Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дудникова, Т. А. Технологии и формы организации социально-воспитательной работы в условиях профессиональной подготовки / Т. А. Дудникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 7-8. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38211/ (дата обращения: 18.12.2024).



В качестве важных целевых установок социально-воспитательной работы в педагогическом вузе следует назвать подготовку профессионально-ориентированной личности будущего учителя, обладающего гуманистическим мировоззрением, способностями к профессионально-педагогическому творчеству с развитым стремлением к самовоспитанию качественной жизненной стойкости и адаптивности в условиях нестабильности и сложности социальных процессов, происходящих в стране. Общество всегда предъявляло учительству высокую планку требований к духовности и нравственности представителя данной профессиональной группы. А отсюда и требование к организации средств работы, осуществляемой в педагогическом вузе, особый ряд задач в области воспитания студентов, которые отнесены в разряд социально-значимых приоритетов. Но воспитание будущего специалиста нельзя сводить лишь к социализирующему эффекту, оно должно быть направлено на поддержку индивидуального самоопределения личности во всей ее полноте и неповторимости [1].

Учитывая тенденции развития современного образования и то, насколько качественно изменился состав обучающихся ныне студентов, мы не можем использовать формы работы, которые вчера давали положительный результат. Социально-воспитательный процесс сегодня должен отличаться технологичностью и включать следующие блоки:

— диагностический;

— содержательно-целевой;

— организационно-деятельностный;

— технологический;

— результативно-оценочный;

— корректирующий.

Современный выпускник педагогического вуза должен обладать сложной системой личностных качеств и целым арсеналом профессиональных знаний и умений. Таково веление времени, таково требование общества и государства [5].

Где и как воспитать воспитателя? Что и кому для этого следует делать? Проблема эта комплексная. В основе комплексного подхода к воспитанию будущего учителя, воспитателя лежат три принципа:

— принцип единства трех частей подготовки — нравственной, общекультурной, психолого-педагогической;

— принцип единства теоретической и практической подготовки;

— принцип единства воспитания студентов в учебной работе и внеаудиторной, общественно значимой.

Исходя из концептуальных идей и принципов модернизации образования, одним из стратегических направлений в профессиональной подготовке сегодня мы называем повышение культуроемкости образовательной и воспитательной деятельности. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение культуры и образования. В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов, технологий насыщения среды развития студента подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирование на этой основе духовно богатой и нравственной личности студента [2]. Своеобразие педагогической культуры наших студентов состоит в том, что она формировалась прежде всего в семье, в школе, в классе, в котором он учился до поступления в вуз. С первых дней студенчества мы стараемся помочь каждому стать членом большого и дружного коллектива, почувствовать, что он часть целого и в то же время одно звено в общей цепи воспитательной системы, которой присущи:

— взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса — педагогов, учащихся родителей;

— взаимосвязь компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного процесса воспитания);

— взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности;

— взаимосвязь с социумом;

— взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего учебного заведения (90 лет в образовании!).

Системный взгляд на процесс воспитания, его технологичность и есть главное в воспитательной работе и профессиональной подготовке будущих специалистов.

В системе социально-воспитательной работы Филиала приоритетной вот уже многие годы остается технология КТД. За многие годы работы накоплен большой опыт форм и способов ее организации, многие их них стали традиционными. В качестве примера можно привести некоторые мероприятия годового круга. Конкурс «Ступень к Парнасу» и «Зеленое яблоко», «Адаптационный интенсив-сбор», литературные вечера клуба «Парус» и содержательная деятельность СПО «Данко» и ТО «Лучик», интеллектуальная игра «Экспресс Победы», конкурс «Шаг в профессию». Цели их разнообразны, в основном они несут дополнительную информацию, расширяют кругозор, развивают профессиональные качества будущего специалиста, наконец, они взрывают обстановку монотонности умственного труда новыми чувствами, эмоциями, переживаниями. Но главное, организованная деятельность становится ареной не только для талантливых, волевых и амбициозных студентов, но и служит средством самоутверждения, самореализации и тренировки воли для робких, застенчивых и комплексующих студентов [4]. Использование технологии КТД для организации выше названных мероприятий совмещают в себе многие виды деятельности: от подготовки сценария до шитья костюмов, изготовления декораций и работы на сцене. Использование технологии И. П. Иванова позволяет сплотить коллектив, создать хороший психологический климат, потому что в процессе технологично организованного дела всем одинаково хорошо, так как царит ощущение «нужности», важности в общем деле каждого, независимо от степени талантливости и от роли, которую он выполняет [3]. Именно технология КТД позволяет проявить и развивать ответственность, организаторские и творческие способности и почувствовать радость от результата своего труда.

Технология КТД — это технология творческого развития, интенсивного формирования профессионально-компетентного специалиста. Как известно, нравственные ценности усваиваются в процессе переживаний, а не путем логического понимания. Технологично организованный воспитательный процесс высветил идею сотрудничества и содружества студентов и преподавателей, которое мы выстроили таким образом: интерес + активность + общение + личность педагога + актуальность + проблемная ситуация + волевое напряжение + успех + сотрудничество = содружество.

Сегодня в сфере воспитания будущего профессионала существует и используется множество различных технологий, но проблема качественной подготовки личности будущего профессионала не решена, потому есть потребность в таких технологиях, когда запускается в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательная духовная пища, на которую проявляется повышенный спрос, отличающаяся реальностью и воспроизводимостью, и умеющая выходить воздействовать на личность и ее внутренний мир.

Литература:

  1. Апраксина Н. Д. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе.- автореферат дис…канд.пед.наук-М., 2008.
  2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. -М.: Издательский центр “Академия”. -2002. – 208с.
  3. Марфутенко Т.А, Проблема формирования творческого потенциала личности в высших педагогических учебных заведениях // Система ценностей современного общества: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. — С.235–240.
  4. Дудникова Т. А. Воспитательный потенциал профессиональной подготовки: технологии, проблемы, задачи // Таврический научный обозреватель. — № 1 (январь), 2016. — С. 171–174. [Электронный ресурс]: http://tavr.science/stat/2016/01/TNO-6-ch-3.pdf
  5. Кондракова Э. Д. Модернизация высшего профессионального образования и проблемы воспитания студенчества: Дисс. канд. пед. н. — Пятигорск, 2004. — 170 с. [Электронный ресурс]: www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-uslovya-formirovaniya-kultury-lichnosti-v-uchrezhdeniyakh-vysshego-professi
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический вуз, будущий профессионал, будущий учитель, использование технологии, принцип единства.


Похожие статьи

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного образования

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Похожие статьи

Формы и методы работы по правовому воспитанию молодежи в образовательном учреждении

Педагогические условия формирования базовой культуры личности в условиях профессиональных образовательных организаций

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки будущих учителей

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного образования

Психолого-педагогические задачи профориентационной работы

Методическая деятельность в условиях инклюзивного образовательного процесса

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях

Принципы формирования и развития учебных курсов в интегрированной среде дистанционного образования

Задать вопрос