Автор систематизирует современные условия развития, особенности инвестиционно-строительной деятельности и на примере магистерских программ «Управления инвестиционно-строительной деятельности» показывает, как учесть указанные особенности. Это позволяет установить новые принципы обучения, отвечающие вызовам времени и учтенные в структуре программы обучения.
Ключевые слова: управление, инвестиционно-строительная деятельность, инновации, особенности, требования, принципы
За последнее 25-летие Россия столкнулась с несколькими кризисами, различными по глубине и природе [1]:
1) трансформационным, сопровождаемым одновременным изменением экономико- политической модели функционирования общества. Менялись идеологические, социальные, экономические основы, пространственная конфигурация и др.;
2) системным или структурным, в основе которого лежали масштабные технологические сдвиги и, как следствие, институциональные преобразования;
3) циклический кризис, отражающий закономерные колебания ВВП, деловой активности, инвестирования и занятости;
4) финансовый кризис, проявившийся как бюджетный, денежный, банковский и др. кризисы, приведшие к макроэкономической дестабилизации;
5) кризис внешних шоков, связанный с воздействием динамически изменяющихся внешних условий.
Учеными научной школы «устойчивого развития» Российской академии естественных наук [2, 3] выделяется другая структура кризисов:
1) кризис Человека;
2) кризис воспитания, образования, науки;
3) кризис поколений;
4) кризис технологий;
5) валютно-финансовый кризис;
6) цивилизационный кризис;
7) духовно-этико-экологический кризис;
8) космо-планетарный кризис.
В результате по оценкам Российской академии естественных наук [2] дефекты (потери) национальной экономики составляют (таблица 1):
Таблица 1
Дефектная ведомость страны
№№ |
Дефекты |
Потери, трлн руб. |
3I. |
Потери, связанные с крайне низкой эффективностью систем управления устойчивым развитием |
8,5 |
22. |
Потери, из-за отсутствия системы стратегического планирования на цель |
9,5 |
33 |
Потери, связанные с ложной денежной мерой эффективности производства, потребления и распределения |
10.5 |
44 |
Потери, связанные с коррупцией, воровством, терроризмом из-за отсутствия единой системы аиергофинансового мониторинга спекулятивного капитала и защиты инвестиций от рисков неэффективного управления развитием |
11,5 |
55 |
Потери из-за отсутствия системы мониторинга, оценки и реализации новаций |
13,5 |
1 6 |
Потери из-за отсутствия нв предприятиях систем «бездефектного» управления развитием |
14,5 |
77 |
Потери из-за отсутствия обоснованной единой нормативной базы управления устойчивым инновационным развитием страны в условиях глобальных угроз |
15,5 |
Столь очевидно существенные потери или дефекты системы являются следствием наслоения различных кризисов. И если признать, что XX век был веком Предупреждения, то XXI век может оказаться не веком Свершений, а веком Крушений, доминирующего сейчас мировоззрения управления хаосом [2]. Таким образом, впервые масштаб вызовов развития коснулся планетарных цивилизационных основ развития.
Следует признать, что крушение состоит не в нехватке ресурсов, а в крайне низкой эффективности управления их использования, прямом или косвенном, осознанным или не осознанным нарушением общего Закона Природы, неумением согласовывать свою деятельность (решения, программы, проекты) с фундаментальными законами сохранения циклического развития Жизни.
Инвестиционно-строительная деятельность поглощает колоссальные материально- технические, трудовые, финансовые и информационные ресурсы, оттягивая на себя до половины ресурсооборота национальной экономики. Именно эта деятельность структурирует пространство жизнедеятельности, обеспечивая население жильем, различные производства помещениями, бизнес — различного рода недвижимостью, общественные зоны — парковыми ансамблями и др.
Острота проявления глобальных проблем в контексте отраслевого развития особенно ощутима в решении таких социально чувствительных вопросов, как здравоохранение, образование, обеспечение жильем и др. Проблема обновления модели регулирования инвестиционно-строительной деятельности становится безальтернативно важной.
Вызовы развития национальной экономики и ее отраслей существенно корректируют требования к организации и наполнению процессов образования. Это связано также с тем, что задачи познания должны учитывать абсолютно новый тренд, обозначаемый как когнитивистика [4].
Когнитивное познание общественных процессов объединяет изучение:
1) естественнонаучных, позволяющих формировать оптимальные режимы ресурсопотребления на всех иерархических уровнях системы;
2) гуманитарных, фокусирующихся на приоритетах и ограничениях развития;
3) математических, измеряющих процессы;
4) информационных, способных создавать и обеспечивать управление в виртуальном режиме.
Применительно к образовательной специфике объединение научных дисциплин в единый комплекс знаний в пределах задаваемой предметной области существенно корректирует не только базовые знания в рамках программ бакалавриата, но и требует от магистерских программ обучения отхода от классических стандартов освоения теоретических основ обучения. Исследовательский формат выпускных работ, выполняемых в форме магистерских диссертаций, должен носить практико-ориентированный характер, а предложения и результаты проведенных исследований решать актуальные проблемы развития.
Анализ показал, что достижение нового качества выполняемых финальных и промежуточных работ невозможно вне использования проектных форматов. Участие обучающихся в разработке и реализации проектов развития становиться не просто рекомендацией, а необходимым условием достижения новых требований, которые касаются типологии проектов многофункциональной недвижимости. Проекты в предметной области управления инвестиционно-строительной деятельности должны охватить не только проекты нового, ремонтируемого или реконструируемого типа, но и учесть все виды объектов строительства. При этом для обучения важно понимать специфику объектов проектного управления. Именно поэтому так важно от структурировать виды проектов, составляющих базу обучения.
Исходя из сложившихся особенностей управления проекты целесообразно подразделить на:
1) инфраструктурные: коммунальные; дорожные; образовательные; туристические; торговые; другие;
2) имиджевые: развлекательные; оздоровительные; спортивные; культурно-исторические; развивающие и др.;
3) технологические: бизнес-инкубаторы; научно-образовательные центры; технопарки; стартапы; консалтинговые и инжиниринговые центры и др.;
4) коммерческие: платные дороги; платные парковки; платные мероприятия; эксклюзивные услуги и др.
Поиск гармоничного сочетания теории и практики в обучении — извечный вопрос и «камень преткновения» отечественных научных школ. Академия народного хозяйства изначально ориентировалась на обучение и повышение квалификации руководящего состава страны, вооружая практиков научным инструментарием. Его практическая направленность задавалась изначально. По мере развития среда руководителей верхнего и среднего звена существенно изменялась в силу ряда причин:
– возник слой руководителей, получивших образование за рубежом;
– произошла поляризация образовательных программ высшей школы (часть учебных заведений, пытаясь сохранить традиции советской школы, максимально «консервировали» программное наполнение, а часть напротив активно использовала «переводной ресурс», транслируя зарубежный опыт);
– высшая школа стала восприниматься, как неизбежный, но бесполезный для практики атрибут («забудь все, чему учили», «делай как я» и тд.), так как реактивные изменения хозяйственной среды явно опережали обучающие программы, а новые инварианты обучение не были созданы;
– коммерческий и карьерный успех перестал быть следствием образовательного уровня и качества интеллекта, а вымывание профессиональных кадров в угоду «исполнительским рефлексам» доведено до абсурда.
В нормализации сложившегося положения важнейшая роль принадлежит высшей школе. Возврат доверия к качеству отечественного образования сопоставим с решением проблемы возврата доверия к государству и всем ветвям власти. Именно поэтому образовательные программы, в том числе отраслевого характера, должны охватывать все секторы национальной экономики — личный, частный, общественный, государственный, международный, так как заимствованная фрагментарность (от углубленных знаний частных вопросов она не перестает быть фрагментарной) не позволяет верно оценить возникающие проблемы, а следовательно приводит к ошибочным управленческим решениям.
Абстрагироваться от необходимости обучения управлению циклическим развитием отрасли и хозяйственных субъектов с учетом вариативной полициклической внутренней и внешней среды также невозможно. Программы должны быть сориентированы на целевую, ресурсную, проектную, процессную мобильность, как следствие внешних вызовов, научно-технический прогресс и инновационное замещение имеющихся технологий управления. Ознакомление с инновационным потенциалом и имеющимся научным заделом также становиться неотъемлемой частью магистерских программ. Энергоэффективные, smat-, информационные, нано- и др. технологии становятся полноценным фактором капитализации ресурсов, процессов, проектов, продукции, а также работ и даже услуг.
Исследовательская компонента магистерских диссертаций в предметной области управления в практической проекции выражается в исследовании пофазовой капитализации бизнеса, объекта (проекта). Формальная логика требует обеспечения перехода: устойчивое развитие — расширенное воспроизводство — капитализация. Управление любым видом деятельности, при этом, целесообразно рассматривать как совокупность механизмов, методов и моделей устойчивого развития, целевой фокусировки деятельности (в т. ч. методов инфорсмента/ принуждения) и института саморегулирования, его роли и значения, изменения контрольно-надзорных функций с соблюдением принципа симметрии прав и обязанностей.
Таким образом, магистерская программа в области управления должна учесть ряд новых, требуемых временем проблемных блоков:
– управление с учетом полициклической динамики;
– проблемы саморегулирования и самоподдерживающегося развития;
– взаимодействие и этапы замкнутых проектных, технологических (производственных) и инвестиционных циклов;
– особенности инновационного развития; государственно-частное партнерство; перспективы развития финансовых инноваций (долевое финансирование, ролловерное кредитование и т. д.) и др.
В настоящее время творческим коллективом кафедры инвестиционно-строительного бизнеса и Факультета академических программ обучения была разработана магистерская программа нового поколения «Управление инвестиционно-строительной деятельностью». В ней был сделан акцент на множество секторов национальной экономики (государственный, частный, общественный, личный), осуществляющих инвестиционно-строительную деятельность и учитывающих возникновение новых видов строительной продукции (многофункциональной, интеллектуальной, саморазвивающейся, социальной и т. д.) При этом основная задача авторов программы касалась участия обучающихся в подготовке и реализации проектов, разрабатываемых на кафедре в инициативном порядке.
В то же время обязательные к изучению дисциплины, такие как: «Методологические аспекты исследования экономических процессов», «Управленческая экономика», «Современный стратегический анализ, «Корпоративные финансы», «Теория организации и организационное поведение» включены в программу обучения. В рамках базовых дисциплин впервые в стране была, тем не менее, разработана программа обучения «Геоинформационное моделирование», позволяющее проектировать, строить и эксплуатировать объекты недвижимости в 5d формате.
Учитывая современные реалии, вариативные дисциплины обязательного характера включили изучение:
– инновационного потенциала строительства: проблемы, перспективы развития, мировой опыт;
– современных проблем управления строительством в условиях циклического развития;
– форм и способы инвестиционно-строительной деятельности;
– стоимостной инжиниринг в строительстве;
– обеспечение качества и конкурентоспособности продукции и предприятий строительной отрасли;
– саморегулирование в инвестиционно-строительной сфере;
– государственный строительный заказ: перспективы, оценка эффективности.
Вариативные дисциплины дали возможность магистрам выбрать:
1) антикризисное управление инвестиционно-строительной деятельностью или устойчивое развитие предприятий инвестиционно-строительной сферы;
2) финансирование, анализ и оценка инвестиционно-строительных проектов или управление инвестиционной и инновационной деятельностью в строительстве;
3) альтернативные способы разрешения хозяйственных споров или правовой анализ договоров строительного подряда;
4) оценка строительного бизнеса или технологии целевой фокусировки строительных организаций.
Важно также отметить, что практик ориентированный характер программы «Управление инвестиционно-строительной деятельностью» базируется на первичности объекта управления, учете его особенностей, как в отношении формы и содержательных характеристик субъекта, так и при определении функционала, структурных и процессных характеристик системы управления.
Современные реалии (приоритеты развития, сформированные институты, инновационные и инвестиционные механизмы, государственно-частное партнерство и др.) существенно видоизменяют управленческую компоненту развития инвестиционно-строительной деятельности таким образом, что для нее особое значение имеют:
– пространственно-территориальный девелопмент, а значит программно-проектный формат инвестиционно-строительной деятельности, механизм государственного заказа, государственно-частное партнерство, долевое финансирование, ролловерное кредитование и т. д.;
– многофункциональный характер строительной продукции, а значит, этап проектирования и строительства становиться особенно важным, требующий поиска адекватных коммуникационных форматов;
– обеспечение управляемости инвестиционно-строительных процессов, следовательно, решение проблем саморегулирования и в его рамках инфорсмента и медиации и др.
Вывод
Нацеленность разработанной магистерской программы «Управление инвестиционно-строительной деятельностью» на компенсацию малоизученных профессиональных зон, решение актуальных проблем сосуществования и целевой фокусировки деятельности участников создания строительной продукции с высоким потенциалом капитализации позволит существенно скорректировать профессиональные навыки и компенсацию современных специалистов.
Литература:
- May В. А. Кризисы и уроки. Экономика России в эпоху турбулентности / May В. А. — М., Издательство Института Гайдара, 2016. — 488 с.
- Большаков Б. Е. Измерение и управление ноосферным устойчивым развитием: фундаментальные проблемы и решения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.larouchepub.com/russian/news/2015–12- 21_dubna_conference_program.pdf (дата обращения 10.05.2016 г.).
- Субетто А. И. Проблемы управления ноосферным устойчивым развитием [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.larouchepub.com/russian/news/2015–12- 21_dubna_conference (дата обращения 10.05.2016 г.).
- Манохина Н. В. Когнитивные технологии и их роль в современной экономике / Манохина Н. В. II Новый университет Серия «Экономика и право». — М„ 2014. — № 2(36). — с. 52–54.
- Воронин В. А., Яськова Н. Ю. Практикоориентированные программы образования в инвестиционно-строительной сфере / Воронин В. А., Яськова Н. Ю. II Научное обозрение. — М., 2014. — № 12. -с. 351–354.
- Яськова Н. Ю. Новое поколение образовательных программ / Яськова Н. Ю. II Технологии интеллектуального строительства. — Люберцы, 2014. — № 4.-с. 13–17.