К вопросу о рабочем положении в висе на перекладине при выполнении подтягивания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 1825 раз

Библиографическое описание:

Тимохина, Л. М. К вопросу о рабочем положении в висе на перекладине при выполнении подтягивания / Л. М. Тимохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 599-603. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38334/ (дата обращения: 16.11.2024).



На начальном этапе обучения очень важно заложить занимающимся надежный фундамент («базу») для формирования рациональной техники выполнения подтягивания, одним из основных направлений которого будет являться освоение базового технического навыка — виса (как рабочего положения) с выполнением и сохранением «рабочей осанки» на снаряде (перекладине). Ведь при отсутствии знаний о структуре, правилах и условиях его выполнения, механизме формирования данного двигательного навыка невозможно организовать обучающий процесс [2].

В данной статье раскрываются правила (требования) к выполнению виса как рабочего положения при выполнении контрольного теста в рамках ГТО и этапы освоения рабочей осанки в висе.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, подтягивание, начальный этап обучения, навык, рабочее положение, вис, рабочая осанка

Введение: 6 октября 2015 года президентом РФ Путиным В. В. подписан указ “О введении в действие с 1 сентября 2016 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программной и нормативной основы физического воспитания населения». Одним из обязательных тестов является тест «подтягивание в висе на перекладине» — упражнение, выполнение которого позволяет объективно определить и оценить уровень развития основного физического качества человека (силовой выносливости). Помимо этого «подтягивание» является обязательным тестом общероссийской базисной учебной программы для Высших учебных заведений по физической культуре и нормативом по физической подготовке военнослужащих Российской Армии [8].

Результаты наблюдений во время соревнований* за выполнением контрольного теста свидетельствуют об отрицательной тенденции — несоответствии «рабочего положения» в висе требованиям ГТО, а именно:

‒ не принимается правильное исходное положение — вис хватом сверху на ширине плеч с выпрямленными в вертикальной плоскости руками, туловищами и ногами, стопы вместе;

‒ не фиксируется положение виса: как в стартовом положении, так и после прихода из виса на согнутых руках в конечное положение (на 0.5 секунды);

‒ сгибание ног в коленных суставах;

‒ согнутые руки в локтевых суставах при приходе в исходное положение;

Данные факты (ошибки) актуализируют [1] тему статьи — поиск адекватного подхода к средствам и методам формирования необходимого в подтягивании технического (базового) навыка — «виса» как основного рабочего положения и сохранения «рабочей осанки» в нем и доведения данного навыка до необходимой степени совершенства.

Цель. Конкретизировать общетеоретические сведения о структуре (модели) рассматриваемого упражнения — «виса на перекладине» как рабочего положения для выполнения подтягивания с соответствующей для него «рабочей осанкой» и рассмотреть два взаимосвязанных компонента учебного процесса (его начального этапа обучения):

‒ рациональную технику выполнения виса как рабочего положения при подтягивании;

‒ подбор средств и методов технической подготовки занимающихся для приобретения

полноценного навыка «рабочей осанки» в висе.

Результат. На основании и в результате анализа и обобщения сведений научно-методической литературы, а также учитывая результаты педагогических наблюдений во время занятий по силовой подготовке и соревнований, предлагаются:

1.- характеристика упражнения «вис на перекладине» как средство технической подготовки;

2.- основы техники выполнения «виса» на перекладине;

3.- методика освоения «рабочей осанки» в висе, которая включает в себя:

‒ средства (упражнения) технической подготовки;

‒ поэтапную программу обучения;

‒ оптимальный объем нагрузки для каждого обучающегося занятия;

‒ практические рекомендации по повышению качества освоения технического навыка — «рабочей осанки» в висе на основе предложенной методики обучения.

Одной из составляющих процесса обучения «подтягиванию» (его начального этапа) — является техническая подготовка, которая базируется на основе освоения двигательного навыка — «виса», неразрывно связанного с выполнением и сохранением

* –Всероссийский форум «Знак ГТО — знак моего качества» (проводимый на базе спорткомплекса МИЭТ в октябре 2015, 2016 г.); ежегодные соревнования по «военному троеборью» для студентов 2-го курса, поступающих на военную кафедру МИЭТ.

рабочей осанки в нем и доведения данного навыка до необходимой степени совершенства. С одной стороны, «вис» является основным рабочим положением подтягивания: это и фаза подготовительных действий (т. е. принятие рационального исходного положения и выполнения стартового движения, обеспечивающего действие на перекладине) и фаза завершающих действий (т. е. придание действию окончательной формы). С другой стороны, «вис» — это технический навык, необходимый для выполнения подводящих упражнений, используемых на этапе начального обучения подтягиванию. Поэтому именно с «висом» напрямую связано овладение рациональной техникой исполнения изучаемого упражнения (подтягивания) и построения на этой основе адаптированной методики обучения.

Отсутствие понимания значимости и четкого представления о «висе» как о наиболее важном техническом моменте подтягивания и, как следствие, невладение данным двигательным навыком, будут являться не только ограничивающим фактором для самого процесса обучения «подтягиванию», но и иметь такие последствия, как неспособность технически правильного выполнения не только самого теста «подтягивание в висе на перекладине» (в рамках «ГТО»), но и подводящих упражнений, связанных с висом (в процессе обучения).

Для устранения данной проблемы и ликвидаций, вытекающих из неё последствий (что и будет являться целью тренировочного процесса), необходимо освоить рациональное рабочее положение для выполнения подтягивания.

Основой рабочего положения на снаряде являются:

1.- «вертикальный» вис с характерными для данного упражнения особенностями (таблица 1);

2.- техника выполнения «вертикального виса» (данное упражнение подчиняется некоторым общим положениям, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями человеческого тела и действиям определенных физических закономерностей) [7] — что и определяет общие основы техники его выполнения (с соответствующей для него «рабочей осанкой»), характерной особенностью которой является положение тела спортсмена на снаряде (таблица 2).

Таблица 1

Характеристика «вертикального виса»

1.- положение занимающегося

на снаряде

положение, при котором плечи занимающегося находятся ниже точек хвата [6];

2.- осевая нагрузка

фронтальная;

3.- характерные особенности для данного упражнения

  • нестабильная позиция (в виду отсутствия опоры ногами);
  • статическая поза, т. е. неподвижное положение в висе (в виду действия на тело человека почти неизменных по величине и направлению сил), связанное с удержанием тела занимающегося (и его звеньев) в течении необходимого интервала времени;
  • силовая поза — характеризуется проявлением изометрического режима работы мышц (т. е. развивая напряжение, мышца не меняет своей длины) с соответствующей для него минимальной величиной энергозатрат;
  • равновесная поза — характеризуется сохранением устойчивости заданного статического положения на снаряде (вис, включающий в себя положение тела спортсмена под опорой, характеризуется более-менее устойчивым равновесием, при котором любое отклонение тела от заданного (обычно отвесного) положения всегда связано с появлением внешней силы — моментом силы тяжести (как вращающей внешней силы), которая автоматически независимо от желания спортсмена, возвращает его тело в первоначальное устойчивое положение [4].

Таблица 2

Основы техники выполнения «виса»

1.- положение занимающегося на снаряде

тело совершенно выпрямлено и максимально вытянуто книзу;

2.- положение плечевого пояса

провисание в грудино-ключичных и плечевых суставах (под действием тяжести тела) [3]- что характерно для«пассивного» виса;

3.- напряжение мышц

активное напряжение мышц-сгибателей пальцев и «пассивная» работа мышц отдельных сочленений [4];

4.- положение позвоночника

кривизна позвоночника сглажена;

5.- положение рук

руки в локтевых суставах выпрямлены, но не напряжены;

6.- положение ног

• ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах;

• носки ног оттянуты и соединены;

7.- положение головы

• голова держится прямо/слегка наклонена вперед, находится между рук;

• взгляд направлен вперед-вверх;

8.- хват руками

• гриф перекладины находится посередине ладонных поверхностей;

• величина силы хвата — постоянно крепкая;

• глубина хвата — средняя;

• хват сверху (прямой), требующий меньших затрат мышечных усилий,

чем хват снизу (обратный);

• обхват грифа — четырьмя пальцами сверху и большим пальцем снизу

(т. е. большой палец противопоставлен остальным) [3];

• расстояние между кистями — равняется ширине плеч спортсмена.

Только такое положение тела в висе, а оно должно находиться в фиксированном положении в ходе выполнения всего упражнения («подтягивания») является наиболее рациональным, т. к. способствует поддержке статического и динамического равновесия тела и наименьшей затрате мышечных усилий для выполнения (в дальнейшем) максимального количества его повторений. Что и является «рабочей осанкой» в висе, ведь по определению «рабочая осанка» — это наиболее целесообразное расположение звеньев тела спортсмена для выполнения предстоящей работы [7].

Характеристика данного упражнения отражает преимущественное направление тренировочного процесса (технической подготовки), задачами которого (причем взаимосвязанными) будут являться:

1.- овладение техникой правильного («пассивного») виса в сочетании с навыком сохранения статической устойчивости в нем (в различных равновесных ситуациях);

2.- овладение «рабочей осанкой» (одним из важнейших элементов рациональной техники подтягивания, связанного с удержанием рационального рабочего положения на снаряде).

В качестве решения поставленных задач предлагается методика обучения (представляющая собой 3-х этапный процесс обучения) с использованием 3-х групп средств (упражнений), которые создают соответствующие условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы. Помимо этого, данные упражнения носят не только обучающий, но и подводящий характер [7]. А также, являясь как классическими, так и прикладными, они дополняют друг друга и могут комбинироваться (таблица 3):

1.- 1-й этап обучения — этап предварительной подготовки — формирование двигательного умения:

‒ задачи: начальное владение основными деталями техники «виса»(его составляющими: направлением, амплитудой, степенью мышечных усилий, управляющими движениями в суставах); воспитание способности к статическим усилиям;

‒ средства: статические (выполненные в облегченных условиях) и динамические силовые упражнения; имитационные упражнения на подсобных снарядах (с фиксацией положения отдельных частей тела);

‒ методы: решения частных двигательных задач, использования подводящих упражнений;

‒ объем нагрузки: при выполнении статических упражнений — 2–3 подхода по 8–20 секунд, динамических — 3 подхода по 6–10 повторений с интервалом отдыха между подходами — 1,5–2 минуты.

2.- 2-ой этап обучения — этап специальной подготовки — обучение «пассивному» вису на перекладине:

‒ задачи: овладение техникой правильного виса (окончательное формирование двигательного навыка); дальнейшее развитие силовых и статических способностей;

‒ средства: статические упражнения, выполняемые в облегченных условиях; динамические; силовые упражнения;

‒ методы: выполнение упражнения в целом; при незначительном изменении обычного стандарта гимнастического снаряда; применение дополнительных зрительных раздражителей (ориентиров); соревновательный метод;

‒ объем нагрузки: при выполнении статических упражнений — 3–4 подхода по 10–25 секунд, динамических — 3 подхода по 8–12 повторений с интервалом отдыха между подходами — 1,5–2 минуты.

3.- 3-ий этап обучения — этап совершенствования — освоение и закрепление навыка «рабочей осанки» в висе:

‒ задачи: сохранение необходимой позиции в различных условиях (воспитание умения противостоять при выполнении упражнения сбивающим воздействиям внутренних и внешних факторов [7]);

‒ средства: упражнения, используемые на 2-ом этапе, усложненные статические упражнения, использование различных отягощений, использование нестандартных снарядов, выполнение упражнения в утомленном состоянии/без предварительного опробования снаряда);

‒ методы: выполнение упражнения в целом; соревновательный метод;

‒ объем нагрузки: постепенное увеличение количества подходов и времени удержания статических положений.

В заключение остается сказать, что для формирования навыка рациональной осанки необходимо:

1.- осознать важность овладения составляющих рациональной осанки;

2.- заниматься систематически;

3.- первоочерёдно овладеть навыком правильного выполнения упражнения;

4.- не допускать небрежности при выполнении упражнения;

5.- параллельно с освоением «рабочей осанки» всесторонне развивать физические качества;

6.- создать постоянство условий обучения — выполнения упражнения с пошаговым увеличением сложности подводящих упражнения и нагрузки.

Таблица 3

Процесс овладения навыком «рабочей осанки» ввисе на перекладине.

Заключение. В данной статье предложена методика обучения рациональному рабочему положению спортсмена на перекладине для выполнения подтягивания, основной составляющей которой является моделирование (освоение) «рабочей осанки» в висе, отвечающей требованиям ГТО. Эта задача требует решения ряда теоретических и технических вопросов, связанных с освоением «рабочего положения» — «пассивного» виса, с формированием двигательного навыка — «рабочей осанки» в висе и организации обучающего процесса.

Литература:

  1. Боген М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия/М. М. Боген.– Москва: Физкультура и спорт, 1991. — с.114–158.
  2. Вельдяев С. В. «Методика обучения рабочим осанкам в упражнениях на перекладине»: Диссертация России канд. пед. наук: 13.00.04: Волгоград, 1999–151с. РГБ ОД, 61∙00–13/996–5.
  3. Гимнастика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г 484 М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др.: Под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. — 2-ое изд. стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448с.
  4. Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шиенина. М., «Физкультура и спорт», 1977, с.421.
  5. Евсеев С. П., Малеев А. Н. Формирование динамической осанки у гимнастов // Гимнастика. М.:ФИС, 1978. Вып.1. с.17–20.
  6. Мамеко В. А., Мельшина Д. Ю. Методика начального обучения маховым гимнастическим упражнениям на перекладине. Учеб.пособие по курсу «Гимнастика». ФГБОУ СПО «БГУОР».-Брянск, 2011–10с.
  7. Семенов Л. П. Советы тренерам: Сб. упр. и метод.рекомендаций. — Изд. 2-ое, перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 175с., ил.
  8. Тимохина Л. М., Артамонов А. В. К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию / материалы VII международной научной конференции / актуальные задачи педагогики.–Чита, 2016. — 185с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, выполнение упражнения, выполнение, двигательный навык, рабочее положение, техническая подготовка, выполнение подтягивания, начальный этап обучения, рабочая осанка, рациональное рабочее положение.


Похожие статьи

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования в рамках раздела профессионально-прикладной физической подготовки на учебных и внеучебных занятиях

Статья посвящена связи раздела учебной программы «Профессионально-прикладная физическая подготовка» с комплексом «Готов к труду и обороне» и профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Путь от успешной сдачи норм комплекса ГТО и укрепл...

Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса

В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении. Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической н...

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного борца греко-римского стиля

Спортивная тренировка юного борца греко-римского стиля является педагогическим процессом, одной из составляющих комплексный контроль технико-тактических действий юного спортсмена, включает в себя физическую подготовку, техническую и тактическую подго...

Сухое плавание как единственно возможный процесс тренировки воспитанников 5–6-х классов НВМУ по плаванию в период ограничений занятий в бассейне, связанных с эпидемиологической обстановкой

В данной статье мы поделились опытом по коррекции тренировочного процесса воспитанников 5–6-х классов по плаванию, в условиях ограничений занятий в бассейне в связи с эпидемиологической обстановкой. Вся тренировочная программа построена на основе зан...

Особенности тренировок сборной команды части по лыжным гонкам

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей подготовки военнослужащих к соревнованиям по лыжным гонкам. Авторы акцентируют внимание на то, что подготовка военнослужащих в циклических видах спорта, а именно в лыжных гонках имеет с...

К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию

В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядочения по определённым признакам.

Взаимодействие организма пловца с водой

В данной статье эксплицированы теоретические и практические знания о плавании — как популярного вида спорта. Для подтверждения сказанного нами в этой статье приведены факты из истории появления этого вида спорта. Если в современных условиях двигатель...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Похожие статьи

Особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае

В данной статье рассматриваются особенности и порядок подготовки спортивного резерва на примере развития тяжелой атлетики в Красноярском крае. А также проведен анализ эффективности деятельности организаций по подготовке спортивного резерва на примере...

Транспредметная интеграция в обучении студентов среднего профессионального образования в рамках раздела профессионально-прикладной физической подготовки на учебных и внеучебных занятиях

Статья посвящена связи раздела учебной программы «Профессионально-прикладная физическая подготовка» с комплексом «Готов к труду и обороне» и профессии «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Путь от успешной сдачи норм комплекса ГТО и укрепл...

Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса

В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении. Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической н...

Тренировочный процесс в подготовительном процессе юного борца греко-римского стиля

Спортивная тренировка юного борца греко-римского стиля является педагогическим процессом, одной из составляющих комплексный контроль технико-тактических действий юного спортсмена, включает в себя физическую подготовку, техническую и тактическую подго...

Сухое плавание как единственно возможный процесс тренировки воспитанников 5–6-х классов НВМУ по плаванию в период ограничений занятий в бассейне, связанных с эпидемиологической обстановкой

В данной статье мы поделились опытом по коррекции тренировочного процесса воспитанников 5–6-х классов по плаванию, в условиях ограничений занятий в бассейне в связи с эпидемиологической обстановкой. Вся тренировочная программа построена на основе зан...

Особенности тренировок сборной команды части по лыжным гонкам

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей подготовки военнослужащих к соревнованиям по лыжным гонкам. Авторы акцентируют внимание на то, что подготовка военнослужащих в циклических видах спорта, а именно в лыжных гонках имеет с...

К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию

В данной статье рассматриваются многообразные упражнения для укрепления хвата с целью их упорядочения по определённым признакам.

Взаимодействие организма пловца с водой

В данной статье эксплицированы теоретические и практические знания о плавании — как популярного вида спорта. Для подтверждения сказанного нами в этой статье приведены факты из истории появления этого вида спорта. Если в современных условиях двигатель...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Задать вопрос