В настоящее время представить жизнь современного человека без взаимодействия с медиа абсолютно невозможно. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни людей. Медиа играет огромную роль в жизни человека: в информационном обмене между людьми, в воспитании и образовании детей, и даже в социализации подрастающего поколения. В связи с этим особенно велика роль медиаобразования. Проанализировав труды отечественных [1, 3, 5, 6, 8, 9, 10] и зарубежных педагогов [2, 4] в этой области можно утверждать, что медиаобразование не полностью изучено и нет единого и однозначного его толкования. Однако все ученые считают, что медиаобразование призвано помочь в решении задач подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях. А именно сформировать критическое отношение к медиапродукции, подготовить детей к пониманию роли различных медиатекстов, научить разбираться в качестве подаваемой массовой информации, осознать последствия ее влияния на психику и здоровье человека, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации и с помощью технических средств.
Информационная культура характеризует сегодня степень развития личности, ее способность усваивать наиболее общие методы и технологии, которые позволят овладевать знаниями, навыками поиска, передачи, обработки информации. В терминах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это соответствует формированию универсальных учебных действий [3].
Технология медиаобразования направлена на формирование нескольких групп метапредметных результатов обучения:
1) анализировать и критически осмыслять полученную информацию;
2) определять источники медиатекстов и их контекст;
3) интерпретировать сообщения и ценность медиатекстов;
4) отбирать соответствующие медиаресурсы для создания собственных медиатекстов.
И нескольких групп личностных результатов:
1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному информационному уровню развития общества;
2) формирование этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций.
В школе уделяется мало внимания воспитанию культуры взаимодействия школьников со средствами массовой коммуникации. Хотя многие медиа по силе воздействия на ребенка составляют конкуренцию школе, младшие школьники все чаще остаются наедине с медиа, получая значительную часть информации о мире именно из средств массовой информации (СМИ). Поэтому на сегодняшний день школа должна ставить цель: воспитание у подрастающего поколения критического отношения к масс-медиа.
Младшие школьники воспринимают масс-медиа как форму отдыха и развлечения. Задача учителя начальной школы грамотно применить эти средства для обучения и воспитания. Необходимо на уроках научить детей осмысливать и анализировать полученную информацию из СМИ, развивать и воспитывать культуру понимания медиатекстов, формировать критическое отношение ко всей медиапродукции, которую они слышат и видят каждый день. Для достижения диктуемых временем целей и задач следует использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, способствующие всестороннему развитию личности младшего школьника и формированию его медиаграмотности.
Все больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру. Данные исследований свидетельствуют о том, что более 4/5 компьютерных игр содержат сцены насилия, а это негативно сказывается на здоровье и психическом состоянии детей. Но, как и все медиа некоторые компьютерные игры «выходят за границы чисто развлекательных и становятся важным элементом системы образования, позволяя учащемуся проводить различные химические и физические опыты на экране компьютера, делать всевозможные геометрические построения и т. п». [5, с.87]. Качественный компьютерный дизайн, музыкальное оформление, красочные клипы помогают значительно расширить воспитательные возможности современного урока, способствуют реализации творческих идей, формируют познавательный интерес учащихся. При правильно организованном взаимодействии с компьютером можно использовать его в качестве создания личностно ценностного и общественно полезного продукта.
Многие из младших школьников отдают предпочтение экранным медиа, т. к. их восприятие таково в этом возрасте, что им гораздо легче воспринимать наглядное, яркое, живое, чем символическое и схематическое. Но в современном отечественном образовании мало внимания уделяется киноискусству, несмотря на то, что при просмотре и обсуждении мультипликационных, художественных и документальных фильмов школьники овладевают умениями аргументировать свою позицию, формулировать свое отношение к просмотренным картинам и поступкам их героев [6].
Кроме экранных медиа ребенка каждый день окружает и сопровождает печать, фотография, звукозапись. Использование их в образовательном процессе являться важным элементом медиаобразования, развития и воспитания детей. Например, пресса, которая выпускается детьми, помогает им определиться в сфере массовой коммуникации, способствует выявлению своих способностей, развивает творческий и профессиональный потенциал.
Таким образом, несмотря на то, что медиаобразование не является обязательным предметом ни в одном образовательном стандарте, его влияние в обучении младших школьников велико и требует участия педагога, т. к. медиаобразование способствует формированию культуры восприятия, анализа, интерпретации медиа, развитию мировоззрения учащихся, формированию личностных качеств.
Литература:
- Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. — М., 2004. — 55 с.
- Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. — М., 1995. — 51 с.
- Гудилиной С. И. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’13: сборник статей международной научно-практической конференции. — СПб., 2013. — 363с.
- Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. –1993. — № 4. — C.22–23.
- Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей. — Таганрог, 2011. — 232 с.
- Урицкий, Н. З. Кино во внеклассной работе. — М., 1954. — 120 с.
- Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. — Челябинск, 2007. — 270 с.
- Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — Таганрог, 2010. — 64 c.
- Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог, 2004. — 340 c.
- Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. — Таганрог, 2009. — 71 с.