Одной из главных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Для того, чтобы овладеть родным языком не достаточно умения правильно строить предложение. Ребёнку необходимо научиться рассказывать и пересказывать.
Пересказом называют вид работы по формированию связной монологической речи, главным из которого является воспроизведение содержания высказывания, а также умение на основе данного текста создавать новый.
Умение пересказывать означает, что ребёнок может проанализировать логико-композиционную и смысловую структуру данного текста, извлечь из текста информацию в соответствии с поставленной задачей, опираясь на текст-образец построить свой текст, используя синтаксические модели и образные средства оригинального текста [5].
Пересказ как вид речевой деятельности интегративен: объединяет деятельность восприятия, анализа и порождения текста, а также его понимания.
В старшем дошкольном возрасте в значительной степени расширяются возможности речевого общения детей, правильное использование которых определяет уровень развития связной монологической речи. Пересказ является одним из наиболее действенных средств, для формирования связной монологической речи, которое будет соответствовать возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста [5].
На связность детской речи положительное влияние оказывает пересказ художественных произведений. Ребёнок применяет образец литературной речи, подражает ему. Художественные тексты содержат образное описание, которое вызывает интерес у ребёнка, и помогает сформировать умение описать предмет или явление, При этом совершенствуются все стороны речевой деятельности и обостряется интерес к родному языку [2].
Высокохудожественные произведения позволяют развивать у ребёнка эстетическое восприятие и чувства. Необходимым и важным в этом отношении является выразительное и эмоциональное исполнение произведения воспитателем. Пересказывание способствует интенсивному развитию навыков выразительной речи у детей.
На занятиях по пересказу детей приобщают к подлинно художественной речи, учат владеть живым родным языком, помогают запомнить эмоциональные, образные слова и словосочетания. Высокая художественность произведений предлагаемых старшим дошкольникам для пересказа, цельность формы композиции и языка учат ребёнка последовательно и четко выстраивать рассказ, не увлекаясь подробными деталями и не упуская главного, т. е. вырабатывают его речевые умения [4].
Во время обучения детей пересказу происходит обогащение лексической стороны речи, формирование и развитие психических процессов, таких как восприятие, память и внимание. Интенсивное применение текстов детской высокохудожественной литературы позволяет эффективно выполнять работу по формированию «чувство языка» — внимания ко всем сторонам речи (лексической, грамматической, синтаксической), способность оценить правильность и точность высказывания в соответствии с языковой нормой языка.
При недостаточном овладении старшими дошкольниками связной монологической речью могут отмечаться нарушения при построении последовательности и логики изложения литературного произведения; употребления одних и тех же типов связи (цепной местоименной, формально-сочинительной); частое применение элементов лишних движений, ситуативности, пауз; преимущественно используются простые синтаксические конструкции; становится менее выразительной интонационная и лексическая сторона речи [1].
Работа над произведением включает в себя несколько этапов, которые направлены на последовательное овладение связанными между собой действиями; синтезом присутствующих в тексте авторских деталей, их комбинирования в процессе выстраивания собственного изложения; аффективной и познавательной ориентировкой в материале, анализом стилистических и структурных особенностей произведения.
Подготовительный этап работы включает в себя уточнение первоначального восприятия литературного материала, познание смысла деталей, придающих выразительность тексту, его концепта; выделение жанровых признаков произведения; овладение отдельными эмоциональными состояниями, выраженными невербальным изображением.
Кроме того, пропедевтическая работа по обучению пересказыванию тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых художественных образов [3].
В основной этап работы входит анализ структурного и стилистического оформления текста. В ходе подготовительной работы на занятии исключается повтор педагогом произведения и отводится больше времени для активности детей. На данном этапе главным приёмом работы является пересказ от лица героя литературного произведения, что позволяет стимулировать умственную активность в интерпретации литературного образца. Применение в работе элементов психогимнастики обеспечивает понимание эмоционального состояния персонажа, а также способствует уточнению значения средств лексической выразительности в языке жестов, мимики, поз, движений [6].
Дальнейшая работа над художественным произведением позволит обеспечить синтез воспринятого ранее сюжета и словесных средств, позволяющих раскрыть изображения литературных образов, соединить вместе впечатления познания в процессе творчества. Применение метода словесного рисования позволит ребёнку создать целостность воспринимаемого текста. В игре драматизации дети дошкольного возраста в большей степени овладевают творческими умениями и навыками выразительного исполнения роли, что способствует согласованию показываемых движений с речью [1].
Традиционные технологии обучения пересказыванию старших дошкольников включают в себя такие формы работы как выборочный, краткий, подробный и творческий пересказ.
Однако, учитывая особенности художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда материал произведения глубоко прочувствован самим ребёнком. А этого можно достичь только тогда, когда педагог использует в обучении пересказыванию нетрадиционные формы педагогической работы, опирающиеся на эмоционально-чувственное восприятие дошкольника. К таким формам работы пересказ с использованием игр-драматизаций, пересказ в диалогических парах, пересказ с привлечением средств изобразительной деятельности, пересказ с использованием средств компьютерной графики и т. п.
В качестве методических приёмов, обеспечивающих осмысленное эмоциональное восприятие детьми материала художественного произведения, чаще всего используется выразительное многократное чтение текста произведения, диалог о прочитанном, демонстрация сопровождающего иллюстрационного материала, разнообразные речевые игры и упражнения по содержанию прочитанного и т. д. [3].
После каждого рассказа рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно способствует тому, что дети начинают глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному пересказу.
Литература:
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М. 2009 г.
- Воротнина Л. М. Творческое рассказывание // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. С.15–23.
- Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 2006.
- Мещеряков В. Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. — М.: Флинта: Наука, 2009 г.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 240 с.
- Шорохова О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию // Дис. … к.псих.н. — Комсомольск- на Амуре, 2001 г. — 194 с.