Автор рассматривает наиболее актуальные вопросы финансового обеспечения передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий; вопросы местного самоуправления, связанные с ее экономикой касаемо коррупционных действий, представителей органов местного самоуправления, связанных с получением определенной выгоды, используя свое должностное положение, т. е. проблемы, связанные с незаконным распоряжением муниципальной собственностью, либо использованием бюджетных средств не по назначению.
Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, орган государственной власти, полномочия, финансирование, функции, средства, граждане
Одной из самых значительных составляющих государственного устройства как нашей страны, так и любого другого государства с демократическим устройством, несомненно, является местное самоуправление. В государственном устройстве страны роль местного самоуправления очень велика, так как оно связывает между собой население и государственные структуры. Автономность местного самоуправления в границах его компетенции и негосударственное положение его органов предполагает последовательность при переходе от централизованного регулирования их деятельностью со стороны органов государственной власти к законодательному управлению, планомерной помощи местного самоуправления и установлению органами власти субъектов Федерации высокоэффективной системы контроля над соответствием законодательству постановлений, которые принимают органы местного самоуправления [3].
Для современной модели местного самоуправления в России характерен поиск наиболее оптимальных средств и методов управления теми или иными территориями. В то же время развитие данного уровня государственной власти в целом идет в рамках общемировых тенденций [4].
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления [1].
В свою очередь, согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству [1].
Тем самым, Конституция РФ и действующее законодательство предоставляет федеральным и краевым органам государственной власти право наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть передавать на исполнение в органы местного самоуправления часть своих функций. Таким образом, происходит перераспределение полномочий высших органов государственной власти в сторону органов местного самоуправления, что приводит к «хаосу», так как ни один орган власти четко не знает своих полномочий и функций. Это, в свою очередь, приводить к постоянным спорам об ответственности за исполнение и финансирование той или другой функции власти. Ведь в таком случае начинается перенаправления проблемы от одного органа власти к другому, что приводит к затягиванию времени, в течение которого проблема все еще остается не решенной.
В этой связи считаем, что такого рода проблема приводит в возникновения других вопросов, которые также сложно решить в короткие сроки.
Так, например, в результате перекладывания обязанности с высших должностных лиц на органы местного самоуправления, часто возникают трудности с финансированием. Ведь, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, при передаче каких-либо полномочий от вышестоящих органов государственной к органам местного самоуправления, должно быть передано и соответствующее финансирование на выполнении определенных передаваемых полномочий. Однако, на практике многие сталкиваются с такой проблемой, что соответствующее финансирование которое должно было быть отсутствует. При этом органы местного самоуправления оправдывают сложившуюся ситуацию тем, что это изначально не их полномочия, соответственно у них бюджет не предусматривает такие расходы, а от выше стоящих органов финансирование еще не поступило. Тем самым, обращаясь в вышестоящие органы с данным вопросом, граждане получают ответ, что эти полномочия переданы введение органов местного самоуправления.
Конечно, мы не говорим о том, что такое явление происходит в России всегда. Однако, как правило, на практики такие случаи тоже не являются исключением.
Также в результате отсутствия необходимых ресурсов, огромная часть функций государственного управления, переданных на исполнение в органы местного самоуправления, не исполняется вообще. О неисполняемых функциях, как правило, вспоминают лишь в критических ситуациях, когда делать что-либо уже поздно. В этих случаях срочно начинаются поиски крайнего и как правило оказываются органы местного самоуправления, поскольку по документам эти функции уже давно переданы в ведение этих органов. А про то, что под данную функцию не было передано никаких средств, уже никто в данных ситуациях не вспоминает. Всё это порождает финансовые и организационные конфликты между органами государственной власти и местным самоуправлением.
При этом законодательно закреплено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования [2].
Также, поднимая вопросы финансирования, считаем необходимым отметить, что согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения [1].
То есть, как мы можем увидеть, Конституция РФ наделяет органы местного самоуправления определенной самостоятельностью в вопросах распоряжения собственностью и формирования бюджета. Отсюда, на наш взгляд, вытекает еще одна проблема местного самоуправления, связанная с ее экономикой. В последнее время часто по средствам массовой информации гражданам сообщают о тех или иных коррупционных действиях представителей органов местного самоуправления, связанных с получением определенной выгоды, используя свое должностное положение.
Данная ситуация порождает проблемы, связанные с незаконным распоряжением муниципальной собственностью, либо использованием бюджетных средств не по назначению. Да, нельзя не согласиться, что в данном случае возникает вопрос о человеческом факторе, в частности о лице, который допустил превышение своих полномочий. Пока граждане Российской Федерации, в частности и мы, сталкиваемся с тем, что при обнаружении того же не целевого использования бюджетных средств правоохранительные органы оперативно реагируют, средства массовой информации поднимают шум вокруг этой новости, должностное лицо снимают с должности. Однако, проходит некоторое время и того же гражданина ставят на другую должность такого же уровня, где он также может продолжать свою коррупцию. Считаем, что такое поведение представителей власти создает отрицательное впечатление у населения, тем самым народ перестает доверять органу местного самоуправления.
Нами уже было подмечено, что местное самоуправление является «каналом» общения между высшими органами государственной власти и гражданами. Тем самым, если не будет порядка на местах, то как можно требовать соблюдения порядка от его населения. То есть, если населения определенного муниципального образования будет наблюдать за тем, как развивается коррупция на местах, что местный бюджет распределяется не по целевому назначению, при этом граждане не получают заработную плату или получают ее в мизерных размерах, то они последуют примеру своих глав на местах.
В этой связи отметим, что для эффективного функционирования государство необходимо большее внимание уделять власти на местах. Ведь развитие местного самоуправления зависит прямо от потребностей людей, от их отношений. Поэтому цели, пути и содержание развития местного самоуправления выступают как долгосрочная государственная политика, которая реализуется через систему законов и других нормативных правовых актов, но прежде всего через муниципальное право.
Органы государственной власти обеспечивают единство всего государства, его защиту, перераспределение усилий, взаимопомощь субъектов, муниципальных образований. С точки зрения непосредственной связи с населением, влияния на население, организации населения органы местного самоуправления более важные, более эффективные.
В качестве направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления, мы считаем необходимым, чтобы органы местного самоуправления систематически публично отчитывались о результатах работы и планах, как между собой, так и перед населением муниципального образования.
Особое внимание следует уделить детализации механизмов бюджетного регулирования, критериев предоставления местным бюджетам финансовых ресурсов из вышестоящих бюджетов при делегировании отдельных государственных полномочий. Следует проводить взвешенные решения для того, чтобы посредством субсидий выравнивать сбалансированность и самостоятельность бюджетов всех уровней.
Литература:
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9, ст. 851.
- Федеральный закон от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и дом. от 19 октября 2016) // Собрание законодательства. 2016. № 43, ст. 5998.
- Аминов И. Р. Взаимодействие государства и местного самоуправления в Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2016. № 19–2. С. 239–242.
- Аминов И. Р. Органы государственной власти и местное самоуправление: проблемы и перспективы взаимодействия // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 1 (71). С. 25–29.
- Дитятковский М. Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий / М. Ю. Дитятковский // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2.
- Кузнецов С. П. Правовые аспекты передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления / С.П. кузнецов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 3.