В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия бизнеса и власти в России, этапы развития этих взаимоотношений; показаны виды государственной поддержки; проанализированы выделяемые государством субсидии.
Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, АПК, предпринимательство
Следует отметить, что благодаря историческому развитию в современной России сформировались относительно устойчивые и разнообразные связи между властью и бизнесом. В настоящее время существуют проблемы этих взаимоотношений. Сейчас бизнес является самостоятельным субъектом не только социальной, экономической, но и политической жизни страны, что и является причиной проблем согласования интересов государства и бизнеса. В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти наблюдается усиление роли политических факторов, а государство в этих отношениях становится доминирующим.
Сегодня решение политических задач становится неотъемлемой частью экономического развития страны, проводником которого является бизнес. Это порождает естественные основания взаимной заинтересованности и взаимной ответственности: государство становится непосредственным фактором бизнес-процессов, а бизнес — заметным игроком в социальной и политической сферах.
Научный интерес к проблемам взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти обусловлен целым рядом факторов, связанных с основными тенденциями в экономической и политической системах. Формирование специфических моделей взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в Российской Федерации является одним из определяющих факторов успеха реформирования экономики и, как следствие, увеличение темпов экономического роста, а также влияет на эффективность функционирования политической системы [3].
Можно сказать, что вследствие зарождения в 1992 году государственного предпринимательства очень важным стало взаимодействие бизнеса, власти и общества. Дав возможность гражданам заниматься бизнесом, власть, однако, сдерживала его посредством жесткой налоговой, кредитной финансовой политики, что видно из рисунка 1.
Рис. 1. Сравнение основных значений налоговой системы
Проанализировав данные составленной гистограммы, можно чётко увидеть, что сейчас налоговые ставки почти в 2 раза ниже, нежели в 1992 г. Это обусловлено постепенным сращением бизнеса и власти. Государственная политика сейчас направлена не только на повышение стимулов к предпринимательской деятельности, но и на обязывание предпринимателей к постоянному повышению эффективности хозяйствования и повышению налогового потенциала. Что достаточно важно, ведь налоговая система в первую очередь обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства. А величина налогов напрямую зависит от прибыли бизнеса и стоимости его имущества.
На протяжении всего периода после распада СССР характер взаимоотношения власти, бизнеса и общества менялся (табл. 1). Условно можно выделить четыре временных этапа [1].
Таблица 1
Этапы развития отношений бизнеса ивласти
Год |
Этап |
1992–1997 |
Зарождение основ российского лоббизма и отношений с государственными органами, усиление роли регионов и становление практики «кремлевского» лоббизма. |
1998–2001 |
Спад в развитие отношений бизнеса и власти, кратковременная интенсификация, переход контактов на новый уровень. |
2002–2007 |
Развитие взаимных контактов в сфере бизнеса и власти; частичное «сплетение» данных сфер. |
2008–2016 |
Активизация направлений, имеющих экономические и социальные последствия. |
На основе данной таблицы можно проследить тенденцию сближения власти и бизнеса и формирование системы их взаимоотношений. Данная модель характеризуется рядом черт:
− схожие полномочия некоторых государственных структур;
− сужение публичного пространства и теневой характер принятия решений;
− очень высокая роль первых лиц компании в налаживании отношений с властью;
− коррупция;
− наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO);
− значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы;
− непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях) [5].
Следует также отметить, что различные бизнес-структуры используют разный подход в формировании отношений с властью. Можно надеяться, что наиболее активный период формирования подобных отношений в России еще впереди.
Ни один из субъектов бизнеса не в состоянии обеспечить собственную безопасность самостоятельно, каждый из них нуждается в эффективной системе общественной (локальной, государственной, международной) безопасности. Такая безопасность может быть обеспечена посредством общественной организации жизнедеятельности людей на всех уровнях человеческого общества, внутри которых ни один из субъектов бизнеса не обладает способностью оказывать разрушительное воздействие на общество.
Таким образом, какими бы не были цели предпринимателя, он будет нуждаться в эффективной системе поддержки, которую может обеспечить государство. Такая поддержка востребована не только начинающими предпринимателями, но и уже опытными, ведь в условиях кризиса нельзя рассчитывать на прежнюю стабильность.
Пресловутые «лихие девяностые» и все те процессы, что происходили с частным бизнесом в этот непростой период, обусловили ряд стереотипов, связанных с предпринимательской деятельностью в нашей стране. Самый, пожалуй, распространенный из них — малому бизнесу трудно, и в первую очередь — в финансовом отношении. А всё потому, что начинающие предприниматели предоставлены сами себе и их возможное финансовое благополучие — дело рук лишь самих частников, и ничьих больше [4].
Между тем прошло уже два десятка лет — и российская экономика сильно изменилась. Как и государственная экономическая политика. Теперь поддержка малого бизнеса выступает одним из ключевых ее направлений. В рамках этой поддержки в настоящее время функционируют несколько программ, за реализацией которых пристально следит российское правительство. Кроме того, в систему господдержки предпринимателей входит ряд учреждений (как коммерческих, так и некоммерческих), выступающих в роли подрядчиков: банки, инвестиционные фонды, венчурные фонды, общественные организации, государственные учреждения.
Созданы они специально для того, чтобы выступать в качестве связующего звена между государством и предпринимателями. С каждым годом система взаимодействия всех звеньев этой цепочки упрощается, делая само взаимодействие более эффективным. Словом, хочется верить, что финансовая поддержка малого бизнеса в 2016 году станет доступна подавляющему большинству российских предпринимателей — в той или иной степени. Но, если обратиться к данным Министерства экономического развития нашей страны, можно увидеть, что инвестиции в малый бизнес быстрыми темпами сокращаются [2]. Для наглядности, предлагаю обратиться к гистограмме (рис. 2).
Рис. 2. Выделяемые субсидии
В сложившейся ситуации регионам страны придётся самим выбрать и профинансировать приоритетные направления предпринимательской деятельности. С уверенностью можно сказать, что денежные средства направляются на важнейшие сферы экономики: сельское хозяйство, торговлю, инновационные технологии, коммунальные и бытовые услуги, социальное предпринимательство и другие.
Сельское хозяйство (Агропромышленный комплекс) является важнейшей составной частью экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция, и сосредоточен огромный экономический потенциал. Наряду с сокращением общего объема субсидий, субсидирование АПК с каждым годом возрастает. Далее представлена сумма средств, поступающих из федерального бюджета на Госпрограмму развития АПК (тыс. руб.): 2013 г. — 189229107,51; 2014 г. — 221257739,3; 2015 г. — 240069518,21; 2016 г. — 254148824,58 [2].
Современная волна поддержки сельского хозяйства связана с введенными против России санкциями. В таких жестких условиях остро встал вопрос о продовольственной безопасности нашей страны. После объявления ответных санкций, связанных с поставками продовольствия из России, а также курса на импортозамещение в области товаров сельского хозяйства и животноводства, возросла необходимость в долгосрочной стратегии обеспечения продовольствием страны.
При этом стоит учесть, что наша страна долгое время была очень зависима от импортного продовольствия. Безусловно, сейчас на фоне возросшей господдержки аграриев, а также развития отечественного производства эта зависимость должна ослабевать.
У начинающих предпринимателей в любых сферах экономики, в большинстве случаев, не хватает собственных средств для успешного старта. А банки выдают новичкам заёмные средства достаточно неохотно. В этом случае может помочь гарантийный фонд, готовый выступить поручителем по договорам лизинга или кредитным и иным банковским договорам. Подчиняются такие фонды Минэкономразвития, а обращаться за содействием необходимо в тот фонд, который функционирует в регионе регистрации бизнеса.
Также новоиспеченный бизнесмен может принять участие в программе профобразования бизнесменов (что будет для него бесплатно). Еще одной разновидностью поддержки являются льготы по аренде, которые в некоторых субъектах РФ предоставляет городская администрация.
Уверена, ни для кого не секрет, каким мощным оружием является реклама, которая так необходима в бизнесе. Но бывает, что в условиях кризиса на неё не хватает средств. Но выход есть — обратиться за помощью к государству, которое может частично или даже полностью оплатить участие фирмы в Выставках и ярмарках (ведь это тоже является своего рода рекламой). Претенденты отбираются на конкурсной основе, а то, как именно это делается и когда начнется ближайший конкурс, можно узнать с помощью сайта органов поддержки предпринимательства региона, где зарегистрирован бизнес.
Безусловно, это далеко не полный перечень проектов. Однако реализация вышеуказанных способна, по моему мнению, создать необходимые условия для развития бизнеса, а также обеспечить мультипликативный эффект для экономики России [5].
Стоит заметить, что Владимир Путин, выступая на пленарном заседании петербургского экономического форума, отметил, что глубокого кризиса в экономике России не произошло и страна уверенно проходит через полосу трудностей.
Можно сделать вывод, что господдержка малых форм бизнеса в нашей стране действительно существует. Главное — знать, где ее искать. И, разумеется, обладать большим желанием развиваться и вносить вклад в экономику страны. Главное для бизнесмена на современном этапе, когда так важен диалог власти и бизнеса — по возможности найти для себя оптимальный способ взаимодействия с государством. Следовательно, взаимодействие бизнеса и власти в современной России — очень важный вопрос. В ходе работы мы успешно проанализировали меры господдержки бизнеса в условиях кризиса, что позволило выявить основные аспекты взаимодействия бизнеса и власти. На основе полученных знаний мы выделили основные принципы взаимодействия: льготное кредитование, займы, лизинговые отношения, различные контракты, а также соглашения о разделе продукции.
Нельзя не заметить, что современный кризис, безусловно, оказал влияние на современную экономику России. Его воздействия были подвергнуты практически все сектора экономики. Как нам удалось выяснить, в результате этого государство приняло ряд мер, способствующих поддержанию предпринимательства. Ведь предприниматели — основной источник получения налогов государством. Следовательно, без поддержки бизнеса невозможно представить стабильную, хорошо развивающуюся экономическую систему. Однако, приоритетным направлением господдержки мы считаем агропромышленный комплекс. Ведь основополагающей целью мы считаем достижение продовольственной безопасности нашей страны.
Современные экономические отношения развиваются с огромной скоростью, поэтому сложно предугадать перспективы их долгосрочного развития. Можно утверждать только об одном: проводимая государственная политика будет стимулировать развитие различных отраслей экономики, особенно сельского хозяйства. Это приведет к развитию смежных отраслей и к стабильному экономическому росту.
Литература:
- На какую помощь государства могут рассчитывать предприниматели в 2016 году. − URL: http://www.business.ru/article/236-podderjka-malogo-biznesa-2015–2016.
- Программа развития АПК на 2013–2020 годы. − URL: http://www.agro-ferma.ru/ dayatelnost/rekonstruktsiya-sooruzheniy/stati/programma-razvitiya-apk-na-2013–2020-gody.
- Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
- Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2007. № 5. С. 92–97.
- Фокин В. Особенности отношений бизнеса и власти в России. − URL: http:// intertrends.ru/twenty/012.htm.