Самооценка является важнейшим показателем развития личности.
Формирование самооценки в онтогенезе отражено в работах Л. И. Божович, автор отмечает, что на протяжении раннего и дошкольного детства происходит формирование самооценки под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего школьника учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний [1].
С точки зрения А. И. Липкиной от уровня самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой они не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение [3].
Е. В. Ишмаметьева предлагает подразделять самооценку на следующие виды: завышенная неадекватная, высокая адекватная, заниженная неадекватная, адекватная устойчивая [2].
Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность и требовательность к себе. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.
Объектом исследования служили дети, школьники г. Екатеринбурга 4 классов, выпускных классов начальной школы при разных вариантах обучения (гимназия, лицей и обычная школа), всего 81 человек.
В исследовании принимали участие 37 мальчиков и 44 девочки, в возрасте — 10–11 лет.
При исследовании самооценки учеников при разных вариантах обучения использовали две методики — «Лесенка», адаптированная А. И. Липкиной для младших школьников и «Какой Я».
По методике «Лесенка» школьник ставит себя на определенную ступеньку, оценивая сам себя. Данная методика выявляет самооценку (таблица 1).
Таблица 1
Распределение младших школьников при разных вариантах обучения по уровню самооценки (по методике «Лесенка»)
Ступеньки |
Уровень |
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
1–3 |
Низкий уровень самооценки (заниженная) |
1 |
4 |
- |
0 |
1 |
4 |
4–7 |
Средний уровень самооценки (правильный) |
17 |
68 |
20 |
64,5 |
12 |
48 |
8–10 |
Высокий уровень самооценки (завышенная) |
7 |
28 |
11 |
35,5 |
13 |
48 |
Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея.
В 1 и 2 группах преобладает правильная самооценка (средний уровень), дети адекватно оценивают свои возможности; в 3 группе практически поровну средний и высокий уровни, дети переоценивают свои возможности. Низкий уровень практически отсутствует.
В среднем ступеньки распределились следующим образом: в1 гр.- 6,9 (7 ступенька), во 2 гр.-6,8 (7 ступенька) и в 3 гр.- 7. В среднем получается практически одинаковое значение, правильный (средний) уровень самооценки.
Таким образом, по методике «Лесенка» получены практически одинаковые показатели. Все учащиеся независимо от варианта обучения в среднем выбрали 7 ступеньку, что говорит о правильном (среднем) уровне самооценки. Дети в основном адекватно оценивают себя. Однако, следует отметить, что в обычной школе довольно высокий показатель завышенной самооценки (35,5 %), дети переоценивают свои возможности.
При тестировании использовали методику «Какой Я» для определения восприятия и оценки учеником самого себя. Пользуясь представленным протоколом, у ребенка спрашивали, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный) и трудолюбивый.
Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов, ответы типа «не знаю» или «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности: 10 баллов — очень высокий, 8–9 баллов — высокий, 4–7 баллов — средний, 2–3 балла — низкий, 0–1 балл — очень низкий
Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да» на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда», «честный всегда», можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам
Полученные результаты представлены в таблице 2 и на рисунке 1.
Таблица 2
Распределение младших школьников при разных вариантах обучения по уровню самооценки (по методике «Какой Я»).
Баллы |
Уровень |
1 гр. |
2 гр. |
3 гр. |
|||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
||
10 |
Очень высокий |
1 |
4 |
2 |
6,5 |
- |
0 |
8–9 |
Высокий |
15 |
60 |
10 |
32,3 |
10 |
40 |
4–7 |
Средний |
9 |
36 |
18 |
58 |
14 |
56 |
2–3 |
Низкий |
- |
0 |
1 |
3,2 |
1 |
4 |
0–1 |
Очень низкий |
- |
0 |
- |
0 |
- |
0 |
Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея.
Очень высокий уровень предполагает, что ребенок бывает недостаточно критичен к себе. Очень низкий уровень может говорить о том, что ребенок неадекватно оценивает себя, возможно его недооценивают взрослые.
Как видно из таблицы, во всех группах преобладает высокий и средний уровни, что говорит об адекватности самооценки детей.
На рисунке 1 отображены баллы по самооценке младших школьников при разных вариантах обучения.
Рис. 1. Самооценка у младших школьников при разных вариантах обучения, баллы. Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея
Как видно из рисунка, показатели самооценки школьников ровные, достаточно высокие и почти не отличаются, независимо от вариантов обучения.
Анализируя данные, полученные в результате обработки двух методик, можно сделать вывод о том, что, независимо от вариантов обучения, школьники в основном правильно оценивают свои возможности. Представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети умеют анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думают о себе. Они больше ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Низкий уровень составляет от 1 до 4 %, а очень низкий уровень практически отсутствует.
Литература:
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л. И. Божович. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.].
- Ишмаметьева Е. В. /Е. В. Ишмаметьева // Начальная школа плюс До и После, 2004. — № 6; 18, с. 322
- А. И. Липкина, М., «Знание» 1976г.
- Константинова Н. И. Развитие самооценки в младшем школьном возрасте// Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. — Новосибирск: СибАК, 2011. 2003. — 112 с.