На сегодняшний день российская система образования переживает значительные преобразования, суть которых заключается во внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в учебный процесс.
Ведущей целью образовательного процесса становится полноценное формирование и развитие способностей обучающихся работать самостоятельно: ставить учебную проблему, находить пути её решения, прослеживать процесс и оценивать полученный результат, т. е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации выпускников в стремительно изменяющемся обществе.
Новый образовательный стандарт установил требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, его результат, а также условия обучения. Теперь задача системы образования заключается в достижении обозначенных планируемых результатов, создании и применении новых технологий, совершенствовании условий, в которых обучаются дети.
Однако, на пути реализации новых педагогических технологий, соответствующих ФГОС, возникают некоторые сложности. Основными трудностями, по нашему мнению, являются необходимость переподготовки кадров по новой образовательной системе, ограниченная доступность методических разработок для педагогов, а также недостаточная техническая оснащённость школ.
Можно согласиться с педагогами И. М. Логвиновой и Г. Л. Копотевой, которые считают одним из основных условий, необходимых для внедрения ФГОС, подготовленность учителей в области методики к реализации новых стандартов начального, среднего общего образования и старшей школы [2].
Е. В. Губанова в своей работе, посвящённой готовности работников образования к реализации ФГОС, говорит о существование трёх типов проблем в этой области: общие, системные и личностные.
Общие проблемы связаны с недостаточной готовностью учителей к переменам в их профессиональной деятельности, и к организации учебного процесса в соответствии с ФГОС.
Системные проблемы отражаются в небольшом опыте проектной и исследовательской деятельности педагогов, а также неготовности к переходу на новую систему оценивания учащихся.
Личностные проблемы состоят в том, что иногда в силу консервативных взглядов или профессиональной усталости, учитель не ощущает себя педагогом нового поколения [1].
К сожалению, педагогу, который много лет работал по традиционной системе, трудно адаптироваться к новой программе. Значительное число учителей еще не преодолело проблемы, связанные с информационной малограмотностью, со сменой методических взглядов и переориентацией на иные теоретические и практические основы.
Т. В. Смолеусова провела анкетирование учителей. В ходе своего исследования она пришла к выводу, что уровень методической готовности учителей является очень низким. Большинство педагогов являются приверженцами традиционной системы обучения. Методические средства реализации инноваций применяют на уроках только учителя готовые к методическому творчеству. Остальные, испытывая недостаток в методической литературе, соответствующей ФГОС, используют в своей практике методы, неудовлетворяющие требованиям нового образовательного стандарта [6, с.30].
Методическая готовность учителя должна представлять собой целостное явление, включающие в себя три взаимосвязанных между собой компонента: познавательный, эмоциональный и мотивационный.
Познавательный компонент методической готовности учителя подразумевает владение педагога активными методами и формами деятельности, и его умение применять эти знания на практике.
Эмоциональный компонент отражается в удовлетворённости учителя своей работой при реализации ФГОС.
Мотивационный компонент выражается в наличии интереса к методической работе, направленной на реализации ФГОС, стремлению к саморазвитию, повышению квалификации, расширению своих познаний [4].
Соответственно, проблему методического характера можно выделить в качестве отдельной группы проблем, препятствующих обновлению российского образования. Трудность для учителей заключается в поиске такой организации урока, которая способствовала бы не только усвоению учебного материала, но и развитию мыслительной деятельности обучающихся.
Другой не менее значительной преградой реализации программы ФГОС является техническое оснащение российских школ. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, программные продукты, базы данных, коммуникационные каналы, и др.), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Для обучения иностранным языкам необходимы лингафонные кабинеты, помещения должны быть оснащены мультимедиа для осуществления проектной деятельности. Но на сегодняшний день материально-техническая база большого количества школ не отвечает требованиям ФГОС. Не все кабинеты оснащены современной техникой, необходимой для более качественной организации учебного процесса. Средств, которые выделяются на приобретение учебной литературы, экранно-звуковых пособий, интерактивных досок, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования недостаточно для полной реализации намеченных учителем задач.
Полное техническое оснащение школ не является гарантом реализации программы ФГОС. Необходимо грамотное и целесообразное использование данной техники, а это будет зависеть в свою очередь только от способностей учителя. Здесь стоит говорить о такой проблеме как информационная безграмотность педагогов. В профессиональном стандарте учителя ИКТ-компетентность состоит из следующих компонентов: 1) общепедагогический компонент включает в себя ИКТ-компетенции, относящиеся к педагогической деятельности в информационной среде; 2) общепользовательский отражает опыт использования информационно-коммуникативных технологий; 3) предметно-педагогический отражает перечень элементов ИКТ-компетенции с учётом учебного предмета.
По словам Е. А. Пушкарёвой, анализ ИКТ-компетентности учителей предметников показал, что большое количество учителей владеет компьютерными технологиями на достаточно низком уровне. Кроме того, не каждый педагог с высокой функциональной грамотностью применяет информационные технологии в своей деятельности для решения конкретных образовательных проблем и задач, и применение ИКТ-технологий на практике не всегда несёт ожидаемый результат [5, с.32].
Гораздо более сложно внедрить ФГОС в сельских школах. Во-первых, перед педагогами малокомплектных сельских школ стоит проблема плохого материально-технического оснащения учебных заведений, в которых зачастую вместо современных компьютеров и ноутбуков установлена списанная техника, и достаточно часто отсутствует выход в интернет.
Во-вторых, маленькая наполняемость классов детьми делает невозможным применение некоторых форм коллективной работы, которые могут использовать учителя городских школ в классно-урочной системе. Недоступность специальной литературы и недостаточность методических рекомендаций для работы в малокомплектных сельских школах затрудняет внедрение ФГОС.
Организация внеурочной деятельности учащихся зачастую встречает трудности. Например, организация экскурсии не всегда является возможной в силу удалённости культурных и образовательных центров региона. Также играет свою роль ограниченность доступа учителей и учащихся к некоторым информационным ресурсам.
Оборудование помещений как городских, так и сельских образовательных учреждений часто не соответствуют также санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Согласно данным требованиям каждый ребёнок должен иметь индивидуальную парту, подходящую ему по росту, расстояние между рядами парт не должно быть менее 60 см, площадь учебных кабинетов должна быть не менее 2,5 метров на каждого учащегося при проведении фронтальных форм занятий, в кабинетах физики, химии, биологии должны быть оборудованы лаборантские и т. д. [3].
Однако стоит отметить, что правительство активно стремиться решить проблемы, препятствующие реализации новых образовательных стандартов. Одной из главных задач, которых необходимо решить школам является, по словам премьер-министр РФ Дмитрия Медведева, введение в действие, апробация профессионального стандарта учителя в полном объёме, это завершение внедрения федерального образовательного стандарта начального общего образования и подготовка к переходу школ на ввод ФГОС основного общего образования, то есть с пятого класса [8]. Дмитрий Медведев утверждает: «Сегодня правительство уделяет большое внимание развитию системы образования. Немалые средства выделяются на укрепление материально-технической базы учебных заведений, на оборудование вузов и школ современными лабораториями и кабинетами. Государственную поддержку получают учителя-новаторы, авторы новых учебников и оригинальных педагогических методик» [9].
Таким образом, можно вычленить комплекс проблем, которые взаимоусугубляют друг друга и не позволяют реализовывать намеченные реформы в образовательной среде. На сегодняшний день уровень методической подготовки учителей необходимый для полноценной реализации Федерального образовательного стандарта является недостаточно высоким, в силу отсутствия необходимого количества методических разработок, соответствующих требованиям стандарта. Материально-техническая оснащённость школ равным образом не даёт возможности для претворения в жизнь новых педагогических технологий ФГОС. Особенно остро эти проблемы стоят в сельских школах. Однако учителя могут реализовать новый стандарт за счёт своего умения самообразовываться, перестраиваться в отношении новых условий работы. Профессионализм и творческий подход педагога к своему делу, стремление раскрыть способности каждого ученика является лучшим ресурсом для воплощения новых стандартов школьного образования.
В результате проведённого исследования трудностей, с которыми сталкиваются педагоги в школах, возникает вопрос: действительно ли изменения, коснувшиеся всех ступеней школьного образования, качественно изменят уровень подготовки выпускников?
Литература:
- Губанова Е. В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС // Управление начальной школой. — 2012. — № 6.
- Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. — 2011. — № 10. С.8–12.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. М.; «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.11.15).
- Пушкарева Е. А. Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 4. — С. 29–36.
- Смолеусова Т. В. Методическая готовность к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2015. — №.4. С.27–36.
- Стойлова Л. П. О готовности учителя к работе по новому стандарту начального общего образования // Инновации в начальном образовании и проблемы подготовки учителя: сб. науч. ст. / сост. Л. П. Стойлова. — М.: Экон-информ, 2011.
- О готовности системы образования к началу учебного года// URL: http://government.ru/news/14464/(дата обращения:15.11.15).
- Делегатам и гостям VII Съезда Общероссийского профсоюза образования// URL: http http://government.ru/telegrams/17414/ (дата обращения:15.11.15).