Статья посвящена выявлению взаимосвязи между показателями физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния девушек для определения и научного обоснования направления коррекции образовательного процесса по физическому воспитанию студенток.
Ключевые слова: двигательная активность, уровень подготовленности, корреляционная зависимость, образовательный процесс
В настоящее время особую актуальность приобрела проблема обеспечения высокого уровня здоровья женщин. Если репродуктивное здоровье находится под контролем целой отрасли медицинских знаний, то оздоровление организма женщины в целом нуждается в основательных теоретических исследованиях и профилактических мероприятиях. В связи с этим необходимо усиление мер по формированию здорового поколения на основе последовательной реализации программы «Здоровая мать — здоровый ребенок», совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья матерей и детей, приоритетного развития профилактического здравоохранения. Воспитание здорового поколения, формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи не возможно без повышения качества образовательного процесса, обеспечения интересов молодого поколения и расширение возможностей для регулярных занятий спортом [2, 5].
На сегодняшний день многие авторы освещают вопросы повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в вузах с учетом особенностей женского организма и рассматривают проблемы дифференцированного подхода к комплектованию групп, научно обосновывают тренирующий эффект средств, применяемых на занятиях по физическому воспитанию с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, функциональных возможностей и уровня физической подготовленности студенток [1,3].
Целью данного исследования стало установление взаимосвязи между данными всесторонней подготовленности и развития студенток.Предполагалось, что определение и анализ данных двигательной подготовленности, физического развития, функционального состояния студенток и установление зависимости исследуемых данных, позволит выявить и научно обосновать направление коррекции образовательного процесса по физическому воспитанию студенток.
Для решения поставленных задач было проведено педагогическое исследование, организованноена базе Ташкентского университета информационных технологий со студентками I и II курса. Констатирующий педагогический эксперимент был направлен на определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния студенток, и позволил констатировать исходный уровень исследуемых показателей, получить первичный материал для организации дальнейшего исследования.
Данные антропометрического исследования позволили определить уровень физического развития студенток: по показателям длины тела, массы тела, ОГК физическое развитие студенток оценивается как «среднее»;показатель ЭГК составил 5,7м и является неудовлетворительным результатом, так как 85 % испытуемых имеют результат менее 7 см, 15 % оцениваются как «удовлетворительно». Притом, что коэффициент вариации более 10 %, и наблюдения можно считать не однородным, результатов на оценку «хорошо» не отмечено; показатель ЖЕЛ равен 2663 мл, и является низким результатом, так как должное ЖЕЛ равно З170 мл;показатели становой динамометрии, оцениваются как средние; показатели кистевой динамометрии у студенток ТУИТ соответствует оценке ниже средней; индекс массы тела испытуемых ниже нормы (19,4 кг/м2), при том, что физиологическая норма ИМТ = 21–25 кг/м2.
Анализируя показатели функционального состояния выясняется, что у студенток I и II курсов показатель пульса в покое завышен — 76, 5 уд/мин, артериальное давление в норме.
Для оценки физического состояния организма определяли уровень физического состояния по методу Пироговой, УФС — составил 0,346, что является характеристикой низкого уровня физического состояния.
Двигательную подготовленность определяли с помощью упражнений, в которых при различных режимах мышечной деятельности в равной мере участвуют различные мышечные группы. Эти упражнения включены в программу для высших учебных заведений и характеризуют основные физические качества (сила, скорость, выносливость).
Сравнивая полученные данные с нормативными требованиями, следует, что в беге на 100 метров, прыжки в длину с места девушки показывают слабый результат и не сдают на зачет тестов «Барчиной» П ступени. Оценивая физическую подготовленность по результатам контрольных нормативов, предусмотренных типовой программой для вузов, следует отметить, что показатели силовой подготовки у студенток соответствуют оценке «хорошо», а показатели в беге на 100 м, 500 м, 1000 м, челночного бега 4х10 м оцениваются ниже оценки «удовлетворительно». Выявление уровня подготовленности студенток явилось подтверждением того, что образовательный процессе по физическому воспитанию не обеспечивает должный уровень двигательной активности, и требует соответствующей коррекции.
Для определениянаиболее значимых показателей, обеспечивающих улучшение общей физической подготовленности девушек ТУИТ, были произведены расчеты корреляционной взаимосвязи данных физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния испытуемых по 26 параметрам, для выявления степени их взаимного влияния (таблица).
Корреляционный анализ показал между некоторыми параметрами высокую и среднюю степень зависимости. Установлена высокая корреляционная зависимость (r=0,96–0,74) между показателями физического развития и данных внешнего дыхания, выявлена взаимосвязь между основными антропометрическими параметрами (длина тела, масса тела, весоростовой индекс) и уровнем развития отдельных физических качеств. Проведенный корреляционный анализ выявил данные зависимости дыхательных возможностей от ИМТ студенток (ИМТ — выдох, r=0,73; ИМТ — пауза, r=0,74, ИМТ — вдох, r=0,67). Такая связь основана на том, что в формуле определения ИМТ имеются показатели массы тела и длины тела исследуемой.
Установлена тесная зависимость между показателями двигательной подготовленности девушек: приседаниями на правой и левой ноге (r=0,70); бегом на 100м и челночным бегом 4х10 м (r=0,72). Средняя связь между прыжком в длину с места и приседаниями на левой ноге (r=0,51); бегом на 500м и 100м (r=0,53); подтягиваниями на низкой перекладине и приседаниями на левой ноге (r=0,53); челночным бегом 4х10 м и 500 м (r=0,53); прыжком в длину с места и подниманием туловища в сед из положения лежа на спине (r=0,54); прыжком в длину с места и подтягиваниями на низкой перекладине (r=0,64); сгибанием рук в упоре лежа и подтягиваниями на низкой перекладине (r=0,67); челночным бегом 4х10 м и бегом на 1000 м (r=0,69).
Изложенные связи позволяют определить научно-обоснованное направление в выборе средств физического совершенствования студенток в процессе физического воспитания. Прежде всего, упражнения должны быть направлены на улучшение дыхательной и сердечно-сосудистой систем с использованием средств аэробного механизма энергообеспечения. Такими средствами могут быть упражнения оздоровительной аэробики, силовые упражнения, упражнения системы Пилатес, стретчинг. В то же время в арсенале средств физического воспитания студенток необходимо использовать упражнения, направленные на улучшение общей физической подготовленности и рассматриваемые, как средства мониторинга подготовленности обучающихся.
Таблица
Результаты расчета корреляции
1 |
||||||||||||||||||||||||||
2 |
0,35 |
|||||||||||||||||||||||||
3 |
0,51 |
0,50 |
||||||||||||||||||||||||
4 |
0,39 |
0,61 |
0,19 |
|||||||||||||||||||||||
5 |
0,28 |
0,63 |
0,16 |
0,79 |
||||||||||||||||||||||
6 |
0,11 |
0,68 |
0,02 |
0,79 |
0,96 |
|||||||||||||||||||||
7 |
0,26 |
-0,04 |
0,09 |
0,17 |
-0,23 |
0,06 |
||||||||||||||||||||
8 |
0,53 |
0,15 |
0,23 |
0,06 |
0,06 |
-0,06 |
0,00 |
|||||||||||||||||||
9 |
0,23 |
0,26 |
-0,06 |
0,36 |
0,37 |
0,32 |
0,03 |
0,21 |
||||||||||||||||||
10 |
0,39 |
0,37 |
0,24 |
0,21 |
0,23 |
0,03 |
-0,04 |
0,23 |
0,74 |
|||||||||||||||||
11 |
0,54 |
0,16 |
0,05 |
0,28 |
0,13 |
0,18 |
0,36 |
0,62 |
0,41 |
0,15 |
||||||||||||||||
12 |
-0,02 |
0,22 |
-0,21 |
-0,14 |
-0,09 |
0,03 |
-0,13 |
0,39 |
-0,24 |
-0,21 |
0,15 |
|||||||||||||||
13 |
0,09 |
-0,22 |
0,15 |
-0,24 |
-0,28 |
-0,19 |
0,10 |
-0,08 |
-0,39 |
-0,17 |
-0,38 |
-0,04 |
||||||||||||||
14 |
0,13 |
0,01 |
0,09 |
0,03 |
-0,01 |
0,12 |
0,11 |
0,03 |
-0,29 |
-0,08 |
-0,21 |
0,15 |
0,72 |
|||||||||||||
15 |
0,21 |
0,80 |
0,11 |
0,67 |
0,73 |
0,74 |
-0,14 |
0,19 |
0,47 |
0,36 |
0,30 |
0,26 |
-0,27 |
-0,02 |
||||||||||||
16 |
-0,21 |
-0,09 |
-0,13 |
0,16 |
0,17 |
0,04 |
-0,05 |
-0,31 |
0,42 |
0,19 |
0,07 |
-0,63 |
-0,69 |
-0,81 |
-0,01 |
|||||||||||
17 |
0,06 |
-0,01 |
0,33 |
-0,09 |
-0,22 |
-0,07 |
0,32 |
-0,30 |
-0,13 |
-0,09 |
-0,16 |
-0,22 |
0,13 |
-0,21 |
-0,33 |
0,13 |
||||||||||
18 |
0,06 |
-0,01 |
0,15 |
-0,11 |
-0,07 |
-0,06 |
-0,10 |
-0,05 |
-0,01 |
-0,06 |
-0,18 |
0,10 |
0,12 |
0,23 |
-0,22 |
-0,25 |
0,04 |
|||||||||
19 |
0,10 |
-0,06 |
0,18 |
-0,19 |
-0,28 |
-0,17 |
0,23 |
0,18 |
-0,38 |
-0,41 |
0,01 |
0,38 |
0,29 |
0,34 |
-0,28 |
-0,54 |
0,13 |
0,72 |
||||||||
20 |
-0,43 |
-0,03 |
0,03 |
-0,22 |
-0,31 |
-0,08 |
0,22 |
-0,31 |
-0,50 |
-0,44 |
-0,48 |
0,19 |
0,43 |
0,43 |
-0,20 |
-0,43 |
0,21 |
0,12 |
0,53 |
|||||||
21 |
0,32 |
0,00 |
0,21 |
-0,09 |
-0,19 |
-0,20 |
0,26 |
0,47 |
0,04 |
0,10 |
0,09 |
0,16 |
0,32 |
0,45 |
-0,14 |
-0,47 |
0,18 |
0,53 |
0,69 |
0,63 |
||||||
22 |
0,06 |
-0,19 |
0,10 |
-0,42 |
-0,54 |
-0,32 |
0,32 |
0,17 |
-0,21 |
0,01 |
0,12 |
0,15 |
0,38 |
0,13 |
-0,29 |
-0,30 |
0,54 |
-0,06 |
0,22 |
0,10 |
0,01 |
|||||
23 |
0,05 |
-0,29 |
0,00 |
0,07 |
-0,05 |
-0,04 |
0,29 |
-0,08 |
-0,30 |
-0,21 |
0,02 |
-0,23 |
0,02 |
-0,17 |
-0,35 |
0,19 |
0,30 |
-0,11 |
0,08 |
0,18 |
-0,34 |
0,23 |
||||
24 |
-0,02 |
-0,09 |
0,13 |
-0,19 |
-0,31 |
-0,14 |
0,30 |
0,17 |
0,09 |
0,19 |
0,06 |
0,03 |
0,13 |
-0,02 |
-0,10 |
-0,09 |
0,42 |
-0,36 |
0,12 |
0,13 |
-0,16 |
0,56 |
0,24 |
|||
25 |
0,09 |
0,09 |
-0,02 |
0,26 |
0,09 |
0,37 |
0,43 |
0,10 |
0,06 |
-0,16 |
0,38 |
-0,01 |
0,10 |
0,01 |
0,16 |
-0,02 |
0,51 |
-0,38 |
0,04 |
0,02 |
-0,28 |
0,56 |
0,27 |
0,70 |
||
26 |
-0,20 |
-0,23 |
-0,32 |
-0,20 |
-0,36 |
-0,02 |
0,40 |
0,16 |
-0,15 |
-0,33 |
0,27 |
0,30 |
0,04 |
-0,01 |
-0,15 |
-0,14 |
0,64 |
-0,18 |
0,13 |
0,11 |
0,00 |
0,53 |
0,11 |
0,37 |
0,53 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26
|
1 — возраст; 2 — масса тела; 3 — длина тела; 4 — вдох; 5 — выдох; 6 — пауза; 7 — ЭГК; 8 — ЖЕЛ; 9 — сила правой кисти; 10 — сила левой кисти; 11 — становая тяга; 12 — пульс; 13 — А/Д систолическое; 14 — А/Д диастолическое; 15 — ИМТ; 16 — УФС;17 — прыжок в длину с места; 18 — бег 100 м; 19 — челночный бег 4х10м; 20 — бег 500 м; 21 — бег 1000 м; 22 — сгибания разгибания рук в упоре на гимнастической скамейке; 23 — поднимания туловища в сед из положения лежа на спине; 24 — приседания на правой ноге; 25 — приседания на левой ноге; 26 — подтягивания на низкой перекладине.
Литература:
1. Виленский М. Я., Минаев Б. Н. Пути компенсации двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток //Теория и практика физической культуры. — 1975. — № 4. — С. 54–57.
2. Григорьева В. Н. Состояние здоровья студенток как социальная проблема //На пути к гражданскому обществу: проблемы молодежи XXI века. Материалы международной научной конференции. — СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2003. — С. 213–214.
3. Кошбахтиев И. А. Основы физического совершенствования студентов. Учебник для преподавателей физического воспитания, студентов вузов. — Ташкент, 1991. — С. 108.
4. Куликов Ю. А., Насриддинов Ф. Х., Афанасьев Ю. А. Физическое воспитание и врачебный контроль в вузе. — Ташкент, 1991. — С. 272.
5. Маскаева Т. Ю. Физическое воспитание как средство улучшения репродуктивной функции девочек-подростков (на примере ритмической гимнастики): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — Москва, 2000. — С. 22.