Курай — башкирский национальный инструмент | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.01.2017

Статья просмотрена: 3756 раз

Библиографическое описание:

Султанова, А. И. Курай — башкирский национальный инструмент / А. И. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 627-628. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38368/ (дата обращения: 18.12.2024).



Национальное музыкальное искусство, восходящее к глубокой древности и сопутствующее всей истории и жизни народа, позволяет заключить, что художественно-творческая и бытовая жизнь народа были органично взаимосвязаны, и складывание башкирской народной музыки в единую образно-смысловую и стилевую систему происходило одновременно с формированием башкирской народности [1, с. 19]. Наряду с песенным творчеством у башкир была развита и музыка, причем инструментальная чуть ли не преобладала над вокальной. Почти к каждой песенной мелодии у башкир имелась инструментальная, как свободная ее вариация.

Свойственная народной жизни охотничья практика: подражание голосам животных, крикам и пересвистам птиц явилась той базой, на которой развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу — редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосья с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного (тянущегося) звука и одновременно — особого тембра мелодии, звучащей в верхнем регистре [2, с. 172–173]. Возникновение этого жанра связано с шаманскими практиками звукоподрожательного сопровождения ритуалов и обрядов [3, с. 43], и обнаруживает единые корни и общность с тюрко-монгольской культурой. Древнейшее и сложное искусство узляу, называемое в народе «тамак-курай» (горло-курай), впервые было описано С. Рыбаковым [4, с. 271–272]. Оно вызывало неподдельный восторг русских исследователей. Л. Н. Лебединский подробно описал не только вокальные, но и физиологические особенности уникального способа мелодичного гортанного звукоизвлечения.

Башкирский народный музыкальный инструментарий располагал всем тем богатством и многообразием, которые были присущи искусству родственных тюркских народов с древнейших времен. В него включались курай (несколько разновидностей: кыйык-курай, сур-курай, сыбызга-курай), думбыра, также «дудка о пяти ладах, бандура в виде небольшой гитары, гудок в виде скрипки, на которой тоже играют смычком, кобыз железный, у русских называемый органчиком и рыле» [5, с. 282–283], сурнай (гудок), дунгур (ударный инструмент).

Возникший в глубине веков курай за долгий исторический период совершенствовался как сольный аккомпанирующий и ансамблевый инструмент, мастерская игра на котором сопровождалась и пением песни, и горловым пением (узляу). Курай упоминается в эпических сказаниях «Акбузат», «Кара юрга», «Заятуляк и Хыухылыу», «Куныр буга». Обширный репертуар протяжных мелодий озон-кюй («Ашкадар», «Баяс», «Тафтиляу», «Буран-бай», «Бейеш», «Азамат» и др.) с диапазоном в 1 или 1,5 октавы исполнялся сольно или для сопровождения песен. Курайное музицирование сочетало сказительские, певческие, танцевальные импровизации. Мастера-кураисты были почитаемыми людьми в обществе, значимость йыйынов определялась присутствием на них знаменитых кураистов. Главный приз майданов завоевывал мастер, который исполнял несколько мелодий, предварительно рассказав их истории, а звук его курая должен был быть слышен на 10 верст по ветру. Выразительным искусством звукоподражания, имитацией голосов птиц, животных владели отдельные мастера-кураисты [6, с.408].

Курай делался из стебля растения, называемого медвежьей дудкой. Для курая выбирался гладкий, пустой и чистый внутри стебель растения, в котором вырезали пять прямоугольных отверстий. На некотором расстоянии от нижнего конца дудки прорезывалось четыре отверстия с промежутком в два пальца одно от другого; пятое же отверстие проделывалось с противоположной стороны на несколько сантиметров выше четвертого отверстия. Музыкант (курайсы) вкладывал курай широким концом в рот между зубами, закрывая половину верхнего отверстия губой, другую половину отверстия он зажимал языком, а пальцами обеих рук перебивал боковые отверстия. Различные регистры курая дают различные звукоряды. Самый низший регистр, звуки которого извлекаются простым способом — открыванием или прикрыванием пальцевых отверстий, дает мажорный гекса-хорд, т. е. шесть звуков мажорной гаммы (до, ре, ми, фа, соль, ля). В среднем регистре, звуки которого извлекаются уже сложным путем — передуванием воздуха в трубку, — мажорный гексахорд превращается в полную мажорную гамму, к которой прибавляются четвертая повышенная и седьмая пониженная (т. е. звуки «си-бемоль» и «фа-диез»). В верхнем регистре, звуки которого извлекаются также сложным способом (передуванием воздуха в трубку), нет четвертой повышенной (фа-диез) и седьмой пониженной (си-бемоль), но сохраняется вводный тон (си) и появляется пятая повышенная (соль-диез) — звук, извлекаемый далеко не всяким кураистом [7, с.263].

Старый, сухой инструмент перед игрой смачивали теплой водой. Звуки курая, как это отмечал С. Г. Рыбаков, были столь мелодичны, что достаточно хорошо воспроизводили лиричность башкирских мелодий. Этим мелодиям вообще были свойственны размашистые интервалы (ноны, децимы, дуодецимы и проч.), а характерной их особенностью являлось то, что в начале мелодии выдерживалась довольно долго определенная нота, как бы фермата, к которой игрок подыскивал голосом квинту и этим как бы устанавливал строй мелодии. Несмотря на тихие звуки курая, у хорошего игрока на этом инструменте мелодия приобретала относительную силу и величественность. Подобно казахам, инструментальную мелодию игрок-башкир постоянно сопровождал неизменным тянущимся (остинатным) звуком, производимым горлом [8, с.13].

Почти к каждой мелодии башкиры приводили какое-нибудь сказание или легенду, поясняющую ее происхождение. Играли на курае преимущественно мужчины, но были и женщины курайсы, хорошо владеющие этим инструментом.

Таким образом, именно курай был и остается главным музыкальным инструментом, занявшим важнейшее место в национальной культуре. Курай — древнейший музыкальный инструмент башкир. Несмотря на длительную,

сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир.

Литература:

  1. Атанова Л. П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского народа // Фольклористика в Советской Башкирии. Уфа, 1974.
  2. История казачества Урала. Учебное пособие. Оренбург—Челябинск, 1992.
  3. Ахметжанова Н. В. Башкирская этномузыкология. Уфа, 2009. Ч. 2.
  4. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта // Записки императорской академии. СПб., 1897. Т. II.
  5. Игнатьев Р. Г. Песни о батыре Салавате. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Башкирия в русской литературе. Уфа, 1991. Т. II.
  6. История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа, 2011. Т. 3.
  7. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографически очерки. Уфа, 2006,
  8. Рыбаков С. Г. Курай — башкирский музыкальный инструмент // Русская музыкальная газета. СПб.,1896.
Основные термины (генерируются автоматически): звук, курай, башкир, быль, верхний регистр, мелодия, отверстие, стебель растения.


Задать вопрос