Подростковый возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является феномен одиночества. Феномен одиночества отличается сложностью и неоднозначностью в плане научного определения и осмысления [1].
Анализ современных исследований показывает, что число подростков, переживающих состояние одиночества, растет с каждый годом, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются [2]. Вследствие переживания одиночества появляются трудности в оценивании и осознании себя самого, в общении и поведении, которые, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формировании личности [3].
На сегодняшний день остро встает вопрос о роли семьи в воспитании и развитии детей и подростков. По признанию многих специалистов, семья оказывает огромное влияние на развитие и становление личности ребенка [4]. К настоящему времени выполнен ряд исследований по изучению особенностей воспитания детей в полных и неполных семьях. Анализ имеющихся исследований доказывает, что существуют различия в особенностях взаимоотношений родителей с детьми-подростками в полных и неполных семьях. К тому же, имеется точка зрения, что тип семьи может являться одной из причин возникновения у детей различных эмоций, чувств, свойств, переживаний [5]. В подростковом возрасте характерно переживание состояния одиночества, но исследований, в которых бы рассматривалось переживание одиночество подростками в соответствии с типом семьи, на данный момент нет.
Особенности переживания одиночества подростками из полных и неполных семей недостаточно изучены, что и составило проблему нашего исследования. Мы предположили, что переживание одиночества подростками из полных и неполных семей будет отличаться особенностями, а именно: подростки из неполных семей имеют более повышенный уровень одиночества и наибольшую выраженность таких типов одиночества как «изоляция», «самоощущение», «ресурс уединения» и «общее переживание одиночества» в отличие от подростков из полных семей.
В контексте нашего исследования использовались следующие методики: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон), дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев). При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались непараметрические методы: U-критерий Манна–Уитни на основе пакета статистических программ «SPSS 13.0».
В диагностическом исследовании приняли участие учащиеся восьмых классов (n=47) Гимназии № 3 г. Белгорода. Из них 24 человека из полных семей и 23 из неполных семей. Средний возраст испытуемых составляет 14 лет.
С целью выявления особенностей переживания одиночества подростками из полных и неполных семей мы использовали методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюсон) и дифференциальный опросник переживания одиночества (Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев). Результаты проведенного исследования мы отразили в таблице 1.
Исходя из результатов статистического анализа типов переживания одиночества у подростков из полных и неполных семей, было обнаружено, что статистически значимые различия отсутствуют.
Но, тем не менее, на основе сравнения средних значений можно выделить некоторые типы одиночества, имеющие тенденцию наибольшей выраженности у подростков из неполных семей в сравнении с показателями у подростков из полных семей. К этим типам относятся: «изоляция» (Ме=7,57), «самоощущение» (Ме=8,09), «ресурс уединения» (Ме=18.57), «общее переживание одиночества» (Ме=24.43).
Таблица 1
Результаты статистического анализа показателей переживания одиночества уподростков из полных инеполных семей
Показатели переживания одиночества |
У подростков из полных семей (в ср.б.) |
У подростков из неполных семей (в ср.б.) |
Uэмп |
Типы одиночества по субшкалам |
|||
Изоляция |
7,17 |
7,57 |
269,5 |
Самоощущение |
7,69 |
8,09 |
274 |
Отчуждение |
8,56 |
8,78 |
265 |
Дисфория |
10,84 |
10,43 |
224 |
Проблемное одиночество |
14,16 |
14,35 |
266,5 |
Потребность в компании |
13,19 |
13,43 |
272 |
Радость уединения |
11,02 |
10,83 |
246,5 |
Ресурс уединения |
18,04 |
18,57 |
260,5 |
Типы одиночества по шкалам |
|||
Общее переживание одиночества |
23,41 |
24,43 |
253 |
Зависимость от общения |
38,14 |
38,22 |
252,5 |
Позитивное одиночество |
29,05 |
29,39 |
271 |
Уровень одиночества |
13,54 |
22,78 |
135,5*** |
Примечания: * — p ≤ 0,1; ** — p ≤ 0,05; *** — p ≤ 0,01.
Тип «изоляция», указывающий на отсутствие в жизни человека людей, с которыми возможен близкий контакт, наиболее выражен у подростков из неполных семей возможно в связи с отсутствием второго родителя, являющегося значимым для благополучного развития и формирования личности подростка. При этом подросток может чувствовать себя ненужным, нелюбимым, так как один родитель чаще всего просто не в состоянии заменить обоих родителей во всех отношениях (духовном, материальном, социальном отношении и т. д.).
Что касается «самоощущения» одиночества, то подростки из неполных семей во многих случаях, чувствуя дефицит общения с другими людьми, имеют малое количество близких контактов с людьми, и ощущают себя, в свою очередь, одинокими людьми.
Выраженность типа «ресурс уединения» детерминируется тем, что подростки из неполных семей имеют большую потребность в анализе и осмыслении собственной жизни и жизни других, что возможно только в ситуациях уединения (например: почему папа ушел из семьи или зачем меня мама без мужа родила; для чего я родился; чем я полезен этому миру; чем я отличаюсь от других и т. д.).
И наконец, тип «общее переживание одиночества», отражающий степень актуального ощущения одиночества и нехватку близкого общения с другими людьми, возможно, проявляется на основе того, что у подростков из неполных семей на лицо нехватка общения с близкими родственниками.
К тому же, в результате проведенного исследования нами были получены статистически значимые различия в уровне переживания одиночества (U=135,5 p<0,05). Полученные нами данные свидетельствуют о том, что тип семьи имеет огромное значение в переживании одиночества, а именно — в формировании его степени, остроты, глубины переживания. В связи с этим мы можем отметить, что наблюдается тенденция роста уровня переживания одиночества у подростков, воспитывающихся в неполных семьях и снижения глубины одиночества у подростков из полных семей. Выраженность повышенного уровня одиночества у подростков из неполных семей может объясняться дефицитом проявления внимания, времени, ласки и любви со стороны родителя, а также тем, что в неполных семьях в большинстве случае дети более чувствительны, тревожны, все, что происходит с ними, они пропускают через себя. Тем самым, такая особенность подросткового возраста как одиночество подростками из неполных семей будет переживаться труднее, носить негативный характер.
Таким образом, наша гипотеза о том, что подростки из неполных семей имеют более повышенный уровень одиночества и наибольшую выраженность таких типов одиночества как «изоляция», «самоощущение», «ресурс уединения» и «общее переживание одиночества» в отличие от подростков из полных семей, подтвердилась частично.
Литература:
- Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте // Образование и наука. — 2011. — № 1 (80). — С. 42–51.
- Тудупова, Т. Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте / Т. Ц. Тудупова, И. С. Худякова // Вестник Бурятского государственно университета. — 2009. — № 5. — С. 135–141.
- Герт, В. А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте / В. А. Герт // Специальное образование. — Екатеринбург, 2011. — № 1. — С. 26–33.
- Кудрявцева Т. В. Особенности воспитания в неполной семье / Т. В. Кудрявцева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — М., 2014. — № 3. — С. 36–42.
- Ахвердова, Е. В. Сущностные характеристики и воспитательные возможности полной и неполной семьи / Е. В. Ахвердова // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2009. — № 4 (23): в 2-х ч. Ч. I. — C. 24–27.