В статье рассмотрены сущность и процесс обеспечения конкурентоспособности предприятия, предложены конкретные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы на современном этапе развития экономики.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, конкуренция, продукция, потребительский спрос, квалификация персонала
Фундаментальная проблема современной экономики состоит в повышении уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизации их функционирования. Категория «конкурентоспособность предприятия» является основой национальной конкурентоспособности в части экономической составляющей.
По нашему мнению, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать обобщающую комплексную характеристику деятельности предприятия, основанную на его способности вести производственно-финансовую деятельность более эффективно по сравнению с конкурентами на основе максимально эффективного использования ресурсов. Обеспечение конкурентоспособности различных экономических объектов должно носить системный характер. Наиболее полно содержание системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов отражено в работах Р. А. Фатхутдинова 3, по мнению исследователя, под системой обеспечения конкурентоспособности любого экономического объекта необходимо понимать комплекс мероприятий планового, производственного, сбытового характера, ориентированных на достижение конкурентоспособности управляемого объекта 3.
Анализ литературы 1, 2, 3 позволяет определить структуру системы обеспечения конкурентоспособности предприятия. Она представлена внешним и внутренним окружением. К внешнему окружению относятся вход, выход, связь с внутренней средой. Внутреннее окружение формируют такие блоки, как управляющий, обеспечивающий, целевой (рис. 1).
Рис. 1. Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на уровень конкурентоспособности товаров, следовательно, и организации, относятся те, на которые организация не может воздействовать, которыми она не управляет, но при этом предприятие приспосабливает свою деятельность к условиям внешней среды. К факторам макросреды организации относятся международные, политические, экономические, социально-демографические, правовые, природно-климатические, научно-технические и культурные. К компонентам внешней среды относятся также непосредственные конкуренты по выпускаемым товарам, все конкуренты-поставщики, контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. д.). К компонентам обратной связи системы обеспечения конкурентоспособности объекта относятся: дополнительные требования на стадии НИОКР к нормативам конкурентоспособности объектов, рекламации потребителей, новая информация по инновациям и т. п.
Анализ литературы 1, 2, 3 позволяет выделить следующие основные факторы целевой подсистемы в зависимости от рассматриваемого объекта, для предприятия в качестве основных факторов рассматриваемой подсистемы будут выступать: конкурентоспособность ее товаров на внешнем и внутреннем рынках, конкурентоспособность отрасли, региона и страны.
Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов: правовое, методическое, ресурсное и информационное обеспечение. Структура управляемой подсистемы формируется функциями стратегического маркетинга, инновационного, финансового и производственного менеджмента, тактического маркетинга, которые необходимо выполнить для достижения целей (конкурентоспособности) системы.
Основными компонентами управляющей подсистемы являются: психологические аспекты управления персоналом, нацеленного на конкурентоспособность; принятие конкурентоспособных управленческих решений; организация труда; учет, контроль и стимулирование реализации решений; подготовка кадров для решения проблем конкурентоспособности.
Формирование и функционирование системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов предполагает:
1) установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования;
2) определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы;
3) разработку совокупности базовых показателей ее функционирования;
4) формирование состава задач системы;
5) установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы;
6) определение порядка развития и совершенствование системы.
Мы считаем, что процесс обеспечения конкурентоспособности экономического объекта должен состоять из нескольких этапов, включающих:
1) выявление факторов, влияющих на конкурентоспособность объекта;
2) определение критериев, показателей конкурентоспособности;
3) оценку конкурентоспособности;
4) разработку основных мероприятий, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности объекта;
5) организацию и контроль исполнения мероприятий.
Очевидно, что конкретное содержание перечисленных факторов будет существенно различаться в зависимости от объекта обеспечения конкурентоспособности, например — товара или предприятия.
Рассмотрим проблемы повышения конкурентоспособности на примере конкретного предприятия — ООО «Созвездие», предприятие находится в г. Омске. Основным видом деятельности данного предприятия является розничная торговля продовольственными товарами, включая разливные напитки, розничная торговля осуществляется с использованием сети продовольственных магазинов, также ООО «Созвездие» занимается собственным производством натуральных морсов и мучных изделий.
Основной задачей ООО «Созвездие» является продвижение собственной продукции, а также реализация населению разливных напитков, сопутствующих товаров отечественных и импортных производителей. Для анализа конкурентных преимуществ, сильных и слабых сторон деятельности предприятия была использована методика SWOT-анализа, результаты представлены в табл. 1.
Проведя данный SWOT-анализ мы видим следующее, что ООО «Созвездие» имеет хорошее географическое расположение, развитую инфраструктуру, широкий ассортимент продовольственной продукции. Также мы видим слабые стороны у магазина, к ним относятся отсутствие системы скидок и невысокая квалификация персонала. Из результатов SWOT-анализа также можно сделать вывод о том, что макросреда предприятия является благоприятной для ведения бизнеса, так как присутствует высокий и стабильный спрос на продовольственную продукцию и у отдельных категорий населения происходит увеличение материального благосостояния, что положительно сказывается на товарообороте ООО «Созвездие». Но и также имеются угрозы для предприятия, к ним следует отнести высокий уровень конкуренции, нестабильность цен поставщиков, а также снижение покупательской способности населения.
Таблица 1
SWOT-анализ на предприятии ООО «Созвездие»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
− цена товара − географическое расположение − инфраструктура − широкий ассортимент товаров − наличие постоянных клиентов |
− отсутствие системы сидок − низкий уровень квалификации продавцов |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
− стабильный спрос на продовольственные товары со стороны конечных потребителей − рост благосостояния отдельных категорий населения − сокращение времени на обслуживание |
− высокий уровень конкуренции − нестабильность цен поставщиков − снижение покупательской способностей населения |
Нами была проведена оценка конкурентоспособности рассматриваемого предприятия в сравнении с основными предприятиями–конкурентами с использованием методики рейтингового анализа. На основе результатов проведенного исследовании для повышения конкурентоспособности данного предприятия нами были предложены ряд мероприятий:
- Повышение квалификации продавцов.
Повышение квалификации продавцов позволит улучшить культуру обслуживания и сократит время на работу с каждым клиентом, что в свою очередь положительно повлияет на финансово-экономические показатели деятельности организации. На повышении квалификации предлагается направить 6 продавцов, так как у 5 продавцов за год были снижены личностные продажи, а один продавец является «новичком» в штате и ему необходимы навыки и обучения для увеличения продаж.
- Премирование продавцов за увеличение объёмов продаж.
Введение материального стимулирования приведет к увеличению личных продаж продавцов, и, как следствие, к росту выручки всего предприятия. Предполагаемый размер премии будет варьировать в пределах 10–25 % от уровня оклада.
- Внедрение в производство нового оборудования, например, автоматов по продаже отдельных видов продукции. Это позволит увеличить ассортимент предлагаемой продукции, и привлечь новых клиентов. Так же это приведет к увеличению товарооборота и повысит конкурентоспособность предприятия.
- Совершенствование рекламной деятельности.
Увеличение рекламы на ТВ, баннеры и листовки позволят привлечь новых клиентов, и приведет к увеличению проходимости магазина. Так же это приведет к увеличению товарооборота.
- Внедрение дисконтных карт.
Это позволит увеличить объем реализации за счет использовать системы скидок на определенные группы товаров, предоставляемых по дисконтным картам. Так же это приведет к увеличению числа покупателей. Дисконтные карты будут давать скидку на товары от 2 % до 5 % от суммы покупки.
- Изменение рабочего графика.
Следует изменить рабочий график торгово-оперативного персонала, за счет введения дневной и вечерней смены по 6 часов в день.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Литература:
- Азоев Г. Л. Маркетинговые технологии ведения конкурентной борьбы / Г. Л. Азоев // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 1999. — № 1. — С. 69.
- Боровских Н. В. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития. Боровских Н. В. // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — № 2. – С. 37.
- Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 312 с.