Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мачулина, М. А. Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов / М. А. Мачулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38214/ (дата обращения: 17.10.2024).



Главной целью современного профессионального образования является подготовка специалиста, имеющего высокий уровень квалификации, способного к эффективной профессиональной деятельности. Чтобы добиться этого, необходимо повысить эффективность современного образовательного процесса. Это привело нас к использованию инновационных образовательных технологий, к их активному применению в повседневной практике обучения. Данные технологии гарантированно обеспечивают положительный результат обучения, приводят к оптимизации учебного процесса, и в итоге — к успешной подготовке выпускника, владеющего необходимыми общеучебными и специальными компетенциями.

Традиционная подготовка специалистов, которая была прежде всего ориентирована на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, не справилась с данной задачей. Современный этап развития образования предъявляет новые требования к подготовке будущих специалистов: основой образования становятся не учебные дисциплины, а способы мышления и деятельности. Таким образом, необходимо обеспечить не только высокий уровень теоретической подготовки будущего специалиста-филолога, но сформировать уже на стадии обучения профессиональные компетенции. В связи с этим, на наш взгляд, инновационные технологии обучения служат инструментом, который позволяет успешно достичь реализации данной цели.

Опыт практического использования инновационных технологий в процессе подготовки студентов-филологов неоднократно доказал их преимущества: они позволяют сформировать у будущих специалистов навыки самостоятельного получения новых знаний; формируют новый, более высокий уровень личной познавательной активности; создают такие условия обучения, при которых студенты-филологи не могут не научиться; стимулируют творческие способности каждого; приближают учебную деятельность к практике будущей профессиональной деятельности; формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию [2, с.120].

С этой точки зрения особый интерес представляет технология комплексного анализа текста, так как ее применение в процессе преподавания лингвистических дисциплин способствует развитию следующих профессиональных умений, необходимых будущему специалисту-филологу: анализ изобразительно-выразительных средств языка, выявление их роли в раскрытии авторского замысла, выявление средств создания языковой картины мира. Кроме того, наряду с технологизацией образовательной деятельности использование данной технологии позволяет осуществить ее гуманизацию [1, с.11].

Моделирование научного исследования при изучении предмета «Филологический анализ текста» позволяет студентам-филологам применить на практике полученные знания по методике подбора и анализа данных о языковой личности и языковой картине мира, осваивать навыки проведения исследовательских процедур. В результате достигается важнейшая цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания содержания произведения будущим специалистом, так как он получает навыки в использовании нового метода в практической деятельности. [3, с.24].

Хороших результатов в подготовке квалифицированных специалистов позволяет добиться и проектная деятельность студентов-филологов, ставящая в центр образовательного процесса практические вопросы будущей профессиональной деятельности, и на этой основе стимулирующая интерес к изучаемым вопросам теории. Повседневная практика подтверждает тот факт, что студенты, разработавшие и осуществившие свой проект в ходе педагогической практики, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами. Так в ходе преддипломной практики Бучей Ю. совместно с учащимися Базовой школы был осуществлен проект«Книга и подросток».

Цель проекта:исследовать духовно-нравственные и культурные ценности личности наших сверстников, выявить уровень значимости книги для них.

Исходя из цели, были сформулированы задачи, которые предстояло решить:

— выявить значение книги в жизни людей разного возраста;

— показать, как и для чего книга нужна;

— научить пользоваться книгой с толком, извлекать из живого общения с ней радость и пользу для себя, уважать печатное слово;

— провести анализ нормативно-правовой базы по изучаемой проблеме;

— провести анализ материалов СМИ, обзор ресурсов Интернет, обзор публикаций газет и журналов.

Для более полного изучения проблемы решили провести опрос среди учащихся средних классов базовой школы Филиала СГПИ в г. Железноводске. Было опрошено 75 респондентов.

Вопросы предназначались для учащихся 5–9 классов, что, несомненно, должно было обозначить самостоятельность в выборе и решении проблемы.

Результаты анкетирования:

Результаты опроса показали, что наиболее популярны среди школьников такие жанры, как фэнтези, романы и детективы. Среди любимых авторов большинство респондентов наиболее часто называют имена Д. Донцовой, Дж. К. Роулинг, а также имена А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Был отмечен интересный факт: почти половина опрашиваемых любит читать, однако предпочтения отдаются литературе, не требующей глубокого осмысления, анализа.

С творчеством местных писателей школьники знакомы хорошо, в основном назывались имена С. Рыбалко, В. Чепраковой.

Полученные данные позволили сделать следующее заключение: если за единицу измерения принять серьезную книгу (ту, которая учит думать, понимать, размышлять), то можно сказать, что подростки читают мало.

Анализируя сложившуюся ситуацию, мы построили следующую цепочку умозаключений:

— важно уметь выбрать книгу, которая будет тебе другом, помощником, советчиком;

— книга играет важнейшую роль в жизни каждого, т. к. она является средством, воспитывающим сострадание, милосердие, сочувствие, делает их главными в жизни;

— книга развивает мыслительные процессы, память, что немаловажно для каждого, кто учится.

Был намечен следующий план действий по развитию интереса к чтению в школе, который и был осуществлен на практике:

Таким образом, активное внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий и самостоятельное и использование студентами-филологами в процессе собственной педагогической деятельности в конечном итоге способствует подготовке высококвалифицированных специалистов-филологов, владеющих фундаментальными и прикладными знаниями, способных успешно осваивать новые профессиональные области.

Литература:

1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3. — с. 78.

2. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. — 2005. — № 6. — с. 83.

  1. Воителева Т. М. Языковой анализ текста на уроках развития речи. Вопросы методики преподавания русского языка и литературы. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессиональная деятельность, будущий специалист-филолог, высокий уровень, книга, учебный процесс, языковая картина мира.


Похожие статьи

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Похожие статьи

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Теоретические предпосылки формирования компетенций студентов технического вуза при обучении иноязычной культуре

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Задать вопрос