Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцева, О. В. Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей / О. В. Зайцева, Ю. А. Малахова, Н. С. Борзилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38373/ (дата обращения: 16.11.2024).



Подростковый возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества. Феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и осмысления [1].

Анализ современных исследований показывает, что число подростков, переживающих состояние одиночества, растет с каждый годом, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются [2]. Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности [3].

На сегодняшний день остро встает вопрос о роли семьи в воспитании и развитии детей и подростков. По признанию многих специалистов, семья оказывает огромное влияние на развитие и становление личности ребенка [4]. К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению особенностей воспитания детей в полных и неполных семьях. Анализ имеющихся исследований доказывает, что существуют различия в особенностях взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях. К тому же, имеется точка зрения, что тип семьи может являться одной из причин возникновения у детей различных эмоций, чувств, свойств, переживаний [5]. В подростковом возрасте характерно переживание состояния одиночества, но исследований, в которых бы рассматривалось переживание одиночество подростками в соответствии с типом семьи, на данный момент нет.

Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей недостаточно изучены, что и составило проблему нашего исследования. Мы предположили, что переживание одиночества подростками из полных и неполных семей будет отличаться особенностями, а именно: подростки из неполных семей имеют более повышенный уровень одиночества и наибольшую выраженность таких типов одиночества как «изоляция», «самоощущение», «ресурс уединения» и «общее переживание одиночества» в отличие от подростков из полных семей.

В контексте нашего исследования использовались следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев). При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались непараметрические методы: U-критерий Манна–Уитни на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0».

В диагностическом исследовании приняли участие учащиеся восьмых классов (n=47) Гимназии № 3 г. Белгорода. Из них 24 человека из полных семей и 23 из неполных семей. Средний возраст испытуемых составляет 14 лет.

С целью выявления особенностей переживания одиночества подростками из полных и неполных семей мы использовали методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) и дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев). Результаты проведенного исследования мы отразили в таблице 1.

Исходя из результатов статистического анализа типов переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей, было обнаружено, что статистически значимые различия отсутствуют.

Но, тем не менее, на основе сравнения средних значений можно выделить некоторые типы одиночества, имеющие тенденцию наибольшей выраженности у подростков из неполных семей в сравнении с показателями у подростков из полных семей. К этим типам относятся: «изоляция» (Ме=7,57), «самоощущение» (Ме=8,09), «ресурс уединения» (Ме=18.57), «общее переживание одиночества» (Ме=24.43).

Таблица 1

Результаты статистического анализа показателей переживания одиночества уподростков из полных инеполных семей

Показатели переживания одиночества

У подростков из полных семей (в ср.б.)

У подростков из неполных семей (в ср.б.)

Uэмп

Типы одиночества по субшкалам

Изоляция

7,17

7,57

269,5

Самоощущение

7,69

8,09

274

Отчуждение

8,56

8,78

265

Дисфория

10,84

10,43

224

Проблемное одиночество

14,16

14,35

266,5

Потребность в компании

13,19

13,43

272

Радость уединения

11,02

10,83

246,5

Ресурс уединения

18,04

18,57

260,5

Типы одиночества по шкалам

Общее переживание одиночества

23,41

24,43

253

Зависимость от общения

38,14

38,22

252,5

Позитивное одиночество

29,05

29,39

271

Уровень одиночества

13,54

22,78

135,5***

Примечания: * — p ≤ 0,1; ** — p ≤ 0,05; *** — p ≤ 0,01.

Тип «изоляция», указывающий на отсутствие в жизни человека людей, с которыми возможен близкий контакт, наиболее выражен у подростков из неполных семей возможно в связи с отсутствием второго родителя, являющегося значимым для благополучного развития и формирования личности подростка. При этом подросток может чувствовать себя ненужным, нелюбимым, так как один родитель чаще всего просто не в состоянии заменить обоих родителей во всех отношениях (духовном, материальном, социальном отношении и т. д.).

Что касается «самоощущения» одиночества, то подростки из неполных семей во многих случаях, чувствуя дефицит общения с другими людьми, имеют малое количество близких контактов с людьми, и ощущают себя, в свою очередь, одинокими людьми.

Выраженность типа «ресурс уединения» детерминируется тем, что подростки из неполных семей имеют большую потребность в анализе и осмыслении собственной жизни и жизни других, что возможно только в ситуациях уединения (например: почему папа ушел из семьи или зачем меня мама без мужа родила; для чего я родился; чем я полезен этому миру; чем я отличаюсь от других и т. д.).

И наконец, тип «общее переживание одиночества», отражающий степень актуального ощущения одиночества и нехватку близкого общения с другими людьми, возможно, проявляется на основе того, что у подростков из неполных семей на лицо нехватка общения с близкими родственниками.

К тому же, в результате проведенного исследования нами были получены статистически значимые различия в уровне переживания одиночества (U=135,5 p<0,05). Полученные нами данные свидетельствуют о том, что тип семьи имеет огромное значение в переживании одиночества, а именно — в формировании его степени, остроты, глубины переживания. В связи с этим мы можем отметить, что наблюдается тенденция роста уровня переживания одиночества у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и снижения глубины одиночества у подростков из полных семей. Выраженность повышенного уровня одиночества у подростков из неполных семей может объясняться дефицитом проявления внимания, времени, ласки и любви со стороны родителя, а также тем, что в неполных семьях в большинстве случае дети более чувствительны, тревожны, все, что происходит с ними, они пропускают через себя. Тем самым, такая особенность подросткового возраста как одиночество подростками из неполных семей будет переживаться труднее, носить негативный характер.

Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки из неполных семей имеют более повышенный уровень одиночества и наибольшую выраженность таких типов одиночества как «изоляция», «самоощущение», «ресурс уединения» и «общее переживание одиночества» в отличие от подростков из полных семей, подтвердилась частично.

Литература:

  1. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. — 2011. — № 1 (80). — С. 42–51.
  2. Тудупова, Т. Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте / Т. Ц. Тудупова, И. С. Худякова // Вестник Бурятского государственно университета. — 2009. — № 5. — С. 135–141.
  3. Герт, В. А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте / В. А. Герт // Специальное образование. — Екатеринбург, 2011. — № 1. — С. 26–33.
  4. Кудрявцева Т. В. Особенности воспитания в неполной семье / Т. В. Кудрявцева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — М., 2014. — № 3. — С. 36–42.
  5. Ахвердова, Е. В. Сущностные характеристики и воспитательные возможности полной и неполной семьи / Е. В. Ахвердова // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2009. — № 4 (23): в 2-х ч. Ч. I. — C. 24–27.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, подросток, переживание одиночества, тип одиночества, SPSS, методика диагностики уровня, подростковый возраст, субъективное ощущение одиночества, тип семьи, феномен одиночества.


Задать вопрос