Хранение информации всегда было важной задачей для общества. Ведь от сохранности данных, опыта предыдущих поколений, по сути, зависит дальнейшее развитие человечества. Именно поэтому данная проблема всегда будет актуальной и требующей подробного рассмотрения.
Целью исследования является то, какие трансформации претерпели виды хранения информации и как это влияло на развитие цивилизации. Мы разберем понятие природного носителя информации в целом и рассмотрим возможные способы использования естественных материалов как материальных носителей.
Предметом исследования являются разновидности материальных носителей с их свойствами и историей развития. Тысячелетиями человечество стремилось сохранить полученные знания, изобретая все более совершенные носители. Мы должны выяснить, какими внешними факторами руководствовались наши предки, какие подручные средства оказались наиболее подходящими для использования их в деле. Так же интересно будет изучить технику изготовления каждого из материальных носителей.
Изучение прошлого наглядно покажет нам, как происходило развитие носителей информации. В каждой цивилизации существовал свой способ сохранения знаний. Для этого использовались разнообразные природные материалы. Изучив историю, мы сможем пронаблюдать качество и быстроту развития древних культур в зависимости от используемого материала, выбранного для сохранения, использования и передачи информации.
Прежде чем говорить о древнейших природных носителях, мы должны определиться со значением понятия «носитель информации. Ответ на этот вопрос не является однозначным. В специальной литературе можно встретить различные толкования термина. Несколько из них любопытно рассмотреть. Например:
− Носитель информации — Любой материальный объект или среда, который используется для передачи или сохранения информации [1, c. 26].
− Носитель информации — физическое лицо, или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых данные кодируются в виде сигналов символов, образов, символов, технических решений и процессов [2, c. 43].
На этих примерах можно увидеть, что через разные толкования понятия проходит одна мысль. Приведем наиболее точное, на наш взгляд, определение термина:
Носитель информации — это любой материальный предмет или среда, который способен довольно долгое время хранить в себе закодированную в него информацию. Среди этих объектов могут быть, к примеру, бумага, камень, дерево, металл, кремний (а также другие полупроводники), лента со слоем намагниченного материала (например кассеты), пластик со специфическими свойствами (CD, DVD и т. д.), ЭМИ (электромагнитное излучение) и т. д. [3, c. 35].
Материальные носители в большой степени различаются между собой и зачастую несут в себе разнородную информацию. Можно классифицировать носители информации по разным критериям. Например, по своему происхождению объекты несения данных можно разделить на естественные и искусственные. Под естественными носителями понимаются те, которые созданы самой природой. К примеру, по разного рода окаменелостям можно выявить период их происхождения, природную среду, в которой они возникли и многое другое. Под искусственными носителями подразумевается все, созданное человеком. Например, самый распространенный до недавнего времени носитель информации — бумага, на которую наносятся различные данные.
Так же носители классифицируются по долговечности, по основному значению и т. д.. Далее же перейдем к вопросу происхождения носителей информации, в частности естественных.
Как уже упоминалось, естественные носители информации представляют из себя те, что созданы самой природой. Данный термин требует более подробного рассмотрения. Что из себя представляют природные носители? Данные какого рода они несут в себе и как их вычитывать? Попробуем ответить на поставленные вопросы.
Для начала нужно сказать, что природный носитель не всегда является материальным, т. е. мы не всегда можем его потрогать или увидеть, но можем почувствовать. Когда речь идет о природных носителях, обычно представляются искусственные предметы, которые сделаны из природных материалов, такие как бумага, пергамент, глиняные таблички, береста и многое другое [3, c. 54–57]. Но эти виды носителей требуют отдельного внимания. Ведь наш мир нес информацию уже с самого начала его существования, еще до появления человека. Природа является основным источником полученных человеком знаний. Главное, уметь получить из нее необходимую информацию. Так, например, по состоянию горных пород, человек, в наши дни определяет климат планеты за миллионы лет. Но можно привести и множество других примеров. Каждое действие несет информацию. Мерцание звезд, сияние солнца, атмосферная температура являются яркими примерами природных носителей информации.
В процессе своего развития человек научился сам запечатлевать информацию на физических носителях. С древнейших времен человек стремился оставить информацию на каком-либо внешнем объекте, ведь он не в состоянии хранить столь большой объем информации в своей голове. И первым таким носителем считается камень.
Сохранилось достаточное количество следов преобразовательной деятельности человека, относящиеся к периоду Раннего Палеолита. Известно много комплексов обработанных камней. Эти орудия служат основным источником информации о трудовой деятельности, способе мышления, а также образе жизни и воздействии на природу древних людей [4, c. 45].
Много информации о духовном развитии, образе жизни и материальном благосостоянии древних охотников можно почерпнуть из великолепных наскальных «картинных галерей», которые были найдены в различных уголках мира [4, c. 53]. Именно камень донес до нас различные отпечатки древнего общинного строя. Эти первые изображения на камне получили название петроглифов. Они заключают в себе самую различную тематику: мемориальную, ритуальную, знаковую.
Отходя от первобытности и наскальных рисунков, следует перейти к более совершенным носителям информации, созданных искусственным путем. Время шло и человек получал новые знания, совершенствовал навыки. Потребность в хранении и передаче информации натолкнули общество искать более практичный и удобный способ хранения. И одним из самых доступных материалов была глина.
Глина как носитель информации был основным используемым материалом, так как имел свойство гибкости, что позволяло легко фиксировать информацию. Так же она легко добывалась и долго хранилась.
В Месопотамии, к примеру, таблички из глины высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания клали в определенном порядке в деревянный ящик. Достоинствами такого способа хранения информации были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками приделывали глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей. Из глины же делались каталоги — клинописные перечни хранящихся книг [5, c. 105–112].
Следующим распространенным материалом являлись восковые таблички — небольшие доски, сделанные из твердого материала, с достаточным углублением, куда заливался воск. В Римской империи они пришли на замену свинцовым листам. Данные на дощечку наносились посредством стилуса — острой палочкой из металла. Если возникала необходимость, надписи можно было стереть, загладить, и использовать дощечку вторично [5, c. 119]. К минусам можно отнести то, что периодически воск счищался, что не позволяло сохранять записи на долгое время.
До появления бумаги как таковой было множество различных материалов, заменявших ее. Таким материалом являлся папирус. Как известно, папирус изобрели Египтяне. Изготавливался он из растения, название которого носит по сей день [6, c. 83]. Папирус является одним из немногих памятников древности, дошедших до наших дней. На нем обычно изображались священные ритуалы и записывались пророчества. Также писались указы фараонов Египта и правителей других стран.
Следует упомянуть также о пергаменте, который представлял из себя кожу животных, которая была выделана особым образом и использовалась в частности для записей, переплета книг. Получил название от города Пергама, где достигли больших успехов в способе изготовления материала [7, c. 49]. Он был намного практичнее в применении чем восковые таблички, долго хранился, не портился, его можно было многократно использовать. Пергамент, благодаря своим достоинствам, стоил очень дорого и не каждый мог позволить себе его приобрести. Особое свойство пергамента заключалось в том, что его можно было использовать с обеих сторон и смывать уже написанный текст.
Следующим, получившим широкое распространение материалом, является «береста». Веками человечество использовало кору деревьев и листья, чтобы запечатлеть информацию, но все попытки были тщетными, так как вышеперечисленное не было пригодно для долгого и удобного хранения.
К сожалению, береста также не была долговечной. И если бы не археологические открытия, то единственными оставались бы два свидетельства: одно — описи Троице-Сергиева монастыря 1642 года, и второе — записи Иосифа Волоцкого, сделанные им в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже рустей земли сущих» [8, c. 34].
Сколько же этапов пришлось пройти человеку, чтобы изобрести лист бумаги, которым мы пользуемся до сих пор. Считается, что первое производство бумаги связано с именем китайского сановника Цай Луня и относится к 105 году нашей эры. Принцип Цай Луня позволял применять для производства бумаги самое разнообразное сырье и даже отходы растительного происхождения: солому, мох, траву, паклю, тряпье, бамбук. Но основным материалом в то время все-таки служили лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. Эти волокна замачивались в воде, а затем разделялись на грубый внешний слой, из которого делали бумагу низшего сорта, и внутренний мягкий слой, который служил для изготовления лучших сортов бумаги [9, c. 142].
Китайцы долгое время не раскрывали секрета изготовления бумаги. В Европе бумага появилась лишь в 12 веке. Бумага стала величайшим открытием в истории человечества, она вытеснила практически все материалы для хранения информации, используемые ранее.
Таким образом, следует констатировать, что наш мир постоянно несет в себе огромное количество информации, которое теряется в силу своей непостоянности. С появлением человека разумного, жаждущего познать мир и нуждающегося в знаниях возникла проблема сохранения получаемого им огромного потока информации. Так, человек начал этот путь с самого доступного и простого хранения. Изображения на камне, орудия труда, первые письмена — все это стало началом для дальнейшего развития материальных носителей информации. Впоследствии через использование глины, восковых табличек, папируса и пергамента, человек дошел до изобретения и использования бумаги, которая стала основным, способом хранения информации на долгое время и активно используется по сей день.
Литература:
- Кушнаренко Н. Н. Документоведение: Учебник. — 6-е изд., стер. — К.: Знания, 2007. – 459 с.
- Панфилова Т. А., Кондратьева Т. Н. Документоведение и делопроизводство. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2005. – 329 с.
- Ларьков Н. С. Документоведение. — М.: Гардарики, 2004. — 407 с.
- Баландин Р. К., Бондарев В. Г. Природа и цивилизация. Издательство «Мысль» М., 1988. – 276 с.
- История книги: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. — М.: Издательство МГУП «Мир книги», 1988. — 346 с.
- Краткая всемирная история. / Под ред. А. З. Манфреда. — М.: Наука. 1986. – 519 с.
- Из истории мировой цивилизации. / Под ред. Ш. М. Мунчаева. — М., 1993. – 421 с.
- Пашин С. С. Русские документы XII–XVII веков: Учеб. пособие. — Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2006. – 136 с.
- История древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.