б. Х. Обамы. Исследованы стратегические цели и внешнеполитические средства, их влияние на международную с...

Экономические санкции против России: опыт Китая и российская практика

В статье рассмотрены пути преодоления Россией санкций, установленных против неё Соединенными Штатами Америки, на примере одной из самых динамично развивающихся стран мира — Китая. В статье даётся оценка действий КНР при политическом кризисе 1989 г. и...

Значение хрущевского десятилетия в дальнейшей судьбе СССР

В статье представлен анализ политической деятельности Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС, выделены плюсы и минусы проводимых им реформ. Вследствие чего подведены итоги хрущевского десятилетия, изменившего в дальнейшем ход событий советс...

Похожие статьи

Крах политической деятельности М. С. Горбачёва: от Президента СССР до актера рекламы Pizza Hut

В статье рассматривается феномен М. С. Горбачева как политического лидера. В статье выдвигается проблематика изучения роли М. С. Горбачева в процессе распада СССР. Исследуется личное участие Горбачева в этом процессе, рассматриваются его идеи, а такж...

Московский договор 1970 года как пример компромиссного решения сложной международной проблемы

В статье анализируется «новая восточная политика» В. Брандта в отношении к СССР. Рассматриваются причины подписания 12 августа 1970 г. Московского договора между Советским Союзом и Федеративной Республики Германии. С помощью архивных документов и ист...

Проблемы советско-западногерманских отношений 1980–1990 гг. в отечественной историографии

В статье анализируются работы отечественных авторов, посвященные советско-западногерманским отношениям в преддверии объединения двух немецких государств, дается их характеристика с позиции актуальности рассматриваемых аспектов изучаемой темы, и опред...

Проблематика отечественных исследований по истории «новой восточной политики» В. Брандта

В статье анализируются публикации отечественных ученых по истории «новой восточной политики» В. Брандта. Дается анализ этих исследований с точки зрения постановки проблемы, полноты их освещения и источниковой обеспеченности. Определяются основные нап...

Проект генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова по реформированию национально-государственного устройства СССР

Статья посвящена недостаточно изученной в отечественной исторической науке проблеме создания проекта реформирования национально-государственного устройства СССР в период руководства государством генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова. Работа ...

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Исследование политического имиджа М. Саакашвили в 2004–2012 гг.: объективные предпосылки и субъективные оценки

В статье рассматриваются основные факторы, сформировавшие политический имидж М. Саакашвили во время его пребывания на посту президента Республики Грузия. Рассматриваются общественно-политические проблемы, исторические предпосылки, повлиявшие на форми...

«Большая стратегия» США в начале XXI в.

Проанализирована внешняя политика США в начале XXI в. в связи с необходимостью разработки «большой стратегии» в период президентств Дж.У. Буша и Б. Х. Обамы. Исследованы стратегические цели и внешнеполитические средства, их влияние на международную с...

Экономические санкции против России: опыт Китая и российская практика

В статье рассмотрены пути преодоления Россией санкций, установленных против неё Соединенными Штатами Америки, на примере одной из самых динамично развивающихся стран мира — Китая. В статье даётся оценка действий КНР при политическом кризисе 1989 г. и...

Значение хрущевского десятилетия в дальнейшей судьбе СССР

В статье представлен анализ политической деятельности Н. С. Хрущева на посту Первого секретаря ЦК КПСС, выделены плюсы и минусы проводимых им реформ. Вследствие чего подведены итоги хрущевского десятилетия, изменившего в дальнейшем ход событий советс...

Задать вопрос