В нашей стране происходят изменения в социально-экономической, политической сферах, развивается область информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим вносятся поправки в сфере образования. Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках учебных предметов, но и на результаты освоения метапредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты, для достижения и развития которых важным считается формирование критического мышления [3, с. 272].
Сущность понятия критического мышления заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно добывать знания, анализировать найденную информацию, оценивать и подводить итоги, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и уметь применять знания в конкретных ситуациях. Как и в любой другой технологии в развитии критического мышления есть свои этапы и методы её реализации. Выделяют следующие стадии:
- стадия вызова (приобщение, мотивирование интереса к предмету);
- стадия реализации смысла (не бездумное прочтение материала, а осмысленное);
- стадия рефлексии (анализ материала, подведение итогов и оценка самого учащегося).
В зависимости от способностей и интересов учащихся, используются разные приёмы и методики развития критического мышления. Остановимся на одном из них — методе синквейна, который можно активно использовать на уроках в начальной школе. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Данный метод направлен на синтез, анализ, обобщение материала. Лаконичность формы представления синквейна развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях, при этом проявляются и творческие способности учащихся.
При написании синквейна следует придерживаться следующего правила:
1 строка — тема синквейна, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
2 строка — описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка — описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка — одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Как правило, синквейн проводится на стадии рефлексии, так как позволяет интегрировать новые и предыдущие знания, однако опыт показывает эффективное использование синквейна и на стадии вызова за счет сжатого обобщения актуальных знаний, и на стадии осмысления в силу вдумчивой работы над новыми понятиями [2, 4]. Один из вариантов адаптации синквейна к стадии вызова — предложить ученикам отгадать первое слово синквейна, которое будет темой данного урока.
Рассмотрим примеры синквейнов по различным дисциплинам начальной школы:
— по математике (1 класс):
1.Сложение.
2.Легкое, сложное.
3.Прибавить, увеличить на, суммировать.
4.Действие по увеличению одного числа.
5.Сумма.
— по окружающему миру (2 класс):
1. Река.
2. Тихая, длинная.
3. Шумит, омывает, впадает.
4. В России много чистых рек.
5. Вода.
— по русскому языку (3 класс):
1.Глагол.
2.Совершенный, несовершенный.
3.Действовать, совершать, выполнять.
4.Часть речи, обозначающие действие.
5.Действие.
— по литературному чтению (4 класс. Стихотворение «Осень» А. С. Пушкина):
1.Осень.
2. Золотая, красивая.
3. Уходит, увядает, нравится.
4. «Приятна мне твоя краса».
5. Листопад.
Прием синквейна позволяет учителю узнать, как понята учениками тема, какие возникают у них ассоциации по ключевому понятию темы и при необходимости скорректировать их представления [1].
Кем учащиеся станут в дальнейшей жизни, и по какому пути пойдут, зависит и от учителя. Школьники должны научиться самостоятельно, принимать решения, отстаивать собственную позицию, анализировать, проводить работу над ошибками, творчески мыслить, критически относиться к увиденному, услышанному и прочитанному, помогает в этом технология развития критического мышления.
Литература:
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Альянс «Дельта», 2011.
- Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2012. № 4. C.66–72.
- Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. — М. Академия, 2012–272с.
- Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2014. С. 97–110.