Смена знаниевой парадигмы в современном образовании на компетентностную приводит к необходимости перестройки системы подготовки педагогических кадров. Знаниевый подход подразумевал освоение будущим педагогом знаний в готовом виде, изучение педагогических теорий и технологий.
Компетентностный подход к образованию предполагает наличие у учителей активной позиции, заключающейся в готовности и потребности к постоянному самосовершенствованию, разработке авторских педагогических программ и технологий, к педагогической инноватике. Только творческий учитель, способный адаптировать педагогические технологии и разрабатывать авторские методики способен быть успешным в современной образовательной реальности.
Новые образовательные стандарты привели к увеличению объема отчетности в работе учителей. Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель» провел социологический опрос российских учителей в феврале-апреле 2015 года. Были опрошены 425 учителей. Самыми актуальными проблемами сотрудников образования 81 % учителей назвали большие объёмы бессмысленной бумажной работы. При этом низкая заработная плата была названа 66 % опрошенных, т. е. разрыв между первой и второй проблемой составил 20 %, таким образом, бумажная работа является самым существенным похитителем времени и наибольшим фактором, вызывающим раздражение, по мнению учителей [2].
По результатам социологического опроса, учителями также были отмечены позитивные тенденции образования: востребованность педагогического творчества отметили 34 %. Рабочую нагрузку посчитали разумной только 9 % учителей [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогические работники видят необходимость проявлять педагогическое творчество и демонстрируют готовность к нему, но при этом отмечают острый дефицит свободного времени, ввиду перегруженности «бумажной работой».
В условиях смены образовательных парадигм рациональные и эффективные подходы к образованию будут вырабатываться на протяжении нескольких лет, возможно, десятилетий, и учитель, чтобы успевать заниматься педагогическим творчеством на фоне обязательной работы, связанной с педагогической деятельностью, заполнением отчетной документации, должен быть способен эффективно распоряжаться главным ресурсом — временем. Задача педагогических вузов — развивать временную компетентность личности еще на стадии обучения.
Д. М. Мельникова отмечает, что временной компонент имплицитно присутствует во всех без исключения личностных и поведенческих характеристиках человека [4].
И. В. Кольцова считает временную компетентность характеристикой личности, которая формируется и проявляется в профессиональной деятельности [3].
Л. П. Енькова разработала структуру временной компетентности студентов, обучающихся на педагогических специальностях. В структуру входят:
1. Временная организация учебной деятельности:
— навыки и опыт решения временных задач (оценка временного резерва, синхронизация собственных действий и синхронизация деятельности с процессами в окружающем мире, упорядочивание действий, выдерживание сроков;
— навыки оценки длительности и временная организация процесса (определение ритма, темпа, срока);
— умения и навыки замедления и ускорения исполнительного процесса (темпа, ритма);
— временные структуры опыта как рефлексивного акта и как основания действия (временные схемы действительности).
2. Временная организация профессиональной деятельности педагога:
— временная перспектива профессиональной деятельности;
— профессиональная событийность как временная структура.
3. Временная организация педагогической деятельности:
— временные структуры стратегического планирования профессиональной деятельности;
— ближайшая и отдалённая временные профессиональный перспективы;
— контекстный временной опыт [1].
О. В. Швецова, исходя из структуры временной компетентности по Л. П. Еньковой, предлагает целенаправленно развивать временную компетентность личности у студентов педагогического вуза. При развитии временной компетентности личности у студентов педагогического вуза, О. В. Швецова предлагает на начальном этапе, исходя из первого уровня развития временной компетентности по Л. П. Еньковой (см. выше), способствовать овладению студентами профессиональными навыками и компетенциями, которые связаны с организацией учебной и педагогической деятельности на педагогической практике и рефлексией, оценкой своих личностных особенностей и педагогической рефлексией [6].
На втором этапе развития временной компетентности личности у студентов педагогической вуза, в соответствии со вторым уровнем развития временной компетентности по Л. П. Еньковой, — временной организацией профессиональной деятельности педагога, О. В. Швецова предполагает развитие у будущих педагогов прогностических способностей и педагогической интуиции. М. Ткачева отмечает данные способности как важные для успешной педагогической деятельности: «Учитель с высокоразвитыми прогностическими способностями в состоянии предвидеть, что получится из ученика в будущем, прогнозировать развитие тех или иных его психических свойств и качеств» [5].
Третьим компонентом временной компетентности личности по Л. П. Еньковой является временная организация педагогической деятельности [1]. О. В. Швецова предлагает развивать на этом уровне прогностические способности педагога с учетом умения прогнозирования не только ближайших, но и отдаленных профессиональных перспектив и обучать студентов педагогического вуза навыкам стратегического планирования педагогической деятельности [6].
Развитие временной компетентности у студентов педагогических вузов как одной из важнейших профессиональных компетенций учителя будет способствовать повышению эффективности подготовки педагогических кадров и оптимизации их адаптации к профессии. Разработка программы развития временной компетентности личности студентов педагогического вуза и апробация ее на практике может явиться одним из средств оптимизации современного педагогического образования в условиях компетентностной образовательной парадигмы.
Литература:
1. Енькова Л. П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблемы её диагностики // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология, 2011. — № 3. — С. 123–125.
- «Бессмысленная бумажная работа» заняла первое место в списке проблем российских педагогов / Учительская газета / 12.05.2015/ http://ug.ru/news/ 5055 / (дата обращения: 09.11.2015).
- Кольцова И. В. Роль временной компетентности в личностно-профессиональном становлении студентов педагогического вуза. // Sci-Article. № 22, июнь 2015. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1434624190 (дата обращения: 08.11.2015).
- Мельникова Д. М. Временная компетентность личности в контексте профессионального становления будущего педагога. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научн. журн. 2013. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 08.11.2015).
- Ткачева М. Педагогическая психология. Конспект лекций http://www.razlib.ru/psihologija/pedagogicheskaja_psihologija_konspekt_lekcii/p5.php / (дата обращения: 08.11.2015).
- Швецова О. В. Актуальность развития временной компетентности студентов педагогического вуза. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научн. журн. 2015. № 3. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 09.11.2015).