Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 1608 раз

Библиографическое описание:

Николаева, А. Е. Опыт организации социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия, в учреждениях социальной защиты / А. Е. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 722-725. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38327/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается работа центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и г. Сочи. Раскрыты перспективы многоуровневой системы работы данных центров.

Проведен анализ с целью заимствования основ организационной направленности центров социальной помощи семьи и детям г. Самары и Сочи, для реализации её деятельности в центре социальной помощи семьи и детям г. Арзамас.

Ключевые слова: семейное насилие, дети, пострадавшие от семейного насилия, социальная защита, социальная помощь, центр социальной помощи

The article discusses the work of family centers and social assistance to children in Samara and Sochi. Disclosed prospects multilevel system performance data centers. The analysis for the purpose of borrowing the organizational foundations of the family orientation and social care centers for children in Samara and Sochi for the implementation of its activities in the center of social assistance to families and children, Arzamas.

Keywords: domestic violence, children, victims of domestic violence, social protection, social assistance, social care center

В настоящее время актуальность деятельности ГБУ Центра социальной помощи семье и детям г. Арзамаса состоит в следующем. Центр разрабатывает новые механизмы и внедряет современные инновационные технологии, нацеленные на оказание поддержки детям, семьям с детьми, укрепление института семьи и семейных ценностей, предоставление комплексной помощи и поддержки семьям с детьми, нуждающимся в них. Создание и развитие организационной технологии центра идет успешно, но, как правило, деятельность центра весьма ограничена в оказании комплексного сопровождения семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Стоит расширить направление в предоставлении перечня услуг, оказываемых детям и семьям с детьми, а также в социальном сопровождении всех членов семей. Поспособствовать созданию условий для выведения семей из кризисной ситуации и проведения мобилизации ресурсов семей. В основе организационной направленности центра социальной помощи семьи и детям г. Арзамас мы предлагаем взять деятельность следующих центров: «Семья» г. Саратов и «Солнышко» г. Сочи. Данные центры обладают большим количеством отделений и спектром оказываемых услуг. Безусловно, заимствование каких-либо основ работы центров г. Самары и Сочи поспособствует активному развитию центра социальной помощи г. Арзамаса. Именно с этой целью был проведен анализ деятельности данных центров.

Цель исследования: проанализировать деятельность Центров социальной помощи семье и детям.

Центр социальной помощи семье и детям «Семья» в г. Саратов в соответствии с поставленными задачами участвует в реализации Федеральной целевой программы «Дети России», программы «Развитие социального обслуживания семьи и детей», и программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].

На базе Центра социальной помощи семье и детям «Семья» в Саратовской области г. Саратов разработаны и активно используются в практической деятельности реабилитационные и профилактические программы по структурным подразделениям:

Подготовки и сопровождения приёмных семей. Дополнительная образовательная деятельность в отделении производится согласно утвержденному ежегодному плану, в который входят следующие программы: «Объединяя усилия», социально-воспитательные «Чужих детей не бывает», индивидуальные программы для сплочения семей, «Счастливы быть вместе», цель которой осуществлять подготовку слушателей-кандидатов к приему в свою семью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отдел дошкольной подготовки несовершеннолетних. Организована группа дошкольной подготовки. Группа создана для детей с ослабленным здоровьем из неблагополучных, неполных или многодетных семей. В ней проводится работа с родителями, организация праздников «Дня матери», «День защиты детей» совместно с развлекательными центрами «Ozon», «Сафари парк».

Отделение по профилактики безнадзорности несовершеннолетних. На базе данного отделения реализуется профилактика безнадзорности, преступлений, правонарушений и других форм социальной дезадаптации детей до 18 лет. Отделение осуществляет деятельность в реализации следующих программ: «Школа социальной успешности», которая формирует навыки деликатного общения, самомнение и создает достаточные условия для саморазвития и личностного становления подростков; «Аргументы любви», программа активизирующая индивидуальный потенциала современных подростков; семейный архив кинофильмов «Под парусами жизни», который предполагает коллективный просмотр и дискуссии на кинематографический темы, что дает возможность в будущем научить детей и их родителей правильно и креативно выражать свое мнение, идеи, мысли и прислушиваться к мнению других. Так же на базе данного отделения осуществляется программа по первичной профилактике употребления наркотических средств — «STOP! НАРКОТИК». Программа с психологическим уклоном «STOP! НАРКОТИК» направлена на первичную профилактику употребления наркотиков и токсических средств среди детей 15–16 лет. Организован социально-психологический театр «Готовность к переменам», производящий профилактическую деятельность по возникновению делинквентного поведения детей.

Отделение психолого-педагогической помощи. Направлено на оказание помощи семьям в гармонизации отношений внутри семьи и урегулированию родительско-детских взаимоотношений, разработка программы, предупреждающей возникновение различных отклонений социально-психологической адаптации детей, осуществление действий по их разрешению и предотвращение повторного возникновения. Стоит отметить, проведение комплекса программ, способствующих детскому развитию, предназначенных для детей от четырех до восьми лет: «Всезнайки» (6–8 лет), «Почемучки» (5 лет), «Ладушки» (4 года), «Малыш» (3 года).

Программа состоит из курса, который в первую очередь нацелен на развитие хорошей памяти, а также как теоретического, так и практического мышления, и конечно же творческого подхода в нахождение новых, нетривиальных, изобразительных решений разнообразных задач, стоящих перед детьми. Именно здесь дети учатся и получают свой дебютный опыт в общении и взаимодействии со сверстниками.

Реабилитационно-кризисное отделение помощи женщинам и детям. В результате нарушения законодательно установленных прав и интересов женщин и детей, подвергшихся домашнему насилию или, оказались в ситуации жизненного риска, данное отделение создает и реализует в своей деятельности программы психосоциальной реабилитации. Работа отделения основывается на осуществлении реализации программы «Право на жизнь без насилия». Согласно установкам данной программы женщины и дети, которые были подвержены семейному насилию, или оказались в ситуации жизненного риска, могут подать заявление для оказания помощи в данном отделение центра. Кроме того, в рамках представленной программы действует проект по предоставлению, в случае нуждаемости, отдельной комнаты для временного проживания, комплексное питание (для женщин — трехразовое, для детей — пятиразовое), психологическая помощь и поддержка, а также помощь юридических лиц в защите законных прав и интересов.

По мнению ведущих специалистов центра, социальной помощи семье и детям Саратовской обл. г. Саратов содержание социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия не имеет существенных отличий в работе с другими категориями лиц центра. Ведь все категории лиц данного центра, объединяет одно, нуждаемость в социальном обслуживании, в связи в трудной жизненной ситуацией.

Многим детям, подвергшимся семейному насилию, требуется помощь специалиста психолога. Выделяют основные проблемы свойственные детям, подвергшимся семейному насилию — внутренняя дискомфортность, психогенные срывы, раздражительность, ночные кошмары, опасения и страхи, замкнутость, регрессивность действий, чувствительность к депривации, резкое ухудшение успеваемости, амбивалентность, сензитивность, импульсивность, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием, чрезмерная критичность, меланхолия, отказ от общественных правил. Главной целью в работе психологов центра с детьми, подвергшимся насилию в семье, выступает изоляция детей, жертв насилия, от негативного воздействия родственников, снижение и устранение посттравматических переживаний, способствовать повышению самооценки, выявить и укрепить сильные личностные стороны, преодолеть эмоциональные травмы. В работе с ребенком очень важно оказывать поддержку в его способности дифференцировать взаимодействия с его социальным окружением, содействовать его индивидуальному личностному формированию. [3]

Служба психолого-педагогической помощи очень помогает в вопросах воспитания и занятости детей. Кроме проведения консультационных бесед, посвященных теме воспитания, ошибкам педагогики и остроконфликтным ситуациям, служба осуществляет помощь практической направленности. Многоопытные социальные педагоги, социальные работники и психологи формируют и организовывают различную досуговую деятельность для людей, проживающих на территории микроучастка. Логопед, в свою очередь, организует занятия с детьми и проводит консультативные беседы.

Стоит также отметить о профессиональной социальной работе, как форме по организации различных клубов. Например, программа «Аистенок» предназначена для проведения занятий для детей 5–7 лет, для 3–5 лет работает образовательно-оздоровительная программа «Ягодка», программа развития «Ступеньками к знаниям», реализующая психологическую и интеллектуальную подготовку детей от 5 до 7 лет к обучению в школе. Основные направления занятий программы «Ступеньками к школе»: подготовка руки к письму, развитие речи, математических представлений, внимания и мышления, тренировка памяти, формирование умения ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

Такие группы очень помогают в воспитании детей, в подготовке их к школе и дальнейшей социализации. Это очень важно для детей, пострадавших от семейного насилия, так как это предупреждает педагогическую запущенность, что очень часто встречается в данной категории.

Для помощи родителям в воспитании детей в центре существует тренинг «Связующая нить». Участие родителей в подобном тренинге поможет решить многочисленные проблемы семейного воспитания, установить отношения партнерства между взрослым и ребенком, почувствовать не только высочайшую ответственность, но и огромное счастье от роли родителя.

Для детей из неблагополучных семей наиболее особым временем года выступает лето. Занятия в школе отменяются, и они уходят на летние каникулы, на которых дети предоставлены сами себе. В данной ситуации на помощь приходит центр социальной помощи семье и детям «Солнышко» города-курорта Сочи. На его базе центра организуются площадки для детей, подвергшихся семейному насилию, где для ребят организованно питание, различные досуговые (игры, экскурсии, кружки) и развивающие мероприятия (организация концертов). К детям «приставлены» опытные педагоги-психологи, осуществляющие, в случае нуждаемости, и психодиагностическую и коррекционную помощь. Для детей более старшего возраста центр совместно со службой занятости организует трудовые бригады и отряды. В них ребята принимают участие в работах по благоустройству, ремонту зданий школ, детских садов, и не только получают заработную плату за это, пусть и скромную, но при этом они весело и дружно проводят свободное время, знакомятся с новыми людьми, заводят друзей, отдыхают на море, занимаются спортом, посещают различные секции и в целом развиваются. С детьми из неблагополучных семей также работают психологи высшей категории, осуществляя разного рода тренинги, развивающие занятия, мероприятия. [2]

В основе данного небольшого коллектива детей лежит тепло, гармония, умиротворение, которое обретают в центре социальной помощи семьи и детям «Солнышко» дети различных возрастов. Попадая в место благополучия и душевного равновесия, дети начинают терять воспоминания о насущных семейных проблемах, исходящих, как говорят взрослые из социальной незащищенности. И вследствие этого у них проявляется ярко выраженная заинтересованность, привязанность, любознательность, доброжелательность, желание быть лучшим.

Таким образом, проведя анализ деятельность центров социальной помощи семье и детям г. Сочи и г. Саратов в оказании помощи детям, подвергшимся насильственным действиям в семье, можно сделать вывод о том, что содержание социальной работы с данной категорией семей очень разностороннее и объемное и зависит от проблем неблагополучных семей и возможностей центра. Центры в организации своей деятельности оказывают помощь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации, потерял веру в собственные силы, переживает трудные или социально опасные ситуации в жизни, трудности во взаимоотношениях в семье, в взаимоотношениях детей и других членов семьи с людьми, выступающими социальным окружением, или случаи столкновения с иными затруднениями и желанием изменить свою жизнь в лучшую сторону. В своей деятельности данные центры удовлетворяет практически все запросы семей, обращающихся за помощью.

Литература:

  1. Агапов Е. П. Семьеведение: учебное пособие / Е. П. Агапов, О. А. Норд-Аревян. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д:Наука-Спектр, 2010.
  2. Павленок П. Д. Технология социальной работы с различными группами населения: уч. пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка, М. Я. Рудневой. — М.: ИНФРА, 2010.
  3. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Теория, практика и качество подготовки специалистов по социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. 2009. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальная помощь, семейное насилие, семья, саратов, социальная помощь семьи, сочи, центр, STOP, арзамас.


Ключевые слова

дети, социальная защита, дети, Семейное насилие, социальная помощь, пострадавшие от семейного насилия, центр социальной помощи

Похожие статьи

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Роль и место социально ориентированной некоммерческой организации в защите прав жертв семейного насилия (на примере АНО «Общество помощи детям «Возможность»)

В статье рассмотрена проблема семейно-бытового насилия в России, предложена статистика данного явления. Проанализирована деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций в области защиты прав жертв семейного насилия. Обобщена деятель...

Система взаимодействия воспитателей с родительской общественностью в рамках реализации программы «Азбука счастливой семьи» (из опыта работы)

В статье рассмотрены основные аспекты ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе. Предложенные мероприятия реализации программы «Азбука счастливой се...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей и возможности их решения

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем социальн...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Похожие статьи

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1 как механизма развития личности и обеспечения ее успешной социализации

В статье рассматривается актуальность проектирования образовательной среды в условиях центров помощи детям. Описывается концепция создания развивающей образовательной среды на базе ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1.

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Оказание помощи семьям по подготовке детей раннего возраста, имеющих нарушения здоровья и развития, к посещению детского сада

В статье описываются результаты исследования семей, получивших помощь по подготовке детей раннего возраста к посещению детского сада при обращении в Службу ранней помощи. Проанализированы основные тенденции и запросы родителей, связанные с посещением...

Служба ранней помощи и Лекотека в дошкольном учреждении

В статье описывается опыт работы педагогов дошкольного учреждения по психолого — педагогической поддержке семей, имеющих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 5 до 7 лет. Раскрываются формы, методы, направл...

Роль и место социально ориентированной некоммерческой организации в защите прав жертв семейного насилия (на примере АНО «Общество помощи детям «Возможность»)

В статье рассмотрена проблема семейно-бытового насилия в России, предложена статистика данного явления. Проанализирована деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций в области защиты прав жертв семейного насилия. Обобщена деятель...

Система взаимодействия воспитателей с родительской общественностью в рамках реализации программы «Азбука счастливой семьи» (из опыта работы)

В статье рассмотрены основные аспекты ранней профилактики семейного неблагополучия в условиях взаимодействия педагогов и родительской общественности МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе. Предложенные мероприятия реализации программы «Азбука счастливой се...

Нелинейная модель организации кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами с применением современных методов реабилитации и социализации

В статье, по результатам реализации проекта «Право быть равным» на базе МБДОУ детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-Удэ, описывается успешный опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за деть...

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей и возможности их решения

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем социальн...

Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей

В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возмож...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Задать вопрос