В данной статье идет речь о миграции беженцев с Ближнего Востока и ее связи с экономикой, при этом целесообразно уделить особое внимание Германии, т. к. основной миграционный поток сконцентрирован в данной стране.
Ключевые слова: беженцы, миграционный поток, экономический кризис, политическое убежище
Потоки мигрантов из стран ближнего востока могут стать угрозой для экономики Евросоюза и не только. Основная часть миграционной волны на данный момент располагается в Германии, что для всех не является секретом. «Рандеву с глобализацией» — так министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле описал новое миграционное явление [1]. Никогда еще люди не были столь мобильны. Жертвы гражданских войн раньше оседали в соседних странах, но сегодня они ищут свое будущее там, где наблюдают четкую картину благополучия, мира и гуманности людей. В результате Германия столкнулась с «крупнейшим вызовом после воссоединения страны» [1], как выразилась федеральный канцлер Ангела Меркель в одном из своих правительственных заявлений. Пока страна, сказавшая «Мы справимся с этим», старается держать свое слово. При всех имеющихся проблемах местные структуры довольно хорошо справляются с наплывом беженцев. Довольно быстро сформировалась сеть логистики, благодаря которой новоприбывшие быстро распределяются по всей стране. Наибольшее бремя вынуждены были нести города на юге Германии, в которые прибывали потоки все новых и новых беженцев. Оказывают им помощь церковные общины, медсестры после работы, гимназисты, школьники и студенты во время каникул. Многие работают непрерывно, а некоторые — на грани своих сил.
Вопросом о границах культуры гостеприимства задаются отнюдь не только граждане, у которых пришельцы с чужеземной культурой вызывают чувство неуверенности и страх, но и доброжелательно настроенное население, которое озабочено тем, как долго все это может продолжаться.
В финансовом плане массы беженцев пока не проблема для страны. Федеральное правительство дополнительно выделило 4,1 млрд. евро федеральным землям и коммунам, которые в рамках федеративного государственного устройства несут на себе основное бремя [2]. Федеральные власти обязались увеличить сумму, на случай если денег не будет хватать. В федеральном бюджете на 2016 г. временно были запланированы дополнительные расходы на 6,1 млрд. евро [2]. Несмотря на это, иллюзий никто не строит. Если ежедневно в страну прибывало и прибывает такое количество мигрантов, то все планы — начиная от жилищного строительства и кончая рынком труда — должны иметь существенные изменения. Образцом может служить интеграционный пакет баварского земельного правительства. Почти 3,3 млрд. евро, по подсчетам федеральной земли, потребуется в 2016 г. на инфраструктуру, интеграционные курсы, но прежде всего на 3700 новых рабочих мест в органах управления, из них 1200 мест приходится на одних лишь учителей и социальных педагогов [2]. Параллельно этому предприятия в этой федеральной земле обязались только в следующем году создать 20 000 мест для работы, профессионального обучения и практики [2].
По расчетам большинства экономистов, в среднесрочной перспективе беженцы смогут принести стране выгоду, которая возместит расходы первых лет. Прежде всего, среди сирийцев много людей с хорошим образованием и квалификацией. Тот, кто может заплатить 3,000–10,000 евро контрабандистам, является в большинстве случаев выходцем из средних и высших слоев общества. В принципе никто не спорит с тем, что дальнейший бесконтрольный приток беженцев в Германию стал бы для нее непосильным бременем в практическом, политическом и общественном смыслах [2]. Канцлер Меркель и дальше собирается демонстрировать прибывающим беженцам «приветливое лицо», однако подчеркивает, что поток беженцев надо упорядочить, урегулировать и, не в последнюю очередь, уменьшить [3].
В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс) [4]. И это данные официальной статистики — то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев. Около 35 % потока устремлено в Германию [4].
Что касается решения вопроса беженцев на Ближнем Востоке, то внешняя политика Евросоюза нацелена, прежде всего, на стабилизацию ситуации в Сирии. В 2015–2016 г. Министр иностранных дел Штайнмайер провел множество непростых консультаций в Эр-Рияде, Тегеране, Анкаре, Бейруте, Аммане и Вене [5]. Наиболее успешными оказались консультации в Вене. По итогам переговоров было принято коммюнике из девяти пунктов. В рамках политического процесса представителям правительства и оппозиции Сирии предстоит под эгидой ООН договориться о заслуживающем доверие, инклюзивном управлении, включающем представителей всех религиозных групп. За этим должны последовать принятие новой конституции и свободные выборы под наблюдением ООН, в которых будут принимать участие все сирийцы, в том числе живущие за рубежом [5]. По отношению к африканским странам, из которых в Европу также отправляются очень многие, проводится несколько другая политика.
Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри Европейского союза не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы — Италию, Грецию и Венгрию.
Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.
В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают различные террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50 % — это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения имеют место [6]. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях [6]. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях [6]. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс. джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев [6]. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.
Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали оградными отрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой — условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первое время проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.
Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун — проявить «голос морали и голос сострадания» [7]. В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира — с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой — мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата — мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации [7]. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.
Миграционный кризис в Европе показал, что общеевропейская система убежища молода и несовершенна, ведь право на убежища внутри Европейского союза выстроено каждым государством самостоятельно. Разнородность правовых механизмов, отсутствие единой политической воли и недостаток общеевропейского менеджмента проблемы в настоящее время являются причинами расползающейся гуманитарной катастрофы на европейском континенте [8]. А так же миграционный кризис несет риски ослабления экономики ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности. Но все это должно стать важным уроком для мировой истории — в основе политики любого государства в первую очередь должны лежать национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.
Литература:
- Fluchtursachen wirkungsvoll bekӓmpfen [Электронный ресурс] // Deutschland.de. Режим доступа: https://www.deutschland.de/de/topic/politik/deutschlandeuropa/fluchtursachen-wirkungsvoll-bekaempfen
- Herausforderung für ein ganzes Land [Электронный ресурс] // Deutschland.de. Режим доступа: https://www.deutschland.de/de/topic/politik/deutschlandeuropa/herausforderung-fuer-ein-ganzes-land
- Jugend forscht [Электронный ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: http://www.jugend-forscht.de
- Миграционный кризис в Европе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://rusrand.ru/analytics/migracionnyy-krizis-v-evrope
- Эффективно бороться с причинами бегства [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.deutschland.de/ru/topic/politika/germaniya-evropa/effektivno-borotsya-s-prichinami-begstva
- Выступление Владимира Алексия в Лиссабоне на форуме «От экономического кризиса беженцев и терроризма — в кризис Европейского союза» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kpu.ua/ru/85222/vystuplenye_vladymyra_aleksyja_v_lyssabone_na_forume_ot_ekonomycheskogo_kryzysa_bezhentsev_y_terroryzma__v_kryzys_evropejskogo_sojuza
- Пан Ги Мун признал раскол в Европе из-за беженцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://fapnews.ru/239617-pan-gi-mun-priznal-raskol-v-evrope-iz-za-bezhentsev
- Игнатова М. Н., Ефремова С. Н. Проблема миграции в Европе на примере Германии. Пути решения // Материалы конференции «Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития». — Москва: ИД Университетская книга, 2016. — С. 225–228