В статье описаны акмеологический подход, акмеоцентрический подход, акмеографический подход, а также инновационный метод — акмеограмма, характеризующий уровень знаний, умений, личностных качеств будущего учителя, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства.
Ключевые слова: акмеология, акмеологический подход, акмеоцентрический подход, акмеографический подход, акмеограмма
Реформирование непрерывного образования в Республике Узбекистан направлено на формирование нового поколения кадров с высокой профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу. Коренные общественные преобразования требуют пересмотра педагогических тенденций, активного развития новых подходов к образовательному процессу и подготовки педагогов. Изменение роли преподавателя обозначается в педагогической литературе как смена ролей в образовательной парадигме. Современный преподаватель рассматривается как эксперт в области обучения и учения, причем это определение охватывает аспект постоянного самосовершенствования преподавателей в рамках повышения квалификации и обязательного самообразования. На современном этапе подготовки будущих педагогов к их профессиональной деятельности актуальным становится акмеологический подход.
Акмеология — наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершины профессионализма, творческого долголетия человека. Из научных источников известно, что мировоззренческие идеи о совершенствовании человека, полноте его самореализации в жизни и деятельности отражены в работах философа Древней Греции Сократа. Сократ своим умением вести диалоги с учениками, давал прекрасный образец стимулирования работы мысли, включения в дискуссию, тем самым формируя умение производить самокоррекцию. Через «атаку продуманных вопросов» Сократ инициировал в своем собеседнике интеллектуальную активность, заставлял за внешней легкостью вопроса увидеть его глубинную суть и подвести к самостоятельному решению своих суждений.
Самореализация творческого потенциала предполагает самопознание ими рефлексию. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения еще в древнегреческой философии. Это оказало большое влияние на педагогические мысли и широко использовалось в психологической науке.
Чешский мыслитель-гуманист, педагог Я. А. Коменский, занимаясь проблемой личностного становления учащихся, говорил об особой роли учителя, продуктивности его труда, о постоянном самосовершенствовании: «Только тогда работа каждого учителя будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем, когда он будет неустанно трудиться над собой».
Известный дидакт И. Г. Песталоцци, мечтавший о социальном преобразовании общества путем развития истинно человеческих сил, пропагандировал идею разностороннего и гармоничного воспитания, согласующего с природой самого учащегося. Настаивая на неразрывности обучения и воспитания, он ввел в педагогику понятие «воспитывающее обучение», совмещающее умственное образование с воспитанием определенных качеств личности, «способствующих дальнейшему нравственному и профессиональному становлению человека».
Системообразующим элементом в концепции о воспитании К. Н. Вентцеля выступает принцип самооценки личности. Он полагает, что воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен во благо личности. В качестве фактора самореализации личности К. Н. Вентцель определяет свободу. При этом он отмечает, что каждый человек имеет право на свободу выбора, достижение личных жизненных целей. «Свобода, по его мнению, является уникальным критерием в создании образовательной системы».
С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием — акмеологический подход. Акмеологический подход является базисным обобщающим понятием, выступающим как совокупность принципов, приемов и методов, позволяющая решать акмеологические проблемы и задачи. В то же время в рамках данного подхода сформировались и иные, ориентированные с преимущественной опорой на конкретные акмеологические методы. Среди них в первую очередь хотелось бы назвать акмеоцентрический и акмеографический. Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических. Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. Акмеографический подход — обобщающий психолого-акмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного). Акмеограмма — основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Вышеперечисленные методы будут способствовать эффективному проведению научных акмеологических исследований, а также решению задач прогрессивного развития личности. Методический инструментарий акмеологии совершенствовался и расширялся в процессе становления акмеологии как науки. На формирование методического акмеологического инструментария существенное влияние оказали два главных фактора: комплексный, интегративный характер акмеологии как науки и ее близость к родовой науке — психологии. В результате в акмеологических исследованиях и акмеологической практике можно было обнаружить широкий спектр применяемых методов, как общенаучных, так и методов других наук. По мере становления акмеологии, расширения ее проблемного и предметного полей все острее ставился вопрос о создании собственно акмеологических методов и технологий. В этом направлении стали проводиться интенсивные научные исследования, результатом которых явилась разработка акмеографических описаний и акмеограмм, формулирование основных положений акмеологического и акмеографического подхода, разработка гуманитарных технологий.
Прежде всего, хотелось бы обратиться к методам, применяемым в акмеологии, и конечно же собственно акмеологическим методам. Вопросам применения общенаучных методов и методов некоторых наук в акмеологических исследованиях посвящены работы С. А. Анисимова, Н. И. Конюхова, Б. С. Павлова и других авторов. Проведя анализ и систематизацию, авторы классифицировали все методы по двум основаниям: теоретические и инструментально-практические. В свою очередь, данные две группы содержали несколько подгрупп. Огромную роль в акмеологических исследованиях и акмеологической практике играют психологические методы. Анализ полученных данных в значительной степени осуществляется с акмеологических, а не психологических позиций. В результате психологические методы приобретают акмеологическую специфику.
Литература:
- Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н. В. Кузьминой, Э. М. Зимичева. СПб., 2000.
- Ананьев С. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.
- Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методологоприкладные основы акмеологического исследования. М., 2000.