На начальном этапе обучения очень важно заложить занимающимся надежный фундамент («базу») для формирования рациональной техники выполнения подтягивания, одним из основных направлений которого будет являться освоение базового технического навыка — виса (как рабочего положения) с выполнением и сохранением «рабочей осанки» на снаряде (перекладине). Ведь при отсутствии знаний о структуре, правилах и условиях его выполнения, механизме формирования данного двигательного навыка невозможно организовать обучающий процесс [2].
В данной статье раскрываются правила (требования) к выполнению виса как рабочего положения при выполнении контрольного теста в рамках ГТО и этапы освоения рабочей осанки в висе.
Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО, подтягивание, начальный этап обучения, навык, рабочее положение, вис, рабочая осанка
Введение: 6 октября 2015 года президентом РФ Путиным В. В. подписан указ “О введении в действие с 1 сентября 2016 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) — программной и нормативной основы физического воспитания населения». Одним из обязательных тестов является тест «подтягивание в висе на перекладине» — упражнение, выполнение которого позволяет объективно определить и оценить уровень развития основного физического качества человека (силовой выносливости). Помимо этого «подтягивание» является обязательным тестом общероссийской базисной учебной программы для Высших учебных заведений по физической культуре и нормативом по физической подготовке военнослужащих Российской Армии [8].
Результаты наблюдений во время соревнований* за выполнением контрольного теста свидетельствуют об отрицательной тенденции — несоответствии «рабочего положения» в висе требованиям ГТО, а именно:
‒ не принимается правильное исходное положение — вис хватом сверху на ширине плеч с выпрямленными в вертикальной плоскости руками, туловищами и ногами, стопы вместе;
‒ не фиксируется положение виса: как в стартовом положении, так и после прихода из виса на согнутых руках в конечное положение (на 0.5 секунды);
‒ сгибание ног в коленных суставах;
‒ согнутые руки в локтевых суставах при приходе в исходное положение;
Данные факты (ошибки) актуализируют [1] тему статьи — поиск адекватного подхода к средствам и методам формирования необходимого в подтягивании технического (базового) навыка — «виса» как основного рабочего положения и сохранения «рабочей осанки» в нем и доведения данного навыка до необходимой степени совершенства.
Цель. Конкретизировать общетеоретические сведения о структуре (модели) рассматриваемого упражнения — «виса на перекладине» как рабочего положения для выполнения подтягивания с соответствующей для него «рабочей осанкой» и рассмотреть два взаимосвязанных компонента учебного процесса (его начального этапа обучения):
‒ рациональную технику выполнения виса как рабочего положения при подтягивании;
‒ подбор средств и методов технической подготовки занимающихся для приобретения
полноценного навыка «рабочей осанки» в висе.
Результат. На основании и в результате анализа и обобщения сведений научно-методической литературы, а также учитывая результаты педагогических наблюдений во время занятий по силовой подготовке и соревнований, предлагаются:
1.- характеристика упражнения «вис на перекладине» как средство технической подготовки;
2.- основы техники выполнения «виса» на перекладине;
3.- методика освоения «рабочей осанки» в висе, которая включает в себя:
‒ средства (упражнения) технической подготовки;
‒ поэтапную программу обучения;
‒ оптимальный объем нагрузки для каждого обучающегося занятия;
‒ практические рекомендации по повышению качества освоения технического навыка — «рабочей осанки» в висе на основе предложенной методики обучения.
Одной из составляющих процесса обучения «подтягиванию» (его начального этапа) — является техническая подготовка, которая базируется на основе освоения двигательного навыка — «виса», неразрывно связанного с выполнением и сохранением
* –Всероссийский форум «Знак ГТО — знак моего качества» (проводимый на базе спорткомплекса МИЭТ в октябре 2015, 2016 г.); ежегодные соревнования по «военному троеборью» для студентов 2-го курса, поступающих на военную кафедру МИЭТ.
рабочей осанки в нем и доведения данного навыка до необходимой степени совершенства. С одной стороны, «вис» является основным рабочим положением подтягивания: это и фаза подготовительных действий (т. е. принятие рационального исходного положения и выполнения стартового движения, обеспечивающего действие на перекладине) и фаза завершающих действий (т. е. придание действию окончательной формы). С другой стороны, «вис» — это технический навык, необходимый для выполнения подводящих упражнений, используемых на этапе начального обучения подтягиванию. Поэтому именно с «висом» напрямую связано овладение рациональной техникой исполнения изучаемого упражнения (подтягивания) и построения на этой основе адаптированной методики обучения.
Отсутствие понимания значимости и четкого представления о «висе» как о наиболее важном техническом моменте подтягивания и, как следствие, невладение данным двигательным навыком, будут являться не только ограничивающим фактором для самого процесса обучения «подтягиванию», но и иметь такие последствия, как неспособность технически правильного выполнения не только самого теста «подтягивание в висе на перекладине» (в рамках «ГТО»), но и подводящих упражнений, связанных с висом (в процессе обучения).
Для устранения данной проблемы и ликвидаций, вытекающих из неё последствий (что и будет являться целью тренировочного процесса), необходимо освоить рациональное рабочее положение для выполнения подтягивания.
Основой рабочего положения на снаряде являются:
1.- «вертикальный» вис с характерными для данного упражнения особенностями (таблица 1);
2.- техника выполнения «вертикального виса» (данное упражнение подчиняется некоторым общим положениям, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями человеческого тела и действиям определенных физических закономерностей) [7] — что и определяет общие основы техники его выполнения (с соответствующей для него «рабочей осанкой»), характерной особенностью которой является положение тела спортсмена на снаряде (таблица 2).
Таблица 1
Характеристика «вертикального виса»
1.- положение занимающегося на снаряде |
положение, при котором плечи занимающегося находятся ниже точек хвата [6]; |
2.- осевая нагрузка |
фронтальная; |
3.- характерные особенности для данного упражнения |
|
Таблица 2
Основы техники выполнения «виса»
1.- положение занимающегося на снаряде |
тело совершенно выпрямлено и максимально вытянуто книзу; |
2.- положение плечевого пояса |
провисание в грудино-ключичных и плечевых суставах (под действием тяжести тела) [3]- что характерно для«пассивного» виса; |
3.- напряжение мышц |
активное напряжение мышц-сгибателей пальцев и «пассивная» работа мышц отдельных сочленений [4]; |
4.- положение позвоночника |
кривизна позвоночника сглажена; |
5.- положение рук |
руки в локтевых суставах выпрямлены, но не напряжены; |
6.- положение ног |
• ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах; • носки ног оттянуты и соединены; |
7.- положение головы |
• голова держится прямо/слегка наклонена вперед, находится между рук; • взгляд направлен вперед-вверх; |
8.- хват руками |
• гриф перекладины находится посередине ладонных поверхностей; • величина силы хвата — постоянно крепкая; • глубина хвата — средняя; • хват сверху (прямой), требующий меньших затрат мышечных усилий, чем хват снизу (обратный); • обхват грифа — четырьмя пальцами сверху и большим пальцем снизу (т. е. большой палец противопоставлен остальным) [3]; • расстояние между кистями — равняется ширине плеч спортсмена. |
Только такое положение тела в висе, а оно должно находиться в фиксированном положении в ходе выполнения всего упражнения («подтягивания») является наиболее рациональным, т. к. способствует поддержке статического и динамического равновесия тела и наименьшей затрате мышечных усилий для выполнения (в дальнейшем) максимального количества его повторений. Что и является «рабочей осанкой» в висе, ведь по определению «рабочая осанка» — это наиболее целесообразное расположение звеньев тела спортсмена для выполнения предстоящей работы [7].
Характеристика данного упражнения отражает преимущественное направление тренировочного процесса (технической подготовки), задачами которого (причем взаимосвязанными) будут являться:
1.- овладение техникой правильного («пассивного») виса в сочетании с навыком сохранения статической устойчивости в нем (в различных равновесных ситуациях);
2.- овладение «рабочей осанкой» (одним из важнейших элементов рациональной техники подтягивания, связанного с удержанием рационального рабочего положения на снаряде).
В качестве решения поставленных задач предлагается методика обучения (представляющая собой 3-х этапный процесс обучения) с использованием 3-х групп средств (упражнений), которые создают соответствующие условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы. Помимо этого, данные упражнения носят не только обучающий, но и подводящий характер [7]. А также, являясь как классическими, так и прикладными, они дополняют друг друга и могут комбинироваться (таблица 3):
1.- 1-й этап обучения — этап предварительной подготовки — формирование двигательного умения:
‒ задачи: начальное владение основными деталями техники «виса»(его составляющими: направлением, амплитудой, степенью мышечных усилий, управляющими движениями в суставах); воспитание способности к статическим усилиям;
‒ средства: статические (выполненные в облегченных условиях) и динамические силовые упражнения; имитационные упражнения на подсобных снарядах (с фиксацией положения отдельных частей тела);
‒ методы: решения частных двигательных задач, использования подводящих упражнений;
‒ объем нагрузки: при выполнении статических упражнений — 2–3 подхода по 8–20 секунд, динамических — 3 подхода по 6–10 повторений с интервалом отдыха между подходами — 1,5–2 минуты.
2.- 2-ой этап обучения — этап специальной подготовки — обучение «пассивному» вису на перекладине:
‒ задачи: овладение техникой правильного виса (окончательное формирование двигательного навыка); дальнейшее развитие силовых и статических способностей;
‒ средства: статические упражнения, выполняемые в облегченных условиях; динамические; силовые упражнения;
‒ методы: выполнение упражнения в целом; при незначительном изменении обычного стандарта гимнастического снаряда; применение дополнительных зрительных раздражителей (ориентиров); соревновательный метод;
‒ объем нагрузки: при выполнении статических упражнений — 3–4 подхода по 10–25 секунд, динамических — 3 подхода по 8–12 повторений с интервалом отдыха между подходами — 1,5–2 минуты.
3.- 3-ий этап обучения — этап совершенствования — освоение и закрепление навыка «рабочей осанки» в висе:
‒ задачи: сохранение необходимой позиции в различных условиях (воспитание умения противостоять при выполнении упражнения сбивающим воздействиям внутренних и внешних факторов [7]);
‒ средства: упражнения, используемые на 2-ом этапе, усложненные статические упражнения, использование различных отягощений, использование нестандартных снарядов, выполнение упражнения в утомленном состоянии/без предварительного опробования снаряда);
‒ методы: выполнение упражнения в целом; соревновательный метод;
‒ объем нагрузки: постепенное увеличение количества подходов и времени удержания статических положений.
В заключение остается сказать, что для формирования навыка рациональной осанки необходимо:
1.- осознать важность овладения составляющих рациональной осанки;
2.- заниматься систематически;
3.- первоочерёдно овладеть навыком правильного выполнения упражнения;
4.- не допускать небрежности при выполнении упражнения;
5.- параллельно с освоением «рабочей осанки» всесторонне развивать физические качества;
6.- создать постоянство условий обучения — выполнения упражнения с пошаговым увеличением сложности подводящих упражнения и нагрузки.
Таблица 3
Процесс овладения навыком «рабочей осанки» ввисе на перекладине.
Заключение. В данной статье предложена методика обучения рациональному рабочему положению спортсмена на перекладине для выполнения подтягивания, основной составляющей которой является моделирование (освоение) «рабочей осанки» в висе, отвечающей требованиям ГТО. Эта задача требует решения ряда теоретических и технических вопросов, связанных с освоением «рабочего положения» — «пассивного» виса, с формированием двигательного навыка — «рабочей осанки» в висе и организации обучающего процесса.
Литература:
- Боген М. М. Педагогический анализ техники ориентировочной части двигательного действия/М. М. Боген.– Москва: Физкультура и спорт, 1991. — с.114–158.
- Вельдяев С. В. «Методика обучения рабочим осанкам в упражнениях на перекладине»: Диссертация России канд. пед. наук: 13.00.04: Волгоград, 1999–151с. РГБ ОД, 61∙00–13/996–5.
- Гимнастика. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/Г 484 М. Л. Журавин, О. В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др.: Под ред. М. Л. Журавина, Н. К. Меньшикова. — 2-ое изд. стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 448с.
- Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией М. Л. Украна и А. М. Шиенина. М., «Физкультура и спорт», 1977, с.421.
- Евсеев С. П., Малеев А. Н. Формирование динамической осанки у гимнастов // Гимнастика. М.:ФИС, 1978. Вып.1. с.17–20.
- Мамеко В. А., Мельшина Д. Ю. Методика начального обучения маховым гимнастическим упражнениям на перекладине. Учеб.пособие по курсу «Гимнастика». ФГБОУ СПО «БГУОР».-Брянск, 2011–10с.
- Семенов Л. П. Советы тренерам: Сб. упр. и метод.рекомендаций. — Изд. 2-ое, перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 175с., ил.
- Тимохина Л. М., Артамонов А. В. К вопросу о силе хвата при обучении подтягиванию / материалы VII международной научной конференции / актуальные задачи педагогики.–Чита, 2016. — 185с.