Антикоррупционная политика: проблемы формирования в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 7146 раз

Библиографическое описание:

Ефимушкина, К. Э. Антикоррупционная политика: проблемы формирования в современной России / К. Э. Ефимушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 444-447. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38314/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время современное российское государство ставит перед собой важные стратегические задачи реформирования и качественного обновления ряда отраслей социальных отношений в целях формирования гражданского общества и развитого правового государства. Однако основным препятствием этого прогресса является масштабное распространение бюрократизма и коррупции в государственном аппарате. Данное явление порождает целый комплекс проблем, таких как: осложнение модернизации экономической системы, рост теневого сектора, упадок малого бизнеса, снижение инвестиционной привлекательности, и самое главное — повсеместное распространение правового нигилизма среди населения.

Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на разных уровнях, в разных сферах общественной жизни и с применением самых разных организационных форм и правовых средств. Чтобы такое противодействие было эффективным, должна формироваться специальная система мер и приоритетов противодействия — антикоррупционная государственная политика (стратегия) [9, с. 41].

Стоит отметить, что в Российской Федерации такая активная и полноценная политика началась проводиться лишь с 2008 года. При этом важной составляющей, на которой делается акцент, является нормативно-правовое регулирование антикоррупционной деятельности, которая также включает профилактическую деятельность, правоприменительную, информационно-аналитическую и также организационно-управленческую. 19 мая 2008 г. Президент России издает Указ № 915 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым был создан Совет по противодействию коррупции. 25 декабря 2008 года принимается федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции», определивший принципы, организационные основы борьбы с коррупцией, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в современной России. По существу, это стало основой для формирования российской антикоррупционной политики и вполне логичным итогом предпринимаемых ранее попыток закрепить эту деятельность на законодательном уровне. Немаловажной значение приобретает международное сотрудничество Российской Федерации по борьбе с глобальной проблемой коррупции. На данный момент приняты и ратифицированы Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. [6] и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [5].

Помимо законодательного обеспечения, государство активно осуществляет антикоррупционную политику и через исполнительную и контрольно-надзорную деятельность. К примеру, в первом полугодии 2013 года антикоррупционными подразделениями органов власти проведено свыше 130 тысяч проверок достоверности и полноты сведений о доходах в отношении муниципальных и государственных служащих. И в результате этих проверок почти к 3000 служащих применены меры юридической ответственности [8, с. 6]. Значимую роль в противодействии коррупции является деятельность Министерства Юстиции, которое занимается антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов. Так, согласно статистическим данным Минюста за 2015 г. из 2363 рассмотренных проектов нормативных правовых актов в 64 (в том числе в законопроектах, проектах указов Президента РФ, проектах постановлений Правительства, в проектах поправок Правительства Российской Федерации к законопроектам) выявлено 160 коррупциогенных факторов [12].

Важнейшим направлением реализации Национальной стратегии является обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. При этом очень важно отметить, что это основополагающее звено всей системы противодействия коррупции в Российской Федерации. В настоящее время следует отметить постепенный рост гражданской активности в сфере противодействия коррупции. Независимые антикоррупционные организации создаются во многих регионах нашего государства. Данные структуры можно разделить на четыре группы [11, с. 155]: правозащитные организации, крупные общественные организации, политика которых направлена на борьбу с коррупции, организации, созданные по корпоративному признаку, аналитические и исследовательские организации.

Принятыми мерами удалось несколько стабилизировать ситуацию в этой области. Тем не менее, кардинально улучшить ситуацию в этой сфере не удалось, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования государственной антикоррупционной политики и конкретизации отдельных направлений ее реализации. Несмотря на все усилия государства и общества в области противодействия коррупции Российская Федерация продолжает терпеть огромные ущербы от этого явления, причём во всех сферах общественной жизни. На всё это очевидно указывают статистические данные как государственных органов, так и общественных объединений.

Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений правоохранительными органами показали, что в 2015 г. зарегистрировано 32 455 (в 2014 г. — 32 203)преступлений коррупционной направленности, в результате было привлечено к уголовной ответственности 16 926 лиц. Доля материального ущерба от коррупционных преступлений составила 43,7 млрд. рублей [14].

Во-первых, это множество пробелов организационно-институционального характера системе государственной, способствующих развитию коррупции в этой среде. Органы исполнительная власть в России превратились в бюрократические структуры, которые создают благородную почву для коррупции. Важнейшим направлением преобразований в этой области должно стать проведение, объективной кадровой политики, детальное регулирование юридических процедур взаимоотношений граждан с субъектами исполнительной власти и защиты прав граждан от произвола администрации, социально-правовой контроль за деятельностью органов исполнительной власти, расширение гласности деятельности чиновников [3, с. 15].

Существует достаточное количество социально значимых участков общественных отношений, на которые обращено недостаточное количество правового внимания через призму их коррупционной уязвимости [4, С. 201–203]. Можно процитировать множество примеров, на которые обращают внимание современные российские ученые. Приведем лишь небольшую часть из них.

Коррупция в сфере правотворческой деятельности является одной из наиболее опасных для общества форм коррупции и базируется как на правовой основе, так и на неюридической, идеологической, что делает ее более сложной для преодоления [10, С. 492–494].

Преодоление коррупционных угроз в правотворческом кластере антикоррупционной политики требует консолидации усилий всех структурных элементов механизма государственной власти. По нашему мнению, координацию данного направления антикоррупционной политики необходимо поручить системе органов Генеральной прокуратуры Российской Федерации [20, с. 129; 21, с. 3: 22, с.5; 23, с. 10].

Значительное количество коррупционных опасностей содержится в сфере аграрных отношений [16, С. 85–91].

Другим примером могут служить жилищно-коммунальные отношения, и отношения коммуникации, которые, по нашему мнению, напрямую, либо косвенно, могут рассматриваться в качестве потенциально опасных объектов коррупционного посягательства [13, С. 30–32].

Еще одной актуальной сферой правового внимания является ситуация, складывающаяся в сегменте отношений физической культуры и спорта. Попадая в сферу правового регулирования, физическая культура и спорт подвергаются коррупционным рискам [1, С. 198–201]. Существуют и другие примеры недостатков правового регулирования и практики правоприменительной деятельности. Можно говорить о том, что, коррупция является незаконным, противоправным, общественно-опасным деянием, проявляющемся в сфере экономики, политики, социальной и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [19, с.64].

Во-вторых, это практически не эффективное уголовное законодательство в области противодействия коррупции. В декабре 2003 под предлогом либерализации была проведена реформа уголовного кодекса, в которой исчез институт конфискации имущества, его заменили кратные штрафы [2, с. 43]. Такое наказание будет совершенно незначительным для чиновника, который «награбил» за время службы в десятки раз превышающий этот штраф. Складывается так, что формирование законодательства происходит с учетом интересов пролоббировавшей его бизнес элиты и под патронажем политической элиты, а не общественных потребностей. Ситуацию, при которой расходы существенно превышают легальные доходы, согласно ст. 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции называют незаконным обогащением. Однако именно данную статью, к сожалению, Российская Федерация исключила из текста ратификации.

В-третьих, эффективность антикоррупцпионной политики значительно зависит от третьего сектора — гражданского общества. В настоящее время, необходима, на наш взгляд, государственная поддержка в создании общероссийской сети субъектов гражданского общества, вовлеченных в антикоррупционную деятельность. Помимо этого, в поддержке нуждается также деятельность общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию.

Полагаем, что исследование проблем формирования и осуществления национальной антикоррупционной политики должно носить комплексный всеобъемлющий характер [15, с. 55–59; 17, с. 19–31], охватывающий всю систему законодательства и весь опыт практики его применения [14, с. 111–114; 18, с. 49–55].

Думается, что в этой связи, важнейшим направлением антикоррупционной политики должно стать также изменение общественного мнения, восприятия коррупции. Люди должны осознать всю серьезность проблем, связанных с коррупцией, а также увидеть, что можно сделать для борьбы с ней. Степень доверия общества зависит скорее от того, как эти меры осуществляются, и какое воздействие они оказывают на поведение государственных служащих и общества в целом. Опыт ряда стран показывает, что в формировании антикоррупционного общественного мнения наступает пороговый момент, когда политическая (властная) и экономическая (бизнес) элита не могут более пренебрегать мнением общества. В этой связи, актуальны будут слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, что «ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан, без эффективной организации самого государства, без развития демократии и гражданского общества».

Литература:

  1. Арсеньев С. А. Антикоррупционная политика в сфере физической культуры и спорта // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Материалы межвузовской научной студенческой конференции. 2016. С. 198–201.
  2. Босхолов С. С. Актуальные проблемы уголовной политики в сфере противодействия коррупции. // Пролог. 2013. № 1. С.43.
  3. Ключковская И. Н. Антикоррупционная политика как вид правовой политики. // Современное право. 2004. № 3. С. 15.
  4. Колесникова Д. Ю. Недостатки правового регулирования ответственности за коррупционные правонарушения // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. Материалы межвузовской научной студенческой конференции. 2016. С. 201–203.
  5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [заключена в г. Страсбурге 27 янв. 1999] // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20 (18 мая). Ст. 2394.
  6. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции [принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН] // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10. С. 7–54.
  7. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. — 2016. № 3. — с. 111–114.
  8. Молотков С. Н. Государственная антикоррупционная политика в современной России. // Политическое управление: научный информационно-обозревательный журнал. 2013. № 3 (06). С. 6.
  9. Номоконов В. А. Антикоррупционная политика: проблемы формирования и реализации // Таможенная политика на Дальнем Востоке. — 2010. № 4 (53). С. 41.
  10. Петрик А. С. Коррупция в сфере правотворческой деятельности как особая форма коррупционных правонарушений // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 492–494.
  11. Попова О. В. Борьба с коррупцией в Российской Федерации как инновационный проект гражданского общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2006. № 4. С. 155.
  12. Сведения о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации [сайт]. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/svedeniya-za-yanvar-dekabr-2015.
  13. Соколюк С. И. Коммуникация как неотъемлемая часть организации управления в сфере предоставления жилищно-коммунальных // Тенденции науки и образования в современном мире. 2016. № 20–2. С. 30–32.
  14. Статистические и аналитические материалы о состоянии работы по выявлению коррупционных преступлений, следствия и прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией за 2015 г. [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации [сайт]. URL: http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-1124022.
  15. Юрковский А. В. Основные направления сравнительного правоведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 55–59.
  16. Юрковский А. В. Аграрная политика в конституционном праве государств Северо-Восточной Азии // АПК: Экономика, управление. 2016. № 11. С. 85–91.
  17. Юрковский А. В., Кузьмин И. А. Проблема выбора объекта сравнительно-правового исследования // Право и современные государства. 2016. № 3. С. 19–31.
  18. Юрковский А. В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2008. — № 3. — C. 49–55.
  19. Юрковский, А. В. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. — Иркутск, Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012.
  20. Юрковский А. В., Евдокимов К. Н., Деревскова В. М., Кузьмин И. А., Любушкина В. П. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Учебное пособие / под редакцией А. В. Юрковского. Иркутск, 2014.
  21. Юрковский, А. В. Противодействие коррупции при осуществлении прокурорского надзора за исполнением градостроительного законодательства. Учебное пособие. — Иркутск: ИЮИ (ф) АГП Р, 2010. — с. 3
  22. Костюнина О. В., Юрковский А. В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов. учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», Юридический институт. Иркутск, 2012.
  23. Фирсова О. А., Юрковский А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. Иркутский юридический ин-т (филиал) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2008. — с. 10
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, гражданское общество, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, исполнительная власть, коррупция, уголовная ответственность, антикоррупционная деятельность, общественная жизнь, правовое внимание.


Задать вопрос