Система отечественного образования сегодня переживает сложный период в связи с переходом на новые стандарты, что проявляется в том числе в процессе филологической подготовки педагогов. Причем трудности испытывают не только студенты, обучающиеся по программам бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», но и преподаватели, ведущие дисциплины филологической направленности. Несмотря на усиление интереса государства и правительства к этой отрасли знаний, практика показывает, что некоторые вопросы, связанные с определением содержания филологического образования и продуктивных технологий и методик его реализации требуют дополнительного осмысления, поскольку эффективность образовательного процесса в учебных заведениях напрямую связана с выбором оптимальных технологий обучения и способами их реализации.
Организация профессиональной подготовки будущих филологов, по нашему мнению, должна опираться на теорию активизации учения Т. И. Шамовой [4], теорию оптимизации обучения Ю. К. Бабанского [1] и теорию содержательного обобщения В. В. Давыдова [2]. По мнению исследователей, познавательная активность студентов базируется на трех составляющих: мотивации, содержательно-операционном компоненте и воле, причем доминанта первой составляющей в вузовском и школьном обучении очевидна. Именно поэтому основная задача преподавателя — активизировать положительную познавательную мотивацию студентов, используя разнообразные активные и интерактивные технологии обучения. А распространившееся в последнее время интерактивное обучение, основанное на активном взаимодействии субъектов обучения, по своей сути — это один из вариантов коммуникативных технологий, так как их классификационные признаки совпадают.
В содержание активных технологий могут входить задания репродуктивного, реконструктивного и творческого уровня. Регулярное использование грамотно и целенаправленно составленных в определенной системе заданий способствует формированию умений продуктивной самостоятельной работы, поиска недостающей информации в словарях, справочниках и учебной литературе, новому уровню прочтения и анализа учебного материала. Так, в процессе изучения дисциплины «Современный русский язык» студенты постепенно продвигаются от анализа языковых единиц по предлагаемым преподавателями схемам (задания репродуктивного уровня) к самостоятельной подготовке опорных схем-конспектов по ключевым вопросам языка (задания реконструктивного уровня) и позднее проблемных вопросов или заданий с предложением собственных вариантов решения обозначенных проблем, используя научную аргументацию (теорию, языковые факты и др.) (задания творческого уровня). Последовательное использование заданий различного уровня способствует формированию умений работать с различной учебной и справочной литературой, находить и обрабатывать сведения, факты, мнения, суждения; готовности к самостоятельному творческому исследованию, в том числе с применением современных информационных технологий; выражению собственного мнения и суждений, аргументации собственной позиции.
Необходимо продумать особенности контроля выполнения заданий, поскольку правильно организованный контроль способствует формирования навыков самоконтроля, что приведет к повышению уровня автономии обучающихся, а это имеет большое значение в процессе подготовки бакалавров, образование которых включает значительную долю самостоятельной работы.
Естественно, что описанные выше типы заданий полностью не исчерпывают все возможные способы формирования филологической компетенции. Требуется систематизация и спецификация материала контрольных мероприятий и создание их банка, что необходимо отнести к первостепенным задачам деятельности кафедры, ведущей филологические дисциплины.
В концепции модернизации российского образования отмечено, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» [3]. Важными характеристиками выпускника становятся такие качества, как профессиональное мышление, компетентность, владение компьютерными технологиями.
Смена образовательных парадигм и новые приоритеты образования способствуют внедрению в учебный процесс качественно новых индивидуально-творческих форм и методов преподавания в высшей школе, ориентированных на вариативное содержание обучения, индивидуализацию усвоения знаний, развитие познавательных интересов обучаемых и реализацию их творческого потенциала. При изучении филологических дисциплин акцент переносится на сам процесс познания, его организацию и управление, причем важное место в современном образовательном пространстве отводится технологиям проблемного обучения, которые предполагают 2 основных этапа работы: 1) постановку проблемы; 2) поиски путей ее решения.
Так, в рамках дисциплины «Активные процессы в языке и речи», относящейся к вариативной части цикла «Профессиональный», студенты факультета специальной педагогики знакомятся с темой «Активные процессы в лексике и фразеологии». Перед студентами ставится проблемный вопрос: являются ли активные преобразования языка на современном этапе негативными, или же это процесс, имеющий положительную сторону. Учащимся предлагается оценить все плюсы и минусы современного развития лексико-фразеологического состава языка, отметить его основные тенденции.
Интерактивная направленность обучения дисциплине проявляется в заданиях, способствующих проявлению самостоятельности обучающихся, их свободному поиску и развитию высокой познавательной активности студентов, например: «Определите, каким преобразованиям подверглись фразеологизмы в данных контекстах (источник примеров — рекламная служба «Русского радио»): Бороться и искать, найти и перепрятать. Баба с возу, и волки сыты. Крыша есть — ума не надо».
Успех и эффективность нового процесса познания зависит и от умения педагога направить взаимодействие обучаемых на выработку совместного решения, от того, как преподаватель умеет исправлять ошибки, устанавливать обратную связь, создавать открытые, доверительные отношения с обучающимися.
В целом, преподавание филологических дисциплин должно вестись с учетом технологий проблемного обучения, которые обладают широким спектром возможностей как для исследовательской деятельности, так и для активизации полученных знаний. Они эффективнее традиционных, так как постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию студентов, а поиск решения — понимание материала большинством обучающихся. Такой подход делает процесс изучения нового материала более демократичным, ориентированным на разных студентов с разными интересами и способностями.
Одним из эффективных способов организации самостоятельной работы студентов в процессе преподавания филологических дисциплин является коллоквиум, подготовка и проведение которого выполняется в несколько этапов: 1) определение цели (целесообразно подобрать проблему, которая будет актуальной в рамках преподаваемой дисциплины. Активное участие студентов в поиске эмпирического материала способствует формированию умения работать с большим объемом информации); 2) подготовка (на данном этапе студенты самостоятельно работают с материалом коллоквиума); 3) оценивание (студенты в мини-группах (2–3 человека) представляют результаты самостоятельной работы в устной форме приглашенным экспертам. Как правило, привлечение студентов старших курсов или аспирантов благотворно влияет на качество подготовки обеих сторон к коллоквиуму).
В процессе подготовки и проведения беседы студенты сталкиваются с необходимостью самостоятельного приобретения недостающих знаний для решения возникших задач; кроме того, у них формируется коммуникативная компетенция в процессе работы в разных группах. Учащиеся развивают навыки исследования и аналитического мышления.
При подготовке к коллоквиуму отдельную работу нужно провести с аспирантами и студентами старших курсов, выступающими в качестве экспертов. Они должны быть готовы к тому, что степень владения материалом у студентов будет разной, поэтому экзаменаторы должны подготовить ряд вопросов, которые в случае необходимости могут помочь при ответе.
Интерактивность в применении коллоквиума проявляется в том, что студенты познают новое не только в процессе самостоятельной подготовки к беседе по определенным вопросам, но и посредством взаимодействия и диалога с другими студентами во время представления результатов в малых группах.
Одной из форм интерактивного обучения является вебинар. Термин вебинар появился в языке Интернет-технологий в 1998 году, тем не менее его значение не зафиксировано ни в одном толковом словаре. Вебинар (или онлайн-семинар) происходит от английского webinar, которое возникло слиянием двух слов web-based (сетевой) и seminar (семинар). Вебинары, как правило, используются для организации различных мероприятий онлайн, то есть любой формы опосредованного общения через Интернет: деловых совещаний, корпоративных встреч, партнерских конференций и презентаций, семинаров, дискуссий, брейн-рингов, конференций, круглых столов и т. п. В настоящее время наиболее активно вебинары применяются в процессе онлайн-обучения (онлайн-семинары, курсы и тренинги), как разновидность дистанционного образования, организованная при помощи web-технологий в режиме реального времени. Во время вебинара его участники не просто слушают лектора, они задают вопросы, обсуждают те или иные проблемы, спорят, то есть как бы присутствуют в аудитории. Каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет с помощью загружаемого приложения, или через web-приложение.
Главной особенностью вебинаров является интерактивность, возможность демонстрировать, отдавать, принимать и обсуждать информацию. В отличие от вебкастов, при проведении которых данные передаются только в одну сторону, на вебинарах возможно взаимодействие лектора с аудиторией.
Положительными сторонами вебинаров являются: 1) возможность интерактивного участия; 2) экономия времени; 3) вебинар можно проводить со слушателями, находящимися на любых расстояниях; 4) вебинар является эффективным и доступным способом обучения; экономия средств на обучение.
В Ставропольском государственном педагогическом институте вебинары проводятся довольно часто, в основном это лекции по различным дисциплинам, которые читаются для студентов филиалов института, находящихся в других городах. Следует отметить, что вебинары имеют некоторые трудности для преподавателя при их проведении. Во-первых, сложно контролировать присутствие студента на лекции, он может просто включить компьютер и уйти с семинара. Во-вторых, довольно трудно оценить, насколько хорошо студенты усвоили материал, так как нет возможности проверить это. В-третьих, могут возникнуть проблемы технического характера. Для устранения обозначенных проблем и с целью улучшения взаимодействия после проведения вебинара целесообразно провести тестирование, опрос слушателей о том, как они оценивают результаты обучения, разослать анкеты для улучшения качества проведения вебинаров. Данные об успешности семинара можно получить, отмечая посещаемость участников на каждом последующем вебинаре.
Таким образом, одной из характерных примет современного социума является постоянное увеличение объема получаемой информации, стремительное развитие Интернет-технологий, которые активно используются в различных сферах жизни и деятельности человека. Если раньше специалисту знаний, полученных в высшем или среднем учебном заведении, было достаточно, чтобы успешно работать всю жизнь, то в настоящее время идея «образования через всю жизнь» требует новых возможностей, нестандартных методов и приемов обучения.
Именно поэтому в процессе получения основного образования, при переквалификации, при получении второго образования и т. п. использование разнообразных новых технологий имеет большое значение, так как делают обучение более доступным, целенаправленным и рациональным.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://edu.mari.ru/ou_respub/sh14.htm (дата обращения: 3.11.2015).
- Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. — М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.