В настоящее время происходит модернизация российского образования с целью воспитания личности соответствующей актуальным запросам общества, умеющей адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, находить выход в критических ситуациях, способной к саморазвитию, самообучению. Внедрение в образование Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения повлекло за собой необходимость воспитания «новой» личности, активной во всех видах деятельности и способной мыслить [4]. Существуют разнообразные технологии, выступающие для решения проблем, поставленных ФГОС, одной из которых является технология критического мышления. «Критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей» [5]. Развивать критическое мышление следует начинать с младшего школьного возраста, ведь критическое мышление является важнейшей способностью каждого человека, которая необходима не только при обучении, но и в дальнейшей жизни человека.
При работе с детьми младшего школьного возраста стоит всегда искать новые подходы к обучению не только в связи с изменяющимися условиями действительности, но и в силу необходимости смены видов деятельности учащихся для предотвращения их утомляемости и сохранения концентрации внимания. Среди разнообразия подходов следует отдавать предпочтение тем, которые будут способствовать совершенствованию мыслительных операций, продуктивному мышлению школьников.
Достаточно большое количество методов и приемов критического мышления — словесные, наглядные, практические — помогают учителю сделать урок не похожим на другие, подготовить и повести его таким образом, что ребенок не успевает «соскучиться». Методы критического мышления дают школьникам возможность самостоятельно получать знания, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения одноклассников, делать выводы и обобщения.
Существуют различные методы развития критического мышления младших школьников, например: чтение-суммирование в парах, синквейны, чтение с остановками, уголки, логическая цепочка, рафт и так далее [3]. Мы рассмотрим метод кластера. Метод кластера — представляет собой способ графического представления материала и позволяет сделать наглядным результат мыслительного процесса при изучении или обобщении какой-либо темы. Кластер является отражением нелинейного мышления. При применении метода кластера в обучении материал представляется лаконично и логично с соблюдением взаимосвязей.
Данный метод актуален при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера — схемы, уровень запоминания будет намного выше, а также при самостоятельном составлении детьми кластеров по предложенным темам, у них в памяти сохранятся важные моменты: основные определения, формы, виды тех или иных понятий.
При развитии ученика с помощью технологии критического мышления необходимо наличие трех основных компонентов, стадий развития [3;4]:
1. Вызов.
2. Осмысление.
3. Рефлексия.
На первом этапе происходит зарождение проблемы, педагог вовлекает всех детей в работу, они воспроизводят уже имеющиеся у них знания по теме, формируют ассоциативный ряд, задают вопросы, на которые требуется найти ответ. На втором этапе, этапе осмысления, воспитанники работают с информацией, читают тексты. Рассматривают картинки, решают примеры и задачи, анализируют полученные в ходе этого факты. На стадии рефлексии дети самостоятельно анализируют полученные знания, делают выводы.
Метод кластера в соответствии со стадиями может быть применен на любой из них. На стадии вызова ученики схематически строят имеющиеся у них знания по теме, тем самым мотивируя себя к дальнейшему изучению проблем этой темы [2].
На стадии вызова дети также могут структурировать весь представленный материал.
На третьей стадии школьникам предлагается систематизировать полученные знания, подвести итог.
Метод кластера применим на любом уроке в начальной школе, он может проходить сразу по нескольким стадиям и плавно перетекать из одной стадии в другую. При использовании данного метода педагог может использовать как групповую, парную, так и индивидуальную формы работы. Метод кластера применим как на уроке, так и дома, при выполнении домашнего задания [1].
Рассмотрим применение метода кластера на уроках в начальной школе. Например, на уроке математики при ознакомлении с задачей и ее основными частями целесообразно составить соответствующий кластер (рисунок 1).
Рис. 1. Кластер: задача.
На уроке окружающего мира при изучении темы «Экосистема» можно составить соответствующий кластер (рисунок 2).
Рис. 2. Кластер: экосистема.
На уроках русского языка также существует множество вариантов составления кластеров для более легкого усвоения правил и тем, например, «Состав слова» (рисунок 3).
Рис. 3. Кластер: состав слова.
Использование методов критического мышления на уроках в начальной школе необходимо. Может показаться, что это очень просто и не вызовет никаких трудностей, но для того чтобы применять методы критического мышления необходима подготовка как самого педагога, так и детей. Несмотря на это следует отметить, что использование методов критического мышления позволяет:
- повысить интерес школьников к обучению;
- расширить мотивацию;
- повысить эффективность восприятия детьми новой информации;
- закрепить и систематизировать полученные знания;
- развить коммуникативные возможности.
Все это благоприятствует развитию полноценной личности, способной мыслить, строить умозаключения, находить выход из любой ситуации, решать поставленные задачи.
Литература:
- Бондаренко Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. — 2008. — № 4. — С. 189–194.
- Заир-Бек С. И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. И. Заир-Бек // Библиотека школы. — 2001. — № 12. — С. 10–15.
- Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. — СПб: Альянс «Дельта», 2003.
- Cелевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2003. — № 6. — С. 97–110.