Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 16.01.2017

Статья просмотрена: 7090 раз

Библиографическое описание:

Кольберг, Н. А. Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения / Н. А. Кольберг, С. В. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 698-700. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38250/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается вопрос школьной мотивации у учеников 4 классов, выпускников начальной школы при разных вариантах обучения. Определяли уровень школьной мотивации по методике Н. Лускановой. Все учащиеся показали в основном хорошую школьную мотивацию. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Ключевые слова: мотивация, уровень мотивации, адаптация, учебный процесс

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников [1].

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У младших школьников появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя; овладевать новыми знаниями, навыками, умениями; получать хорошие отметки, одобрение со стороны взрослых; быть лучшим учеником; выполнять общественную роль.

В младшем школьном возрасте энергично развивается мотивационная сфера, появляется потребность, связанная с учебной деятельностью, потребность в точном выполнении требований педагога, желание высокой оценки, потребность в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, необходимости в общении со сверстниками. Главенствующими на этом возрастном этапе являются познавательные потребности и желания. [5].

А. К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ребенка на разные стороны учебной деятельности, выделяет познавательные и социальные мотивы. [4].

Т. В. Луговая отмечает, что умение учиться предполагает наличие у детей учебно–познавательной мотивации, умение ставить цель предстоящей деятельности и планировать её, владеть самоконтролем и самооценкой. [3].

Результаты исследования развития мотивации младших школьников — на уровне деятельности (учебная мотивация) и на надситуативном уровне (мотивация, отражающая отношение к миру и себе, и определяющая основные тенденции поведения) представлены в работах И. Ю. Кулагиной и С. В. Гани. [2].

Анализ исследований зарубежных и отечественных психологов помогает сделать вывод о неоднозначности подходов к определению, пониманию сущности, природы, структуры, а также методов изучения мотивации учебной деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Существует большое разнообразие факторов, влияющих на мотивацию младших школьников, на эффективность процесса обучения.

В нашем исследовании участвовали дети, школьники 4 классов г. Екатеринбурга, выпускных классов начальной школы при разных вариантах обучения (гимназия, лицей и обычная школа), всего 81 человек.

В исследовании принимали участие 37 мальчиков и 44 девочки, в возрасте — 10–11 лет.

Использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Методика включает в себя анкету из 10 вопросов и с 3 вариантами ответов. Испытуемым предлагается выбрать один ответ. Каждому ответу соответствует определенное количество баллов. По сумме баллов делается вывод об уровне мотивации школьников.

После обработки результатов выявлены следующие показатели (табл.1, рис.1).

Таблица 1

Распределение уровней мотивации по группам (по вариантам обучения)

Уровни мотивации

1 гр.

2 гр.

3 гр.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

Первый

5

20

4

12,9

-

0

2

Второй

9

36

16

51,6

11

44

3

Третий

7

28

4

12,9

8

32

4

Четвертый

3

12

6

19,4

3

12

5

Пятый

1

4

1

3,2

3

12

Условные обозначения: 1 гр. — ученики гимназии, 2 гр. — ученики обычной школы, 3 гр. — ученики лицея.

У детей, имеющих первый высокий уровень школьной мотивации, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такие ученики следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны; переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень — хорошая школьная мотивация. Такие показатели, как правило, у большинства учащихся младшего школьного возраста. Ученики успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей, как правило, внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень — низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия; на уроках часто занимаются посторонними делами. Такие ученики, как правило, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Пятый уровень — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью. Кроме того, они испытывают проблемы в общении со сверстниками (одноклассниками), во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается такими учениками как враждебная среда, поэтому они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у таких детей отмечаются нервно-психические нарушения.

В целом в гимназии 56 % учеников имеют 1 и 2 уровни мотивации, то есть хорошую школьную мотивацию; в обычной школе — 64,5 %, в лицее — 44 %.

На рисунке 1 представлены результаты оценки школьной мотивации у младших школьников при разных вариантах обучения.

Рис. 1. Оценка школьной мотивации у младших школьников при разных вариантах обучения. Условные обозначения: 1 гр. — учащиеся гимназии, 2 гр. — учащиеся обычной школы, 3 гр. — учащиеся лицея

Как видно из рисунка, наиболее высокий показатель оценки школьной мотивации отмечен у учащихся гимназии, в обычной школе этот показатель почти не отличается от гимназии, а в лицее он значительно ниже.

Таким образом, все учащиеся показали в основном хорошую школьную мотивацию (наиболее высокий показатель — в обычной школе). Ученики успешно справляются с учебной деятельностью, проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Такие дети находят интерес в уроках. Подобный уровень мотивации является средней нормой. Вместе с тем, у учащихся лицея довольно высокий показатель третьего и четвертого уровней, по сравнению с детьми гимназии и школы, такие дети имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей, как правило, внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает в меньшей степени. Возможно, это связано с трудностями программы, основной упор которой идет на дисциплины технического характера (математика).

Литература:

  1. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995
  2. Кулагина И. Ю., Гани С. В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 2. — С.102–109].
  3. Луговая Т. В. Как научить детей учиться // Сельская школа. — 2011. –№ 2. — С.108–115].
  4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М.: Просвещение, 1990].
  5. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник / В. С. Мухина. — Москва: ACADEMIA, 2006. С. 414.]
Основные термины (генерируются автоматически): школьная мотивация, обычная школа, учебная деятельность, вариант обучения, ребенок, хорошая школьная мотивация, школа, младший школьный возраст, подобный уровень мотивации, учебный процесс.


Похожие статьи

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы первоклассников

В данной статье рассматриваются гендерные особенности готовности к обучению среди учащихся средней школы. Выводы показывают разницу в мотивации девочек и мальчиков к обучению, т. е. девочки более заинтересованы в обучении и имеют более высокие требов...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена с...

Похожие статьи

Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения

В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.

Изучение готовности младших школьников к переходу к обучению в основной школе

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Гендерные особенности эмоционально-личностной сферы первоклассников

В данной статье рассматриваются гендерные особенности готовности к обучению среди учащихся средней школы. Выводы показывают разницу в мотивации девочек и мальчиков к обучению, т. е. девочки более заинтересованы в обучении и имеют более высокие требов...

Личностная готовность младших школьников к переходу на среднюю ступень обучения

Сложилось определенное противоречие между требованиями основной школы и готовностью младших школьников их принять. Это обуславливает постановку следующей проблемы исследования, какое значение имеет личностная готовность младших школьников для переход...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Пути формирования учебной мотивации у учащихся начальной школы

В статье анализируются основные пути формирования позитивной учебной мотивации у младших школьников.

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения

В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Проблема подготовки будущих педагогов-психологов к развитию учебной мотивации у младших школьников

В статье обсуждается проблема подготовки будущих педагогов-психологов к формированию учебной мотивации младших школьников. На основе результатов экспериментального исследования особенностей учебной мотивации младших школьников авторами представлена с...

Задать вопрос