Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, С. Н. Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе / С. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38212/ (дата обращения: 17.10.2024).



Процесс модернизации российского образования выдвигает новые требования к компетентности педагога. В современной образовательной ситуации особую актуальность приобретает коммуникативная компетентность педагога, являющаяся важным средством педагогической профессии.

Многие исследователи Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Д. А. Иванов, Г. Н. Ковалева и др. рассматривают коммуникативную компетентность как необходимую составляющую общей профессиональной компетентности специалиста.

Исследователи Е. В. Хуторской, Е. В. Прозорова и др., отмечают, что процесс коммуникативной компетентности во многом зависит от уровня речевого развития; степени овладения теоретическими знаниями в области коммуникативных дисциплин и сформированности организаторских и коммуникативных умений; конструктивных навыков решения конфликтных ситуаций; наличием психологических качеств эмпатии и рефлексии.

Коммуникативная компетентность в современном обществе предполагает умение человека определять пути взаимодействия с другими людьми в быстро меняющейся социальной действительности. Коммуникативная компетентность включает как наличие знаний, умений и навыков, так и готовность их эффективного применения в непосредственной профессиональной деятельности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей и профессиональную адаптацию.

Важно подчеркнуть профессиональный аспект педагогической деятельности — осмысление профессиональной среды, осознанное и адекватное выстраивание отношений с окружающими людьми. Этим и определяется существенная роль высшего образования в формировании коммуникативной компетентности.

В новой образовательной парадигме основой продуктивного взаимодействия является помощь специалисту в овладении возможностями эффективного воздействия на обучающихся.

Любая компетентность формируется и развивается в процессе деятельности, которая связанна с постановкой цели, разрешением проблемы, поиском способов решения, определением результатов и т. д. Особенность коммуникативной компетентности в том, что коммуникация, как особый вид деятельности, является составной частью других видов деятельности. Исходя из этого положения, коммуникативная компетентность личности является средством осуществления эффективной деятельности в различных ситуациях и основой для формирования других видов компетентностей [2;6].

Коммуникативный компонент деятельности педагога связан с особенностями его коммуникативной деятельности, спецификой взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами. Сформированность коммуникативной компетенции будущих специалистов в дальнейшем будет способствовать их эффективной конструктивной и организаторской деятельности, обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников в процессе обучения [1].

Сложившийся образовательный процесс в вузах в большей степени характеризуется как традиционно-репродуктивный, общение между преподавателем и студентами — субъект-объектное. Такая ситуация ставит студента в позицию пассивного слушателя, получателя информации, не проявляющего должной активности. В итоге формируется личность, обладающая набором стандартных качеств, которые отражают пассивность мышления, неумение высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию, продуктивно общаться.

В этой связи актуальной остается проблема формирования профессиональной коммуникативной компетентности студентов на протяжении всего периода обучения его в ВУЗе.

Внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов создают благоприятные условия для использования инновационных технологий в вузовском обучении. Позитивные тенденции обучения показывают неизбежный переход от преимущественно информативных форм к активным методам и формам обучения, что диктуется необходимостью организации обучения как коллективной совместной деятельности обучающихся и преподавателя, перенесением акцентов на самостоятельную познавательную активность студента.

Так, лекционная подача материала от монологического изложения учебного материала может быть трансформирована в рамках педагогики творческого сотрудничества к диалогу преподавателя и обучающегося. Е. Н. Погребная выделяет в качестве условий формирования диалогического общения с обучающимися использование позиции не «законодателя», а собеседника, пришедшего поделиться со студентами личностным содержанием; стремления вызвать студентов на обсуждение разных точек зрения в решении учебной проблемы; стимулирование самостоятельного поиска ответов на вопросы, вводимые в начале лекции, т. е. коммуникацию со студентами построить таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска, нахождения решения, разрешения противоречий [4].

Также в качестве эффективного средства осуществления межличностного взаимодействия, развития коммуникативных способностей студентов используются активные методы обучения. Они способствуют снятию психологических барьеров, стимулируют самостоятельную познавательную творческую активность студентов и обеспечивают формирование готовности к профессиональной адаптации. Решению возникших задач способствует и использование педагогом разнообразных форм учебных занятий: проблемные семинары, дискуссии, тренинги, ролевые игры, «мозговой штурм», упражнения в парах, группах и др., позволяющих реализовать активные методы обучения.

Активные методы обучения оказывают положительное влияние на развитие коммуникативных, перцептивных, творческих, организаторских способностей, способствуют выработке устойчивости к стрессовым ситуациям. Участие в тренингах, дискуссиях, ролевых играх способствует познанию себя, своих возможностей, повышает уровень социальной адаптации, формируют навык активной самостоятельной деятельности, умение принимать решение в нестандартных ситуациях.

Погружение студентов в специфичные формы занятий помогает отрабатывать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным. Анализ ошибок студентов, проводимый при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации молодого специалиста к полноценному выполнению профессиональных обязанностей.

Исходя из сущности и специфики педагогической деятельности, развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса, в том числе и повышения качества образования. Необходимость развития коммуникативной компетентности педагогов становится очевидной.

И. А. Зимняя выделяет компоненты коммуникативной компетентности педагога [3]:

— мотивационно-ценностный компонент — определяет готовность совершенствовать профессиональные навыки, устойчивый интерес к передовой деятельности, потребность в профессиональном росте, стремление к самореализации и саморазвитию;

— когнитивный компонент — характеризует знание сути коммуникативной компетентности, умение познать другого человека, способность действенно и оперативно решать проблемы, возникающие в общении;

— операционно-деятельностный компонент — определяет способность педагога личностно-ориентированно взаимодействовать в ходе процесса образования, возможность проявления в разных обычных и специфичных ситуациях, умение сохранять спокойствие в любой ситуации, предотвращать и разрешать конфликты плодотворным путем, владение искусством красноречия, грамотной устной и письменной речью, умение публично представлять результаты своих трудов, отбирать эффектные методы самопрезентации, умение прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.

Организация профессиональной подготовки с опорой на обозначенные положения является способом самосовершенствования, самореализации и обеспечивает устойчивые тенденции развития у студентов педагогических вузов профессиональной коммуникативной компетентности.

Литература:

  1. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура студентов педагогического вуза. — М.: ВИНИТИ, 2006 г. — 224 с.
  2. Бушин Н. И. Подготовка конкурентоспособных специалистов в системе профессионального образования. — Уфа, 2003. — 156 с.
  3. Зимняя И. А. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия./ Зимняя И. А. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
  4. Погребная Е. Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // http://tnaia.narod.ru/sk/
  5. Шихалева М. С. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза// Омский научный вестник. — 2006 — № 6 (42) — с. 259–263.
  6. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentnosti-studentov-tekhnicheskogo-vuza#ixzz4VUUgRxpg
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, активный метод обучения, студент, коммуникативная компетентность педагога, обучающийся, педагогическая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональная коммуникативная компетентность, ситуация, умение.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку

Формирование профессионально-коммуникативной компетенции в процессе обучения английскому языку в рамках среднего профессионального образования

Воспитание коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения иностранному языку

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Формирование гражданственности студентов как условие становления профессиональной компетентности

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при обучении английскому языку

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Самообразовательная компетенция как фактор формирования будущих бакалавров-педагогов в образовательном процессе вуза

Развитие коммуникативно-когнитивной автономии студента в учебно-профессиональной деятельности

Задать вопрос