Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Качалова, И. Н. Личностно-ориентированный подход в процессе преподавания психологических дисциплин в педагогическом вузе / И. Н. Качалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38225/ (дата обращения: 18.12.2024).



Чтобы чувствовать себя комфортно в век быстроразвивающихся высоких технологий выпускник вуза, должен быть компетентным профессионалом, быстро адаптирующимся в меняющихся жизненных ситуациях, способным к дальнейшему самообучению и саморазвитию. На формирование такой личности направлено личностно-ориентированное обучение [2].

Содержание образования в традиционном обучении можно определить как систему знаний, умений и навыков, определенный уровень развития познавательных сил. взглядов и убеждений, уровень практической подготовки, сформированный в результате учебно-воспитательной работы. При таком подходе знания выступают как абсолютная ценность и нередко заслоняют собой индивидуальность самого человека, становится не только «источником знаний» но и диагностом, помощником в развитии и становлении личности студента. Таким образом, обеспечивается свобода выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, нравственных, культурных и жизненных потребностей личности; гуманное отношение к развивающейся личности, становлению ее индивидуальности; создает возможность для самореализации личности в культурно-образовательном пространстве.

Личность уникальна. Но, к сожалению, то, что дается легко одним, слишком труднодостижимо для других. Причиной могут быть, например, такие аспекты: психофизиологический (темперамент и характер личности); соматический (плохое самочувствие, возбудимость н. с.); психологический, к которому относится эмоциональная сфера (эмоциональность — как свойство личности, общая и ситуативная тревожность, страх переживания неудачи, боязнь оценки, отсутствие мотивации) и влияние внешних факторов, концентрация на другой (не учебной) деятельности (семейные проблемы, материальные трудности и др.) [4].

В наш вуз поступают выпускники сельских и городских школ. К сожалению, они сами отмечают, что их уровень подготовки не всегда соответствует требованиям, предъявляемым в вузе. это должно учитываться при личностно-ориентированном подходе в обучении. Задача преподавателя вуза не искать причины, не делить студентов на «успевающих и неуспевающих», на «хороших и плохих», а используя технологии личностно-ориентированного подхода, учитывать эти проблемы и подходить к каждому студенту как к уникальной индивидуальности. При этом, главное не обучение воспроизведению знаний, а через освоение фундаментальных научных понятий, понимания принципов и законов психологических дисциплин повышать интеллектуальные умения студента. Студент должен овладеть логическими мыслительными операциями, научиться устанавливать причинно-следственные связи при решении повседневных задач, уметь применять полученные знания на практике и в курсе смежных дисциплин.

В личностно-ориентированном подходе на первое место выходит признание индивидуальности каждого обучающегося. Во время организации образовательного процесса педагог должен создавать условия для развития способностей, реализации его склонностей, познавательных интересов, учитывать психофизиологические особенности. Личность включается в образовательный процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за результаты. Каждый студент имеет право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения, которые обеспечивает личностно-деятельностный подход, отражающий основной принцип гуманизации образования, и предполагающий качественно новое взаимодействие [1].

Практикоориентированный характер предлагаемых задач предполагает использование знакомых профессиональных ситуаций, возможность применения полученных решений в профессиональной деятельности.

в педагогическом вузе рационально использовать следующие подходы к использованию личностно-ориентированных технологий в процессе учебных занятий:

—подбор учебного материала таким образом, чтобы студент включал опыт предшествующего обучения, самообразования

— изложение учебного материала таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их, но и преобразовал, структурировал, обобщал личный опыт каждого студента.

— в ходе каждого учебного занятия стимулировать студентов к самостоятельной деятельности, реализуя, таким образом, возможность самовыражения, саморазвития и самообразования.

— возможность выбора студентами учебных заданий.

— использование разнообразных приёмов учебной работы, учет их функциональных возможностей в личностном развитии учащихся.

— обеспечение на занятиях разностороннего контроля и оценки не только результатов усвоения студентами знаний, умений, навыков, но и самого процесса учения.

— использование различных форм коррекции субъективной деятельности студентов на занятиях.

В распоряжение студентов предоставлен комплект методического обеспечения (задания на практические занятия, планы-конспекты лекций, электронные учебники, самостоятельным работам, методические указания к курсовым, лабораторным и др.). Пользуясь интернет-ресурсами, студенты могут осуществлять самостоятельный поиск литературы по изучаемой дисциплине, использовать электронные книги. самостоятельный поиск информации.

Для лучшего усвоения и учебного материала, в качестве индивидуальных заданий, студентам предлагается составить сравнительную таблицу психических процессов или явлений, подготовить конспекты лекций в виде таблиц или блок-схем, дается задание составить тест с вариантами ответов по данной теме, или кроссворд. Это позволяет систематизировать записи лекции, выделить ключевые категории науки, основные закономерности психического развития, помогает подготовиться к практическим занятиям, коллоквиумам.

С учетом объема знаний и уровня способностей студента подбирается соответствующий учебный материал, устанавливается тип заданий для каждого. При этом уровень сложности учебного материала выбирается студентом и одобряется преподавателем.

Проверка знаний и умений студентов осуществляется различными способами — это тесты, решение задач, и сдача коллоквиума (устно или письменно).

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет значительно расширить возможности использования личностно-ориентированных технологий. На нашей кафедре эти технологии применяются в различных формах: работа с электронными учебниками, проведение лабораторных практических работ; использование сети Интернет; подготовка мультимедийных презентаций; использование различных программ для контроля и самоконтроля.

Таким образом, для осуществления личностно-ориентированного подхода в образовании необходимо соблюдение следующих условий:

— создание психологически комфортной образовательной среды;

— обеспечение саморегулирующего поведения личности;

— учёт уровня возможностей и способностей каждого студента в учебной деятельности;

— адаптированность учебных заданий к особенностям студенческой группы.

Использование личностно-ориентированных технологий дает возможность каждому студенту изучать содержание учебных дисциплин на различных уровнях сложности через выполнение посильных заданий и предоставление творческой свободы.

Обобщая сказанное, хочется процитировать высказывание И. В. Иванченко: «Одним из условий повышения качества образования в вузе является готовность к профессиональной деятельности, самообразование, профессиональное и личностное самосовершенствование, саморефлексия, формирование профессионального и личностного самосознания, совершенствование профессиональных умений и личностных духовно-нравственных качеств, повышение социального статуса студенчества, формирование умения адаптироваться к современным социально-экономическим условиям и т. д. [3] А личностно-ориентированные технологии предлагают обучающимся роль самостоятельного субъекта, имеющего возможность самореализации и самосовершенствования. Современные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении учитывают познавательный интерес каждого, творческие потребности, индивидуальный опыт личности.

Литература:

  1. Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза / В. П. Делия. — М.: Де-По, 2008. — 484 с.
  2. Иванченко И. В. Содержательная характеристика системы обеспечения качества подготовки будущего специалиста в педагогическом вузе./Образование: традиции и инновации: Материалы VI международной научно-практической конференции — Прага, Чешская Республика: Изд-воWORLD-PRESS s r. o.,2014.-602c.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособ. [для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров]: Под. ред. Е. С. Полат. — М.:«Академия», 2011. — 272 с.
  4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособ. для учителя. —М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с. — (Педагогическая мастерская).
Основные термины (генерируются автоматически): личностно-ориентированный подход, студент, учебный материал, задание, занятие, личностно-ориентированное обучение, образ, образовательный процесс, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Похожие статьи

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ

Развитие исследовательских компетенций у учащихся на уроках математики при применении практико-ориентированного подхода в обучении

Индивидуальный подход в развитии познавательного интереса студентов музыкально-педагогических факультетов

Профессионально-ориентированный подход при обучении иностранному языку (педагогическая концепция)

Практико-ориентированный подход формирования мотивации научной деятельности студенческой молодежи (региональный аспект)

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Мотивационный программно-целевой подход в гуманизации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования

Инновационные педагогические технологии в преподавании предметов общественно-гуманитарного цикла

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Задать вопрос