В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.
Ключевые слова: психологическая защита, механизмы, личность, психологический барьер
В виду нестабильности современного общества, высоких темпов развития процессов, происходящих в стране, человеку необходимо постоянно приспосабливаться, адаптироваться к новым условиям жизни. Поэтому исследование психологических механизмов защиты, адаптации человека набирает все большую популярность. Феномен психологической защиты имеет высокую практическую и теоретическую значимость, о чем говорит заинтересованность данным явлением большинства направлений психологии и психотерапии [1].
Впервые термин психологической защиты был освещен З.Фрейдом в его работе «Защитные нейропсихозы». В своей практике лечения истерии гипнозом ученый столкнулся с сопротивлением, оказываемым пациентами на попытки врача привести бессознательные воспоминания в сознание больного. Это сопротивление и мешало вывести пациента из болезненного состояния. Данный феномен Фрейд обозначил как вытеснение, первый и тогда единственный механизм защиты, о котором говорил «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный благодаря неоспоримому существованию сопротивления». В последующей работе ученого «Крайний и бескрайний анализ» появились обозначения других механизмов, а защита представляла собой совокупность всех этих механизмов, контролирующих поведение человека [3].
Продолжила исследования З.Фрейда и расширила его представления о данном понятии его дочь. Она представила механизмы защиты не только врожденными особенностями, но и индивидуальными свойствами, полученными человеком в процессе онтогенеза. Э.Фромм с позиции гуманистической теории описывал понятие психологической защиты как следствие проявления человеческой агрессии. К.Хорни, представляющая социокультурную теорию, отмечала, что желание человека обезопасить себя порождается чувством «коренной тревоги», обеспокоенности, неуверенности.
В отечественной психологии данная проблема нашла отражение в трудах Грановской Р. М., Роттенберга В. С., Романовой Е. С., Ф. В. Бассина, В. Г. Каменской, Г. В. Грачева и других. Одни авторы считают, что психологическая защита вполне обиходный положительный механизм психики человека, уберегающий его от негативного влияния окружающей действительности. Другие ученые описывают отрицательные последствия использования защитных механизмов. Постоянное использование психологической защиты приводит к повторению прошлого опыта и ослаблению контакта с окружающим миром, а не к реальному решению конфликтной ситуации.
Р. М. Грановская называет психологическую защиту барьером, ограждающим личность от полноценного восприятия мира, сужающим и искажающим представления о нем. Человеком воспринимается лишь менее опасная информация, которая впоследствии так же искажается и остается в сознании в наиболее удобном для личности представлении. Наиболее опасная информация не воспринимается и не усваивается вовсе. Но так же она отмечает и положительное влияние психологической защиты на организм человека. Ограждая сознание человека от опасной информации, она предоставляет возможным целенаправленное решение конкретной ситуации [2].
Особо важно изучение этой проблемы в подростковом возрасте, а так же в переходный период от подросткового к юношескому, ведь именно этот момент является основополагающим в становлении личности и формировании мировоззрения. В этот период решаются важнейшие вопросы, такие как дальнейшее самоопределение, выбор профессии и жизненного пути в целом, умение брать на себя ответственность за себя и свой выбор, принятие нового положения в семье и обществе. Отсутствие необходимых жизненных навыков, стратегий поведения, неспособность подростка справиться с новыми жесткими требованиями, незнание эффективных способов снятия стресса приводит его в состояние сильнейшего эмоционального напряжения. Подобные ситуации вынуждают подростка прибегнуть к различным формам защитного поведения, не редко и к деструктивным. В частности, некоторые из малопродуктивных способов психологической защиты, используемые подростком, могут повлечь за собой развитие отклонений в поведении и привести к девиантным его проявлениям.
В своих работах З.Фрейд выделял следующие механизмы психологической защиты: вытеснение, проекция, регрессия, замещение, отрицание, рационализация, реактивные образования. Эти механизмы активизируются личностью не осознанно, они позволяют снизить негативные последствия различных переживаний, в то же время искажают реальность [3].
Механизм отрицания заключается в блокировке восприятия информации, которая может как-либо травмировать человека или привести к конфликту. Вытеснение способствует выталкиванию из сознания человека негативной информации. Проекция позволяет перенести на другого человека свои качества, черты, поступки при осознании их неприемлемости обществом и собственном нежелании их принимать. Замещение дает возможность перенести желаемое действие с недоступного объекта на доступный. Регрессия сходна в своем проявлении с инфантильностью. Рационализация заключается в оправдывании своего поведения более приемлемыми для себя объяснениями. Реактивные образования подразумевают демонстрацию противоположных истинным чувств.
Любой механизм психологической защиты однозначно выполняет функцию самосохранения, приводит к эмоциональной устойчивости и целостности самосознания, что говорит о позитивном результате адаптивного процесса. Например, наиболее распространенный механизм, отрицание, являясь психологическим барьером для внутреннего мира человека, позволяет переживать трагедию по частям, тем самым снижая разрушительное влияние подобных ситуаций на организм. При этом подросток не может адекватно воспринимать и осознавать сути проблемы и ее причин, система ценностей и установок деформируется психологической защитой, что может привести к появлению нарушений в поведении.
Ф.Крамер самым популярным у подростков механизмом считал проекцию. С одной стороны этот механизм защиты помогает человеку отвергнуть качества, которые он не желает принимать в себе, приписывая их окружающему миру, тем самым укрепляя позицию личности. В то же время, за счет приписывания окружающим мнимых пороков, к ним вырабатывается враждебность и негативный настрой, что способствует усугублению межличностных взаимоотношений и появлению проблем в их построении.
Е. Н. Андреева в своих исследования обозначила особенности использования подростками защит по половому признаку. Девочкам в большей степени присуще использование компенсации, заключающейся в уходе человека в определенную область деятельности, пытаясь компенсировать свои недостатки и дефекты. Но подобный уход и заинтересованность определенным занятием может проходить в ущерб другой деятельности, либо делать ее совершенно невозможной. Мальчики же чаще всего пользуются вытеснением, пытаясь забыть истинные травмирующие причины событий, заменяя их менее болезненными. Вместе с тем подавленная информация не может исчезнуть безвозвратно, негативная энергия копится длительное время, трансформируется в нечто более губительное и может находить пути выхода, негативно сказывающиеся на психике и организме, например в форме тревожности, гнева, или же, что серьезнее, психосоматики [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что использование любого механизма защиты может привести как к конструктивному, так и к деструктивному эффекту. Механизмы, которые носят конструктивный характер, позволяют адекватно переоценить ситуацию, обнаружить альтернативную цель, подобрать оптимальные средства для ее достижения, что будет способствовать удовлетворению желаний и потребностей. Деструктивный эффект состоит в искажении и отрицании реальности, что со временем может привести к патологическим изменениям личности. Поэтому феномен психологических защит можно характеризовать как нормальный процесс, который предохраняет организм от психотравмирующих переживаний, ситуаций, отрицательной информации, повышает его устойчивость в критических ситуациях. Но, так же, следует отметить, что использование механизмов защиты иногда может привести к тяжелым последствиям, нарушениям становления личности, а следовательно к социальной дезадаптации.
Литература:
- Андреева Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. — СПб.: Речь, 2005. — С. 27–37.
- Грановская P. M. Элементы практической психологии. — СПб.: «Свет», 1997. —608 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: «Педагогика Пресс», 1993, — 140 с.