Рассмотрены возможности международного бизнес-форума как способов реализации современной экономической дипломатии, показаны значимость их проведения бизнес-площадок для субъектов Российской Федерации, их вклад в формирование устойчивого инвестиционного климата и привлечения зарубежных партнеров в регионы РФ.
Ключевые слова: экономическая дипломатия, международный бизнес-форум, малый бизнес, транснациональные корпорации (ТНК), особая экономическая зона (ОЭЗ)
Усиление межгосударственных и межрегиональных интеграционных процессов, связанных с глобализацией общества, способствуют формированию новых векторов успешной реализации государственной политики. Основным вектором такого развития на современном этапе являются межгосударственные экономические отношения. В сфере экономики интеграционные процессы, усиление роли присутствия иностранных государств и иностранных инвесторов в национальном секторе той или иной страны, послужили возникновению такого понятия, как «экономическая дипломатия». Экономическая дипломатия, по своей сути, стала основой дипломатического регулирования процессов, происходящих на мировой экономической арене, выполняя при этом функции обеспечения внешнеэкономической безопасности страны, создания в стране условий для выгодного экономического сотрудничества, а также расширения форм внешнеэкономических связей.
Одним из ключевых методов экономической дипломатии России в последние годы становится проведение форумных бизнес-площадок, с целью интеграции субъектов Российской Федерации в мировую экономику, а также подписания международных экономических соглашений, поиска инвесторов на взаимовыгодных условиях. С наступлением так называемой «санкционной эпохи» для российской экономики необходим поиск новых зарубежных партнеров, переориентация производства, поиск новых рынков сбыта российской продукции, а также заключение качественно-новых инвестиционных соглашений. Бизнес-форумы, в данных экономических условиях, безусловно, становятся для России эшелоном международного сотрудничества.
Бизнес-форумы способствуют формированию положительного бизнес-климата для России и её субъектов. На протяжении последнего десятилетия основными каналами осуществления международного экономического сотрудничества субъектами Российской Федерации являлись малый бизнес и транснациональные корпорации.
Малый бизнес в российских регионах, находящийся в совместном ведении с иностранными партнерами, являлся одним из перспективных векторов влияния на внешнеэкономические связи всей страны в целом. Правительство Российской Федерации уделяло данному направлению особое место, о чем свидетельствует программа развития сотрудничества Российской Федерации и ей субъектов в сфере малого и среднего предпринимательства с иностранными государствами, опубликованная на сайте Минэкономразвития РФ. Однако, с введением санкций в отношении России, а также ухудшения отношений с Украиной, предпринимательская деятельность, в частности в приграничных регионах РФ пошла на спад. В настоящее время наблюдается большая концентрация малых предприятий на границе с Казахстаном и Республикой Беларусь, что связано с существованием Торгового союза между странами. Ярким примером может служить большое количество магазинов с продукцией белорусской текстильной промышленности в приграничных Брянской и Смоленской областях. До момента введения санкций в отношении России со стороны ЕС и ответных действий РФ подобная ситуация наблюдалась и в граничащей с Финляндией Республике Карелия.
Анализируя деятельность иностранных ТНК в России, можно в целом отметить, что их деятельность размещена географически крайне неравномерно. Основная концентрация международных компаний приходится на регионы с высокоразвитой инфраструктурой, т. е. в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге, а региональные экономики в данном случае ожидает застой.
Необходимо создание инвестиционной основы внешнеэкономического сотрудничества регионов, особенно в рамках Особых экономических зон (ОЭЗ). ОЭЗ концентрируются в наиболее выгодных для формирования устойчивого бизнес-климата субъектах РФ и являются привлекательными для иностранных инвесторов, особенно это касается ресурсодобывающей и обрабатывающей промышленности. Всё это в свою очередь ведёт к улучшению инфраструктуры регионов. Подобные инвестиционные вложения регионы РФ могут получить в результате достойной презентации своей экономической деятельности в рамках проведения бизнес-форумов [1].
Создание и реализация программы форумных бизнес-площадок напрямую соответствует Концепции внешней политики Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 30.11.2016 г. № 640 и её основным задачам, то есть способствует созданию благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России и её субъектов, формированию отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействует развитию конструктивного диалога и партнерства [2].
Международные экономические форумы способствуют реализации Концепции. Об этом свидетельствует, например, проведенный в июле 2016 года в г.Курске Среднерусский экономический форум, который направлен на успешное развитие экономики в регионах Центрального федерального округа [3]. Курская область является приграничным регионом, и его экономическая деятельность напрямую зависела от сотрудничества с сопредельной Украиной. Не смотря на разрыв отношений с данным государством в результате реализации международной форумной компании, экономические показатели региона лишь повышаются. В работе Среднерусского экономического форума, который в 2016 году прошел уже в пятый раз, приняли более 2000 человек из 16 регионов России и 8 зарубежных стран (Германии, Израиля, Болгарии, Беларуси, Индии, Индонезии и других). Благодаря данному экономическому Форуму основываясь на показателях Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, Курская область вошла в число топ-20 [4].
Следует отметить, что особую роль в формировании тезисов Концепции внешней политики Российской Федерации и Стратегии экономического развития России сыграл Московский экономический форум, который стал ведущим в сфере экономической форумной кампании. В работе данного форума приняли участие ведущие российские и мировых эксперты, политики, предприниматели и экономисты, которые обозначили теоретические основы успешной реализации внешнеэкономических связей России и её субъектов. Безусловно, участники Форума из субъектов РФ смогли не только привезти в свои регионы научную основу рационального установления внешнеэкономических связей, тот опыт, который они получили в результате работы Форума, но и привлечь партнеров и инвесторов из-за рубежа.
Возвращаясь к теме влияния международной форумной кампании на деятельность субъектов Российской Федерации необходимо отметить, что особое место, как в рамках Концепции внешней политики РФ, так и в рамках приграничного сотрудничества регионов, выделяется сотрудничеству в рамках СНГ и Таможенного Союза, как приоритетным направлениям внешней политики Российской Федерации. Это означает, что сотрудничество субъектов РФ с зарубежными партнерами, входящими в состав данных союзов, имеет ряд привилегий — упрощение порядка заключения торговых соглашений, снижение торговых пошлин и налоговых сборов. В соответствии со статьей 51 данной Концепции ключевой задачей является углубление и расширение интеграции в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Республикой Армения, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой в целях стабильного развития, гармонизации интеграционных процессов в Европейском и Евразийском регионах [2]. Осуществление данных интеграционных процессов в полной мере возможно благодаря проведению в приграничных регионах: республике Алтай, Новосибирской области, Брянской области, а также в Северо-Кавказском федеральном округе бизнес-площадок по взаимовыгодному экономическому сотрудничеству.
Исходя из вышесказанного можно предложить классификацию бизнес-форумов: международные форумы в рамках отдельного региона (Славянский форум в Брянской области) — охватывает взаимоотношения конкретной области с иностранными партнерами, международные форумы в рамках федерального округа (Среднерусский экономический форум) — сотрудничество регионов входящих в один федеральный округ и зарубежными партнерами, Всероссийские экономические форумы — участие всех или почти всех субъектов РФ, с целью привлечения иностранных партнеров.
Показателями эффективности проведения подобного рода форумов, служат результаты, а также тезисы выявленные в ходе их работы. Хотелось бы выделить Восточный экономический форум (ВЭФ-2016), который состоялся 2–3 сентября 2016 года. На ВЭФ-2016 подписано инвестиционных соглашений с зарубежными партнерами на общую сумму 1,63 триллиона рублей. Еще одной крупной экономической площадкой стал Красноярский экономический форум 18–20 февраля 2016 года, в ходе работы которого приняли участие 54 региона России и члены делегаций из 35 стран мира. Одной из ведущих площадок трансляции регионального потенциала в сфере международного бизнеса стал Международный бизнес-саммит, который в 2016 году прошел в Нижнем Новгороде в пятый раз [5].
Таким образом, создание бизнес-форумов способствовало: поиску областей взаимовыгодного международного сотрудничества; выработке стратегии перспективного развития внешнеэкономического сотрудничества без ущемления национальных интересов страны; поиску качественно-новых векторов развития международного бизнеса в эпоху глобализации и регионализации.
Литература:
- Бычкова, Л. В. Состояние и перспективы развития взаимовыгодного партнерства Курской области и Беларуси [Текст]: статья / Л. В. Бычкова, И. Г. Быкова // Сборник Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего: Международная научно-практическая конференция. — 2015. — С. 69–72
- Концепция внешней политики Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 640 [Электронный ресурс]// http://kremlin.ru/acts/bank/41451/page/1
- Официальный сайт Пятого Среднерусского экономического форума [Электронный ресурс]// http://www.sef-kursk.ru/2016/results.jsp
- Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] Минэкономразвития РФ// http://www.ved.gov.ru/
- Официальный сайт Международного бизнес-саммита [Электронный ресурс]// http://www.ibs-nn.ru/
- Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс] Минэкономразвития РФ// http://base.garant.ru/70836814/