Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ланцова, Т. И. Применение современных педагогических технологий в процессе диагностики и развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога / Т. И. Ланцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 12-15. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38213/ (дата обращения: 17.10.2024).



К творческим способностям педагога-психолога можно отнести способность брать личную ответственность за свои действия и поступки, высокую работоспособность и др. К творческим способностям педагога-психолога мы относим способность оригинально решать исследовательские теоретические задачи и задачи практической профессиональной деятельности; способность комбинировать, способность генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, варьировать способы решения проблемы в воображении, что приводит к неожиданным выводам и результатам; интуиция, способность к импровизации, спонтанность [1, с. 254].

При этом творческое мышление отличается от мышления стандартного вариативным поиском решения проблемы. По мнению Е. Торренса творческое (креативное) мышление входит в структуру человеческого интеллекта. Т. А. Барышева [1, 4] отмечает, что, в отличие от Дж. Гилфорда, Е. Торренс считает ключевой составляющей креативных свойств общую способность преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов, способность к восприятию недостатков, пробелов в знании, недостающих элементов.

Этим же путем идут и некоторые отечественные психологи, изучающие процесс творческого мышления. Так, Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская [3, 6.] считают неотъемлемыми составляющими творческих способностей умение получать новую информацию путем включения объекта в новые связи и отношения, а также способность в случае необходимости отказаться от первоначальной гипотезы.

Гипотетичность — творческая способность, заключающаяся в возможности высказывать разнообразные, обоснованные предположения о перспективах и причинах развития каких-либо явлений реальной действительности. Психологический механизм, лежащий в основе гипотетичности, прежде всего, связан с функционированием общего умственного действия установления причинно-следственных связей. Умение видеть связь причин и следствий в явлениях реального мира позволяет успешно выдвигать гипотезы как перспективные (обращенные в будущее), так и ретроспективные (обращенные в прошлое). Также для успешного выдвижения гипотез перспективного характера необходимо осуществление общего умственного действия планирования, позволяющего мысленно просчитывать ход развития событий. Кроме того, как и в случае с вариативностью, для проявления гипотетичности необходимо дивергентное мышление с его свойствами гибкости и беглости, позволяющее выдвигать значительное количество разнообразных гипотез. Показателями развития гипотетичности могут служить несколько параметров. При оценке развития данной творческой способности можно ориентироваться на количество выдвигаемых гипотез, хотя в данном случае этот показатель не является первостепенным, он в большей степени характерен для вариативности [16]. Для гипотетичности важно, что выступает в качестве основы для выдвижения гипотез, насколько полно и глубоко обосновываются выдвигаемые гипотезы. В первую же очередь необходимо обратить внимание на правильность гипотез, особенности их вербального выражения, точность и соответствие действительности. Развитие способности к гипотетичности, так же, как и в случае с вариативностью, должно осуществляться при постоянном усложнении предлагаемых проблем, что создает условия, все в большей мере затрудняющие выдвижение и обоснование гипотез. Опираясь на психологический механизм гипотетичности, при ее развитии необходимо с помощью соответствующих заданий развивать умственные действия планирования и установления причинно-следственных связей. Процесс целенаправленного развития данной способности целесообразно начинать с обучения выдвижению гипотез ретроспективных, то есть обращенных в прошлое, так как это в большей мере обеспечивает студенту соответствующий опыт деятельности.

С целью выявления развития творческой способности к гипотетичности педагога-психолога было проведено ряд диагностик, направленных на изучение особенностей данной творческой способности у педагога-психолога.

Творческие способности педагога-психолога в данном исследовании рассматриваются в контексте проблем профессионально-психологической составляющей личности. Продуктивность деятельности педагога-психолога напрямую зависит от того, как развита способность к гипотетичности [5].

Экспериментальное исследование опиралось на адаптированную методику Л. В. Моисеевой. Данная диагностика направлена на изучение способности будущего педагога-психолога к гипотетичности [2, с. 90–91].

Все использованные диагностики адаптированы на студенческий возраст.

Целью эксперимента было выявить уровень развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога.

Задачами эксперимента были: выявить уровни развития способности к гипотетичности будущего педагога-психолога.

Изучение имеющегося у студентов бакалавров уровня развития творческих способностей может осуществляться на основе качественного и количественного описания уровней. Уровни развития творческих способностей определялись по способам обобщения; раскрытия существенных признаков понятий и их связей; практических и умственных действий студентов бакалавров, непосредственно связанных с содержанием осваиваемых понятий, знаний и представлений; умением выдвигать предположения и выбирать из множества возможных вариантов наиболее оптимальный; по способности высказывать новые нестандартные идеи [7].

В ходе диагностики использовался метод опроса. Опрос состоял из ряда заданий. Результаты опроса оцениваются по пятибалльной шкале в соответствии с критериями, которые представлены в таблице 1 (Таблица 1).

Таблица 1

Оценка показателей способности к гипотетичности по методике Моисеевой Л. В.

Показатель

Критерий оценки

Балл

Гипотетичность

Характеризуется способностью к самостоятельности выдвижения содержательных гипотез, среди них выбирает наиболее оптимальную для ситуации, умением точно спрогнозировать конечный результат психолого-педагогической ситуации, умением студента выразить свое отношение к психолого-педагогическим проблемам через средства театральной педагогики

32–35

В процессе обобщения студент может предлагать самостоятельно гипотезы, однако они не вполне соответствуют условиям. Умеет прогнозировать конечный результат, пытается выразить его в виде схемы. Предлагает 1–2 нестандартные идеи

25–31

Способен предложить более 1 традиционной идеи. В процессе обобщения перенос на обобщенные знания, эмоционально отзывчив. Классифицирует по 1 основанию: сбивается на несущественные признаки, не владеет терминологией. Студент выдвигает различные предположения и гипотезы, с незначительной внешней помощью может построить план доказательства своей гипотезы. Делает попытки составить прогноз.

18–24

Содержание ответов соответствует менее половины эталона. Оперирует конкретными единичными знаниями. Эмоциональное отношение к профессиональной деятельности. С трудом выдвигает гипотезы, прогнозирует методом «проб и ошибок», прибегая к помощи преподавателя.

11–17

Не может абстрагировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы. Отсутствие обобщенного взгляда на вещи, положительных эмоций по отношению к профессиональной деятельности.

7–10

Таким образом, выполнение предлагаемых диагностических заданий в данной работе помогало выявить уровень развития творческого мышления в рамках способности к гипотетичности у будущих педагогов-психологов в экспериментальной и контрольной группах.

Перед проведением диагностики была осуществлена беседа, которая направлена на раскрытие содержания диагностики. В процессе выполнения, у большей части группы возникали вопросы, которые были связаны с выполнениями творческих заданий.

Данная диагностика использовалась с внешними коррективами. Некоторые задания изменялись. Результаты исследования по диагностике способности к гипотетичности соответствовали низкому, ниже среднего, среднему, выше среднего и высокому уровню развития, а именно:

В целом, показатели экспериментальной и контрольной групп разнятся в пользу последней на 3 балла, что является не существенным отличием в проявлении способности к гипотетичности. В обеих группах доминирует низкий, ниже среднего и средний уровень, что свидетельствует о слабом развитии данной способности.

Сравнительные показатели результатов диагностики по развитию способности к гипотетичности контрольной и экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные показатели результатов диагностики способности к гипотетичности экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента (в баллах)

Группа/ уровень

Высокий уровень

32–35 баллов

Выше среднего уровень

25–31 балл

Средний уровень

18–24 балла

Ниже среднего уровень

11–17 баллов

Низкий уровень

7–10 баллов

Б4п(ЭГ)

32,3

26,8

19,4

14,4

7

Б2пн(КГ)

33

27,5

20,2

14,2

8,7

Условные обозначения:

ЭГ — экспериментальная группа;

КГ — контрольная группа.

Из результатов показателей таблицы видно, что, в целом, студенты экспериментальной группы по диагностике развития способности к гипотетичности продемонстрировали показатели результатов на 3 баллов ниже, чем студенты контрольной группы. Данные диагностирования первого этапа констатирующего эксперимента зафиксировали ряд отличий и проблем по данному направлению диагностирования.

Для решения обозначенных проблем мы предлагаем использовать следующие технологии:

—педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса:

—педагогика сотрудничества;

—педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:

—групповые технологии;

—технологии индивидуального обучения;

—педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности;

—игровые технологии;

—проблемное обучение.

Реализации этих технологий смогут помочь следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.

Литература:

  1. Барышева Т. А. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 2013. — 325 с.
  2. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии 2011.-№ 1.-С. 144–146.
  3. Григоренко Е. А., Кочубей Б. И. Исследование процесса выдвижения и проверки гипотез близнецами // Новые исследования в психологии. — 2009. — № 2. — С. 15–20.
  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер. 2009. — 63 с.
  5. Квасюк Е.Н Педагогические условия формирования способности к творчеству. М., 2012. 342 с.
  6. Король А. Д. Моделирование системы эвристического обучения на основе диалога: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 2009. — 38 с.
  7. Развитие и диагностика способностей // Под ред. В. Н. Дружинина и В. В. Шадрикова. — М.: Наука, 1991. 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гипотетичность, контрольная группа, способность, творческая способность, балл, будущий педагог-психолог, гипотеза, констатирующий эксперимент, творческая способность педагога-психолога, творческое мышление, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Интегративный подход к формированию рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как фактор снижения стрессогенности педагогической деятельности

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Похожие статьи

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Интегративный подход к формированию рефлексивной компетентности студентов педагогических вузов

Психолого-педагогические условия формирования психологической компетентности будущих педагогов

Развитие коммуникативных навыков будущих учителей как фактор снижения стрессогенности педагогической деятельности

Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога

Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности

Задать вопрос