Использование интерактивных стратегий преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте требований новых стандартов начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Королькова, Ю. В. Использование интерактивных стратегий преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте требований новых стандартов начального общего образования / Ю. В. Королькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.1 (137.1). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38301/ (дата обращения: 15.11.2024).



По меткому замечанию руководителя группы разработчиков новых федеральных государственных образовательных стандартов А. М. Кондакова, «Главным риском введения стандарта является учитель…». Замечание вполне обоснованное, учитывая весомую долю консервативно настроенных педагогов, настороженно встречающих требования изменений содержательного, организационно-инструментального, рефлексивно-оценочного, документально-аналитического аспектов современного образования. Между тем, пятилетний период педагогических реалий с момента введения в действие ФГОС начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) убеждает всё педагогическое сообщество в том, что качественная работа в современной школе невозможна без личностной и профессиональной сопричастности к происходящим изменениям.

Пожалуй, ключевое место в преобразовании традиционных подходов к системе образовательно-воспитательной деятельности при реализации ФГОС занимает смещение акцентов в методиках преподавания и воспитания, а именно — способах подачи новой информации, стимулирования творческого и критического мышления в поиске истин и аналитическом разборе существующих позиций, само- и взаимооценки и т. д.

Одним из таких надёжных, проверенных и отвечающих современным требованиям «акцентов» становятся интерактивные стратегии образования (преподавания и воспитания). Главной их характеристикой является групповая работа в классе, участником которой выступает каждый без исключения обучающийся. Нередко приходится слышать, как под интерактивной стратегией подразумевают обязательное использование техники, в частности, интерактивной доски, но технические ресурсы не в счёт: интерактивное занятие (урок, классный час, внеурочная деятельность) может состояться эффективно и без применения какой бы то ни было техники. Только в интерактивных формах и методах истина рождается через совместное групповое обсуждение и выбор, а педагог аккуратно направляет и корректирует процесс.

Интерактивные стратегии преподавания могут и должны стать неотъемлемым элементом в каждой частной методике. Однако особенно мощным воспитательно-интеллектуальным ресурсом они становятся в контексте изучения в четвёртом классе культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Напомним, что Ставропольский край в числе 19-ти субъектов приступил к его апробации во второй четверти четвёртого — первой четверти пятого класса ещё в 2010 году, а с 2012 года курс реализуется в масштабах всей страны (распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44–4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р ). Главной целью ОРКСЭ всё так же остаётся создание условий, мотивирующих подростков к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального российского народа. Уже на этапе, предшествующем введению ОРКСЭ, программа курсовой подготовки тьюторов в АПКиППРО (г.Москва) обязательным разделом включала «Активные и интерактивные стратегии в преподавании ОРКСЭ», что обозначило чёткую установку на работу с педагогическими кадрами, которым предстояло планировать, разрабатывать, проводить и отслеживать эффективность проведённых уроков ОРКСЭ по одному из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

На сегодняшний день интерес учителей, преподающих ОРКСЭ, к возможностям и разновидностям интерактивных подходов только возрастает. Это подтверждается выполнением заданий дистанционного блока обучения в период прохождения ими курсов повышения квалификации (типа «Выберите тему одного из модулей курса и перечислите конкретные виды организации учебной деятельности на уроке»), итоговых работ по моделированию фрагментов занятий, выбором тематики для собственных публикаций, а также результатами анкетирования, осуществляемого в преддверии проведения зональных семинаров-практикумов. Так, на просьбу обозначить «Ваши пожелания для последующей организации курсовой подготовки к преподаванию курса ОРКСЭ (выбрать 1–2)», более 67 % участников отдали предпочтение именно интерактивным стратегиям преподавания из представленного ниже перечня в разделе анкеты:

Усиление информационно-теоретической составляющей

Усиление методической составляющей:

Работа с текстом

Работа с терминологией

Многообразие форм и методов работы

Работа с иллюстративным материалом и Интернет-ресурсами

Интерактивные стратегии преподавания

Усиление экскурсионной составляющей

Другое

Ввиду того, что основным содержанием интерактивных стратегий является групповая работа, частое обсуждение у педагогов-практиков, желающих пополнить методическую «копилку» ОРКСЭ, вызывает вопрос, как выбрать способ разделения на группы, желательно — отличный от банальных. Общеизвестны варианты, когда предлагается сесть на заранее расставленные по нужному количеству стулья, или рассчитаться на «первый», «второй», «третий», или выбрать полоски разных цветов, а затем собраться в группы по одинаковым полоскам, или по тематическим картинкам (животные, транспорт, посуда и пр.). Одновременно несколько воспитательных задач позволяет решать следующий способ. По хлопку просим участников разойтись в хаотичном порядке до тех пор, пока они ни услышат сигнал «объединись по пять (или четыре)!». Тогда следует мгновенно собраться в пятерки (четвёрки). Задание: определить нечто общее, что характерно для всех членов группы. После ответов вновь рассредоточиться, по сигналу собраться, найти общие признаки и т. д. Этот алгоритм воспроизводить несколько раз, чтобы дети не могли предвидеть, какая группа будет сформирована конечной. Способ нацелен на внимательное отношение друг к другу, развитие коммуникативных навыков, оперативность реагирования на действия учителя и т. д.

В числе методов, благодаря которым занятие по модулям ОРКСЭ становится интерактивным, можно назвать «интеллект-карты» («карты мыслей», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы», «схемы мышления», а в упрощённых формулировках — «паутина»); «активное голосование»; «водоворот идей»; «оценочную линию»; «редактирование по кругу»; «инсерт» (интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления); АКС (анализ конкретных ситуаций); «направляемое чтение», «Т-трафик» и ряд других.

Готовясь использовать интерактивные подходы, необходимо принимать к сведению некоторые ограничения. Во-первых, целесообразно формировать не более четырёх групп, в которых — не более четырёх-пяти человек. Если большее количество групп, степень внимания после второго-третьего выступления будет снижаться, но при использовании неповторяющихся заданий можно позволить увеличить количество самих групп. Если участников в группах больше обозначенных цифр, лидеры займут позицию «сверху», и для менее активных участников этот процесс превратится в пассивную стратегию, где основная роль будет принадлежать пусть и не педагогу, но инициативному меньшинству. Меньшее же количество участников обеспечивает оптимальную включенность в обсуждение. Во-вторых, временной ресурс и эмоциональный фон взаимодействия не всегда возможно просчитать заранее: вероятностная и случайная составляющие такого общения тоже имеют место. В-третьих, тема работы должна подразумевать и допускать разные варианты ответов и позиций, неверных ответов быть не должно.

Поскольку новые ФГОС и примерные основные образовательные программы (ПООП) НОО и ООО привнесли в наше психолого-педагогическое пространство такую весомую категорию, как универсальные учебные действия (УУД), следует отметить, насколько интерактивные образовательные стратегии содействуют ускорению процесса их формирования. Причём, всех четырёх видов — параллельно: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Если же обратиться к планируемым предметным результатам освоения ПООП НОО по предмету ОРКСЭ, увидим: «выпускник получит возможность научиться: развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики; … выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан» [3, c.57]. Не на это ли, главным образом, нацелены интерактивные стратегии в преподавании модулей курса и его внеурочной воспитательной деятельности?

С учётом названных нюансов отметим, что культурологический информационно-воспитательный курс ОРКСЭ, являющийся до настоящего времени безотметочным (что, впрочем, вызывает немало споров), располагает огромным потенциалом для реализации заявленных стратегий. Самое важное — строить полилог с максимальной корректностью и уважением к каждой культурной черте, понимая при этом, что интерактивные подходы в современном образовании — это не просто эмоциональный «допинг»: это соучастие ребенка в морально-ценностном становлении и себя, и своего коллектива.

Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — 15 с.
  2. Основные приёмы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2010. — 72с.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) (www.fgosreestr.ru — Реестр примерных основных образовательных программ)
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная стратегия преподавания, группа, групповая работа, курсовая подготовка, работа, Российская Федерация, светская этика, современное образование, стратегия, участник.


Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Использование современных педагогических технологий при обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Особенности изучения способа тестирования ветвей и операций отношений студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Похожие статьи

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Использование современных педагогических технологий при обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Системно-деятельностный подход к развитию ценностных ориентаций школьников как личностному результату образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Особенности изучения способа тестирования ветвей и операций отношений студентами бакалавриата в рамках дисциплины «Тестирование программного обеспечения»

Задать вопрос