В статье декоративно-прикладное искусство рассматривается в аспекте формирования межнациональных отношений школьников, что особенно характерно для всех дагестанских народов, так это поразительно развитое, прочно вошедшее в менталитет уважение, пиетет к технологическому опыту старших, к наследию предков.
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство межнациональные отношения, опыт старших наследия предков, менталитет уважением
Культура многонациональной России включает и синтезирует в себе все ценное, что накоплено и имеется в художественном наследии народов, народностей и этнических групп нашей необъятной Родины, в их бытовых традициях, эстетических пристрастиях. Наиболее наглядным примером в этом отношении, во нашему глубокому убеждению, может служить Республика Дагестан с ее совершенно уникальным по совершенству, жанровому и стилистическому разнообразию и «материальному воплощению» народным декоративно-прикладным искусством. Эта горная страна единственная в своем роде: здесь живет, мирно сосуществует и творчески сотрудничает множество коренных, народов и народностей, коренным образом отличающихся друг от друга по обычаям, художественным традициям и, соответственно, эстетически-оценочным критериям. Что особенно характерно для всех дагестанских народов, так это поразительно развитое, прочно вошедшее в менталитет уважение, пиетет к опыту старших, к наследию предков. В то же время указанный фактор ни в коей мере не предполагает какого-либо застоя, стагнации в художественном творчестве. Наследие играет роль своего рода базы, опоры, творческой основы для поиска мастером — профессиональным художником либо народным умельцем новых оригинальных форм и путей художественного выражения творческого замысла. Опыт, в течение многих и столетий накопленный предками, дает возможность новым поколениям освоить и усвоить основополагающие эстетические понятия и принципы, практические умения и навыки. Причём крайне важно не ограничиваться рамками одного, собственного, народа, пусть даже его искусство достигло весьма высокого уровня. При надлежащей постановке эстетического воспитания школьников необходимо знакомить их с художественным творчеством различных стран и народов, с неизвестными в данном регионе жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это, во-первых, поможет им приобрести необходимую сумму знаний, расширит кругозор, а во-вторых, даст активизирующий ассоциативный стимул на практических занятиях изобразительным искусство
Традиции, сложившиеся в различного рода декоративно-художественных ремеслах — ничем не заменимая школа и база художественного образования и эстетического воспитания. Традиции дагестанских народных мастеров- художников помогают привить учащимся усидчивость, аккуратность, тщательность (кстати, эти качества весьма полезны и на занятиях по другим учебным дисциплинам!). Это логическое положение служит базовой основой для того, чтобы преподаватели на сегодняшнем этапе развития народного образования могли более успешно работать и в направлении гармоничного развития учащихся средней общеобразовательной школы. Их художественное образование и эстетическое воспитание не должно сводиться к формированию практических творческих навыков только в одном из многих видов или жанров изобразительного либо декоративно-прикладного искусства. Национальные художественные традиции ни в коем случае не должны стать какой-то догмой — они необходимая ступень для естественного и прочного усвоения основополагающих принципов изобразительного искусства, векового и тысячелетнего межнационального художественного опыта.
Преподаватель учебных дисциплин изобразительного цикла должен уверенно стоять на позициях строго диалектического подхода к гармоническому соотношению национальных и межнациональных факторов как традиций, так и исторически сложившихся жанровых и технических форм художественной деятельности, отнюдь не игнорируя при этом тысячелетиями накопленного опыта мировой — международной, межнациональной — художественной культуры.
Сочетание и умелое использование в учебном процессе художественных достижений наций и народов в области различных видов искусства крайне и принципиально важно в нормализации и сплочении межнациональных отношений.
В наше время спорят, какой именно национальности были известные политические деятели (например, имам Шамиль), художники, писатели и т. д., забывая при этом, что большинство людей, внесших вклад в историю культуры той или иной страны, принадлежит нескольким культурам. А это более ценно, нежели их «паспортная» национальность. Кто такой Ф. А. Рубо, Горшельт, Е. А. Лансере, А. Н. Бенуа, В Нижинский, И. Грабарь, Я. Паулюк, М. Шемякин, внесшие неоценимый вклад как в свою национальную, так в межнациональную и, в конечном счете, мировую культуру. Столь популярный ныне М. Шемякин, будучи по происхождению русским, стал весьма известным американским художником. Примеры можно продолжить.
Дагестанскую художественную культуру творят представители многих национальностей, но мир знает именно дагестанских мастеров, не подразделяя их на аварских, даргинских, лезгинских, кумыкских и др.
А к какой — дагестанской, немецкой или американской культуре относится творчество Халил-Бека Мусаясула? Его духовное богатство на фоне европейской культуры — национально, а профессионализм — мирового уровня. Уточним, что в течение долгих лет его творчество было практически недоступно народу как России, так и Дагестана. Сегодня мы считаем важным рекомендовать активно использовать его педагогическое наследие в воспитании межнациональных отношений, продемонстрировать достоинства его творчества на мировом уровне, роль в деле сплочения наций и народов.
Воспитательная задача на сегодняшний день заключается в том, чтобы научить детей и подростков обеспечивать волевое управление эмоциональной сферой своего поведения, сохранять эмоциональную устойчивость в экстремальных, напряженных обстоятельствах. Крайне важно предвидеть и, соответственно, предупреждать ситуации, которые могут привести к разрешению межнациональных разногласий на эмоциональном уровне. Следует всемерно t улучшать морально-этический и психологический климат, формировать обстановку уважения, интереса, доверия и дружелюбия к окружающим, их традициям, культуре, языку, особенностям поведения в повседневном быту. На этой основе педагог и должен формировать культуру межнационального общения в среде учащихся.
Важнейшим условием формирования у детей и молодежи, особенно подростков, позитивною опыта межнационального общения является целенаправленное, ненавязчивое, как бы спонтанное создание в многонациональном коллективе положительной, латентной морально-психологической атмосферы. При этом важнейшая роль «международного языка» своего рода эсперанто, должна принадлежать искусству, главным образом, изобразительному, как важнейшему средству сближения и сплочения учащихся разных национальностей.
Весьма целесообразно и крайне важно использовать в этом процессе подобранные соответствующим образом произведения искусства разных народов, так как это действенно помогает воспитанию социально-психологических, мировоззренческих и нравственных чувства. И здесь очень важным является формирование межнациональных отношений учащихся на основе воспитательных возможностей произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Литература:
- Василенко В. М. Русское прикладное искусство. — М: Искусство, 1977.
- Гасанов З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан //Педагогика: научно-теоретический журнал / Ред. В. П. Борисенко, В. О. Кутьев. — 2005. -№ 6 2005.
- Максимов Ю. В. Народное декоративно-прикладное искусство — детям. — В. кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное-искусство — детям. — М., 1976.
- Магомедова З. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана, как средство нравственного воспитания. Махачкала, 1980.
- Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. — М.: Изобразительное искусство, 1983.
- Раджабов И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. — Махачкала: Даучпедгиз, 1990.