В статье приводится здоровьеобеспечивающая педагогическая технология на основе использования системы кроссфит.
Ключевые слова: студенты, здоровьеобеспечивающая, здоровьеформирующая педагогическая технологии
Актуальность исследования. Образовательный процесс по физическому совершенствованию в гуманитарных вузах должен быть направлен на подготовку специалистов, владеющих знаниями и навыками сохранения и укрепления здоровья, для чего необходимо разработать и научно обосновать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие педагогические технологии, обеспечивающие культуру здоровья. [1,2].
Осуществление этой задачи затруднено на основе традиционных педагогических технологий, отсюда актуальность и обоснованность избранной темы исследования.
Цель исследования — на основании установления степени взаимозависимости параметров интегральной подготовленности студентов, определить здоровьеобеспечивающую, здоровьесберегающую педагогическую технологию.
Организация иметоды исследования. Исследованием были охвачены студенты Ташкентского университета информационных технологий, обучающиеся на 1 курсе (40 студентов). С этой целью использовались методы: антропометрия (масса тела, длина тела, индекс массы тела, становая сила, сила правой и левой кистей, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких); тесты (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на высокой перекладине, прыжок в длину с места, подъем переворотом, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях); математическая статистика (коэффициент ранговой корреляции по Спирмену).
Результаты и их обсуждение. Оценка показателей физического развития и физической подготовленности студентов выявила различную степень взаимозависимостей. Прямая теснота связи определена между параметрами индексом массы тела и становой силой, силой правой кисти, окружностью грудной клетки, объемом живота, окружностью шеи (r=0,7). Рис.1.
Рис. 1. Основание корреляционной плеяды вокруг показателя индекса массы тела.
Индекс массы тела (ИМТ) характеризует тип телосложения. Он определяется соотношением между массой тела и длиной тела. (ИМТ=масса тела (кг): длину тела, м²). Норма у юношей 18,6–25 кг/м². Из приведенного следует, что ИМТ зависит от показателей силовых возможностей (становой силы, силы кистей, окружностей грудной клетки, шеи, живота).
Выявлена средняя зависимость (r=0,6) между данными характеризующие силовую подготовленность, подъем переворотом, подтягивание на высокой перекладине, становая сила, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места. (Рис.2.). Силовая подготовка должна быть направлена на развитие: мышц спины, верхнего плечевого пояса с применением собственного веса, разгибателей и сгибателей мышц рук.
Рис. 2. Основание корреляционной плеяды вокруг данных силовой подготовленности.
Отсюда в типовой программе по физическому совершенствованию должны быть предусмотрены и внедрены здоровьесберегающая, здоровьеразвивающая технологии.
Важно отметить, что в существующей типовой программе по физическому воспитанию студентов они не отражены.
Заключение. Результаты проведенного исследования потверждает взаимозависимость показателей физического развития и физической подготовленности, что свидетельствует о необходимости использования на практических занятиях по физическому совершенствованию студентов средств, направленных на развитие крепости телосложения (разгибатели рук, большой грудной мышцы, укрепление мышц живота). Такой системой является кроссфит.
По данным специалистов [3] по программе кроссфит работает свыше 4500 сертифицированных залов по всему миру. Данный вид занятий физическими упражнениями успешно решая эстетические задачи: укрепление и рост мышц, уменьшение жировой прослойки.
Таким образом, чтобы вызвать максимально широкую адаптационную реакцию организма занимающегося необходимо использовать систему кроссфит сбалансированно развивающая составляющие интегральной подготовленности студента, кардио-респираторную выносливость, работоспособность, силу, гибкость, скорость, мощность, координацию. Занятия системой кроссфит способствуют гармоничному развитию студента, помогают развивать физическую и спортивную работоспособность, повышают надежность функции нервной и мышечной систем, совершенствуют дыхательную и сердечно-сосудистую системы, повышают обмен веществ.
Литература:
- Дадабаев О. Ж. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию студентов: Дис…канд.пед.наук. Ташкент. — 133с.
- Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физкультуры молодежи: Учебное пособие. Ташкент, 1994. — 96с.
- Силкин Н. Н., Косницкая С. Ю. Кроссфит в системе МВД: Мат. XVII межд. научно-практ. конф. 10–11 июня 2015 года. Иркутск.2015. — С.153–155.