В статье рассматриваются российские международные образовательные программы, как инструмент «мягкой силы» страны для долгосрочного политического влияния на мировой арене. Проводится анализ осуществленных государственных программ, их результаты на сегодняшний день.
Ключевые слова: Россия, образование, международный образовательный проект, «мягкая сила», российское образование
Образование является важной составной частью любого государства, благодаря развивающемуся механизму системы образования любая страна может достичь высоких результатов. И конечно же, оказывая такую силу на внутреннюю составляющую государства, система образования может выступать в качестве рычага «мягкой силы» во внешней политике и геополитике. Государство, у которого есть развитая образовательная система, начинает играть более важную роль в современном мире.
Понятие «мягкая сила» было впервые высказано американским политологом Дж. Найем, который дал ему определение: «мягкая сила» — способность страны делать так, чтобы другие государства хотели того, что хочет она, за счет привлекательности ее культуры и идеологии. Если у государства идеология и культура привлекательны для других участников на мировом уровне, то они будут следовать за государством — в этом и есть суть «мягкой силы», которая важна как и «жесткая сила» [1, с. 21]. В настоящее время данный аспект расширяется и включаются новые сферы общественной деятельности: бизнес-климат, информатизация, государственное управление, внешняя политика и образование. Мягкая сила высших учебных заведений выступает, как академический обмен на универсальном языке. Совместное обучение способствует развитию политической и культурной толерантности, укреплению демократических ценностей: свобода слова как способ выражения своей позиции, приверженности к равенству возможностей, т. к. образовательный процесс не связан с этнической и расовой принадлежностью [1, с. 56]. Но этого недостаточно, при наличии данных преимуществ, следует внедрять инновационные формы организации университетской среды, усиление международной интеграции в сфере высшего образования.
Развивается особая новая профессия — академические коммуниканты, играющие решающую роль в реализации мягкой силы университетов. Коммуникация мыслей, идей, вопросов и проблем в решении частного и государственного сектора отвечают запросам на знания для информирования общества и получения поддержки и укрепления производства и торговли: “Университеты представляют собой ведущих транснациональных участников международных отношений, роль которых не оценена по достоинству. Если мы рассмотрим идеи, таланты и деньги, становится ясно, что университеты могут быть важным мостом между обществами» [2].
Сейчас многие страны мира считают образование одним из самых лучших способов продвижение своих национальных интересов в международном сообществе. Таким образом, такие страны как США, Российская Федерация, Китай, Великобритания и другие страны создают и распространяют разнообразные программы и проекты для поступления в ВУЗы, конкурсы, конференции, стажировки и множество других мероприятий.
С начала 2000-х годов Россия занимает активную и высокую позицию в участии международных образовательных программ, так летом 2016 года ТАСС сообщил о вхождении МГУ имени М. В. Ломоносова в 20-ку лучших ВУЗов мира [3]. Однако, на фоне европейских государств таких как Великобритания, Франция, Германия, США и Канада, наша страна относительно далека, но большими и уверенными шагами идет вперед.
В настоящее время курс на развитие образования, как способа усиления России в международном образовательном пространстве реализуется Министерством иностранных дел Российской Федерации. МИД РФ создал «Основные направления политики России в области международного культурно-гуманитарного сотрудничества» в областях культуры, науки, образования, спортивных и международных связей, которые были утверждены Президентом России в декабре 2010 года [4]. В основе документа лежит концепция использования «мягкой силы» как важнейшего инструмента работы России с иностранными партнерами. В рамках «Основных направлений политики России…» ежегодно проходят многочисленные мероприятия: презентации лучших российских вузов в странах СНГ и далекого зарубежья; двусторонние форумы ректоров и деканов российских и иностранных университетов (Франция, Италия, Германия) и разнообразные международные конференции.
Одним из инструментов продвижения российской «мягкой силы» за рубежом служат международные российские центры науки и культуры [4]. Сейчас данные РЦНК находятся в более чем 75 странах мира. Их основной деятельностью является информирование людей о внутренней и внешней политике России, расширение международных образовательных, научно-технических, культурных связей, популяризация русского языка и российского образования, помощь и поддержка соотечественников в сложный период времени.
Важным направлением образовательно политики России является распространение русского языка, рассматриваемый как необходимое средство интеграции государств — стран СНГ и вхождение России в мировое политическое, экономическое, образовательное и культурное пространство. По Федеральной целевой программе «Русский язык» 2011 года было проведено 35 мероприятий в 41 стране. После этого, количество курсов русского языка возросло до 80 в 46 странах мира [4]. Работа языковых центров является важнейшим компонентом поддержки и сохранения русского языка в государствах и культурной идентичности русских людей, живущих за границей.
Для развития интереса к русскому языку был развернуты международные образовательные проекты — «Институты Пушкина» и «Послы русского языка в мире». Главной задачей Институтов Пушкина является изучение, преподавание и распространение русского языка в интересах национальной безопасности и усиления геополитической роли Российской Федерации в мире. За долгие годы работы Институт подготовил и выпустил около 500 000 выпускников из разных стран мира: Германия, Индия, Испания, Италия, Австралия, Болгария, Северная и Южная Корея, Мексика, Турция, Япония, Финляндия, США и многими другими. Институты Пушкина являются одними из самых влиятельных и важных проектов России, который успешно развивается и на международной арене [5].
«Послы русского языка в мире» — это международная волонтерская программа, созданная Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина, в рамках реализации Программы развития деятельности студенческих объединений по линии Минобрнауки России. Главная цель программы — это популяризация русского языка, русской литературы и культуры как в России, так и за рубежом [6]. Благодаря программе развиваются партнерские связи международного характера, ведется пропаганда культурных ценностей толерантности и организация диалога различных культур. Благодаря данной программе у молодых людей появляется возможность отправиться в интереснейшие образовательные экспедиции, например, в 2015 году обучающиеся были в странах СНГ — Армении, Киргизии, Молдавии и Таджикистане. В первый год жизни проекта были отобраны 74 посла из 1021-го человека, а заявки пришли из 140 вузов, 60 регионов России и 11 зарубежных стран [6]. Это очень высокие показатели для первого этапа жизни «Послов».
Последние несколько лет особое значение приобрели программы по работе с молодежью. В развитии Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года, Министерство иностранных дел Российской Федерации помогает укреплять молодежные связи и делать более доступным образование в России. Иностранные и российские студенты, благодаря работе МИДа могут посетить такие молодежные образовательные форумы: «СелиСах», «Волга», «Территория смыслов на Клязьме», «Балтийский Артек», «Селигер», «Фонд Горчакова», касающиеся различных сфер образования и наук [7].
Осуществляется работа по формированию «мягкой силы» на международной арене с помощью проекта «Русская школа за рубежом». Она направлена на становление и поддержание уровня русского языка с помощью отечественных образовательных программ. По словам Сергея Лаврова, такие школы будут располагаться во всех странах, где проживают граждане Российской Федерации [8]. Этот проект поможет детям учить родной русский язык за рубежом и не забывать его взрослому поколению — родителям.
Стоит отметить, что у России есть продуктивный опыт в области сетевого университета СНГ. Под аналогом европейской программы «Эразмус Мундус», страны СНГ создали свою программу во главе с РУДН. В состав Сетевого университета вошли 16 высших учебных заведений из 8 стран: Беларуси, Армении, Молдовы, Кыргызстана, Казахстана, России, Таджикистана и Украины [9, c. 90]. Проект направлен на развитие сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории СНГ. Подобный университет есть в Шанхайской организации сотрудничества, где ведется работа между российскими, казахстанскими и китайскими университетами.
Опыт деятельности университета ШОС оказался положительным, поэтому в перспективе стоит создание Евразийского университета, который готовил бы специалистов из стран Евразийского союза [9, c. 91]. Здесь идет речь о соседних государствах нашей страны, между которыми есть историческая и языковая связь, подобный университет очень важен для России в настоящее время.
В силу модернизации экономики страны, приоритетным направлением развития образовательной системы России формируются новые бизнес-школы. Большим импульсом послужил запуск инновационного проекта по созданию наукограда в Сколково. Так уже созданы бизнес-школы, изучающие развивающиеся экономики Китая, Южной Кореи, Индии, Бразилии, России [9]. Обучение в школах Сколково основано на учебных программах крупнейших западных школ и работает как на российских, так и зарубежных слушателей. Организаторы этого проекта считают, что эта площадка займет свое место в мировом образовании.
В 2015 году на основе Сколково была создана Международная гимназия для детей, ее главная миссия — это создание инновационной образовательной среды, которая ориентирована на развитие природных дарований детей, способных и желающих стать инноваторами, изменять мир к лучшему. В гимназии обучаются как граждане России, так и иностранные граждане в возрасте от 3 до 18 лет. Обучение ведется на двух или трех языках — русский, английский; и немецкий, китайский, испанский — на выбор. Ведутся углубленное изучение математики, информационных технологий, иностранных языков и естественных наук. На этом инновационный центр не собирается останавливаться и планирует реализовывать свои новые научные и образовательные идеи для развития России и сотрудничества с другими странами мира [10].
Рассмотрев участие России в международных образовательных проектах, следует сказать, что российские вузы медленно реализуют совместные программы, особенно на иностранных языках, ведется малое количество совместных международных исследований, которые могли бы быть направлены на интернационализацию программ обучения. Почти отсутствуют двусторонние и многосторонние программы и проекты с зарубежными университетами, а также совместные магистерские и аспирантские программы в сотрудничестве с Европой и Америкой.
«Мягкая сила» России в виде международных образовательных программ очень интересна и значительно отличается от программ Европы и Азии, дает возможность знакомиться с новыми политическими спикерами, наукоемкими отраслями, способами изучения языка и других предметов [11].
По мнению армянского журналиста, пишущего о международной политике, Айка Халатяна, России нужно уделить особое внимание странам бывшего Советского Союза и закрепить более близкие партнерские отношения. Он положительно высказался о ведении российских международных программ, они не касаются только России, участники проектов не обязаны высказываться только в пользу пророссийской ориентации, но и касаться других волнующих их проблем. Самое важное условие — это способность выслушивать мнения, отличающиеся от собственного и совместно предпринимать решения [12].
Таким образом, быстрорастущие темпы российских международных образовательных проектов способны увеличить «мягкую силу» страны на мировой арене. Такие отечественные продукты могут повысить уровень образования как внутри страны, так и привлечь новых иностранных партнеров, благодаря которым будут вестись не только культурные и научно-образовательные обмены, но и начнут формироваться общие политические взгляды на мировое сообщество
Литература:
- Най Дж.. Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. — М.: Тренд, 2006. — 397 с.
- Университет как инструмент мягкой силы // Информационно-тематический портал «Обозник».. URL: http://www.oboznik.ru/?p=45756
3. Российский вуз вошел в топ-20 университетов мира с лучшим образованием // Российская газета. URL: https://rg.ru/2016/07/11/rossijskij-vuz-voshel-v-top-20-universitetov-mira-s-luchshim-obrazovaniem.html
4. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents//asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550
5. История и миссия // Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. URL: http://pushkin.institute/institut/history/
6. О программе // Послы русского языка. URL: http://послырусскогоязыка.рф/#4
7. Обзор внешнеполитической и дипломатической деятельности Российской Федерации МИД России за 2011 // МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/et/activity/review
8. Кто мешает «Русской школе за рубежом»? // Русский мир. URL: http://www.russkiymir.ru/publications/86273/
9. Торкунов А. В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 85–92.
10. Международная гимназия // Сколково. URL: http://sk.ru/city/gymnasium/
11. Гладилина, А.А., Бычкова, Л. В. Роль акторов публичной дипломатии в формировании имиджа страны [Текст]: статья / А. А. Гладилина, Л. В. Бычкова // Сбоник Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сборник научных статей. — 2016. — С. 262–265.
12. Айк Халатян: Российская «мягкая сила» — брать не количеством, а умением // Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. URL: http://gorchakovfund.ru/news/15272/