Современная социокультурная обстановка в России выдвигает кардинально новые пути развития общества, что объективно диктует необходимость коренных изменений как в психологическом, так и в духовном облике личности, а также повышения уровня общей и профессиональной культуры. Современному человеку нужно иметь не только хорошо развитые способности к адаптации, которые помогали бы осуществлять определенную деятельность, но и способность видоизменять, коренным образом перестраивать саму окружающую действительность, при этом управляя собственным развитием, добиваясь самостоятельности в решении сложных проблем в условиях быстро меняющейся социокультурной жизни.
Культура в самом широком смысле действует как неотъемлемый компонент и фактор бытия индивидов в социуме и является совокупностью форм, видов, способов и результатов духовно-осознанной и творчески-деятельностной активности человека и общества [2].
В ходе социально-исторического развития социума образуются элементы его культуры: материальной (приемы деятельности и способы производства, предметы и продукты, необходимые для поддержания жизненной активности человека) и духовной (научные идеи и знания, мировоззренческие идеалы и ориентиры, культурные обычаи и традиции, социальные правила и нормы и поведения). Итогом культурного развития личности является сформированный уровень ее индивидуальности и самосознания, приемы и способы мышления, отношение и поведение в условиях окружающей жизнедеятельности, в конкретных пределах социальной и профессиональной действительности [1].
В мировоззрении человека гуманистическое воспитание выдвигает на первый план становление индивидуальных качеств личности человека: необходимых эстетических взглядов и ориентиров, формирование системы нравственных норм, убеждений и принципов, психологических ориентаций и установок относительно смысла жизни, целей и задач для их достижения, приемов и путей жизненных действий. Все эти компоненты мировоззрения показывают истинное отношение человека к жизни, виды связей и взаимодействий между индивидами и общественными группами. Мировоззрение субъекта — это «фокус человеческого видения мира, мера понимания человеком природы и общества, социальных отношений и ценностей, его точка зрения на мир и свое место в нем» [3, с. 9].
Следовательно, мировоззрение формируется под определенным влиянием окружающей жизни. Выразителем идей и мыслей общества может выступать не только отдельная личность, но и целая социальная группа. «Общественное мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого и оставляет только общие черты» [4, с. 77].
Таким образом, мы можем сказать, что мировоззрение общества и мировоззрение личности являются взаимосвязанными явлениями. Их взаимодействие осуществляется, с одной стороны, в духовной и практико-деятельностной плоскостях общества и принадлежащих к нему личностей, с другой, — в сфере индивидуального мировоззренческого и культурного развития личности. Духовной основой формирования мировоззренческой культуры общества и личности выступает весь накопленный опыт конкретного социума: генетически и исторически сложившиеся культурные идеалы и ценности, мировоззренческие представления, моральные правила поведения, социокультурные обычаи определенного народа, откристаллизовавшиеся в его художественном творчестве.
Исходя из вышеизложенного можно предположить, что в современной системе высшего профессионального образования формирование мировоззренческой культуры студентов должно:
— быть осознанно преподавателем с учетом высших ценностей и идеалов, нравственных норм и принципов, приемов деятельности, характерных для определенной культуры конкретного социума и сложившихся в нем в качестве его фундаментальных духовных и деятельностно-практических основ важнейших элементов;
— исходить из индивидуальных особенностей, ориентиров и установок конкретных личностей — будущих специалистов, обучающихся в высшей школе.
Современное общество, сегодня остро нуждается в гражданах, которые владеют профессиональной деятельностью, понимают свое место в ней, обладают навыками психологической защиты, проявляют активное отношение к наблюдаемым событиям. В действительности часто человек не позиционирует объективную цель как необходимый и важный мотив своей деятельности; не способен к должному выполнению своих обязательств, как индивидуальных, так и предписанных требованиями коллектива; обладает несформированными нравственными ценностями, нужными нормами поведения, что затем остро выявляется при наличии факторов жесткой конкурентности выпускников вузов на рынке труда.
В философском и социальном плане конкурентоспособность человека формируется в конкретных условиях жизнедеятельности общества, имеющим сложившиеся культурные и исторические традиции, собственную ментальность и менталитет. В дальнейшем ее осуществление зависит от типа общества (демократического или тоталитарного), нормы жизни которого закрепляются в социальных ценностях и ориентирах [5].
Конкурентоспособность социума зависит, таким образом, от творческой активности и стратегической деятельности специалистов-выпускников вузов, так как системными компонентами общества являются: личность (ее профессиональный уровень деятельности), организация (уровень работы местного значения), общество (универсальный уровень производительности) и суперглобальный (общемировой уровень труда).
Следовательно, системообразующим фактором как общества, так и человечества в целом выступает разносторонняя и противоречивая личность человека. Поэтому именно отношением человека к действительности определяются все стадии общественного развития (организация, предприятие, учреждение и конкретная социальная группа; социум и мир). Таким образом, становится ясным, что конкурентоспособность определенной организации, предприятия или общества определяется индивидуальной конкурентоспособностью личности каждого специалиста. Это означает, что конкурентоспособность современного российского общества и входящих в него учреждений и организаций напрямую зависит от конкурентоспособности каждой человеческой личности.
Конкурентоспособность личности — это, прежде всего, способность личности достигать конкурентных преимуществ в контексте стратифицированного общества. Важное значение для проявления конкурентоспособности личности имеют культурные основания социума или социальной группы, выражающиеся в поисках человеком смысла жизни, который определяет чувство миссии, то есть основного предназначения жизни личности, что и лежит в основе стратегии, обеспечивающей не только выживание, но и стремление к превосходству, к конкурентоспособности.
Конкурентоспособность личности представляет собой совокупность внепрофессиональных характеристик личности таких как: коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, склонность к риску, ответственность, стрессоустойчивость, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, способность к саморегуляции и самоконтролю, культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, ориентация на конечный результат, как важнейший фактор развития личности студентов, их поведения и деятельности.
Важным условием развития конкурентоспособности является соблюдение этических принципов формирования личности студента гуманитарного профиля, которые включают развитие его духовно-нравственной культуры, соблюдение правил и принципов участия в здоровой конкуренции, принятие условий успешного участия в конкуренции через постоянное саморазвитие и самоопределение.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 2011. — 299 с.
- Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. — СПб.: ТОО ТК «Метрополис», 2006. — 430 с.
- Михайловский В. Н. Мировоззрение и современная картина мира / В. Н. Михайловский, Ю. И. Светов — Ленинград, 1986. — 99 с.
- Позизейко Г. В. Пути формирования мировоззренческой культуры личности специалиста социально-культурной сферы в вузе / Г. В. Позизейко // Теория и практика образования: история и современность: Сборник науч. тр. — Вып.4. — Липецк: ЛГПИ, 2010. — С. 77–84.
- Туктаров Ф. Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ: диссертация... доктора философских наук: 09.00.11. — Ростов-на-Дону, 2007. — 264 с.