Речь — сложная функциональная система, составляющие которой меняются в зависимости от целей и мотивов деятельности, умения ставить коммуникативные задачи и выстраивать план общения, от ситуации. На предмет готовности к школьному обучению на первый план в интеллектуальном развитии дошкольника выступает в основном его речь. Как показывает практика, родители первоклассников нередко обращаются к специалистам с проблемами нарушения у ребенка письма и чтения — дисграфией и дислексией (частичное расстройство процессов чтения и письма). Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. И чаще всего это результат неправильной подготовки детей к школе.
Наиболее распространенный вид нарушений письменной речи у младших школьников — акустическая дисграфия, в основе которой нарушение распознавания фонем, обусловленное неточностью слуховой дифференциации звуков при правильном произношении. Дети с такими проблемами производят замену букв, обозначающих фонетически близкие звуки, смешивают буквы, обозначающие глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные, допускают оптические замены (неправильное изображение пространственного соотношения элементов букв, не дописывание этих элементов или добавление лишних, зеркальное написание букв; замена и смешение графически сходных букв). Нарушения письменной речи — комплексная проблема, требующая оказание необходимой помощи ребенку и участия всех специалистов.
Следующая часто встречающаяся проблема — это дислексия. Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению. Ребенок, страдающий дислексией, затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает содержания прочитанного. При этом он может не испытывать другие трудности с обучением. Дислексия может стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на речевое развитие ребенка, на психическое здоровье и формирование его личности. Задача педагогов — грамотное сопровождение и обучение на разных образовательных уровнях воспитанников.
Что же включает в себя основная речевая готовность детей к школе? Речевая готовность дошкольника подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. К семи годам ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове.
Помимо речевых проблем остро стоит вопрос коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Нарушение коммуникации — одна из значимых проблем будущего школьника. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Школьное обучение — это непрерывный процесс общения. Чтобы научить ребенка общаться, следует сформировать необходимые навыки:
– не перебивать говорящего,
– говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль,
– использовать в речи слова вежливого общения.
Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить, чтобы у него сформировалась связная речь, то есть умение связно выражать свои мысли, эмоции, представления, необходима определенная система.
Все педагоги знают о влиянии речевой среды на детей. Правильная организация речевой среды позволяет эффективно воздействовать на речь детей, направляет на формирование активного познавательного отношения к системе родного языка. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Одной из самых важных составляющих речевой среды является грамотная речь педагога. Неправильно оформленная речь, нелитературные выражения могут явиться причиной того, что ребенок не сможет в полном объеме воспринять языковую норму родного языка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи, и если взрослые, общающиеся с детьми, поощряют их активную речь. Общение является важнейшим условием развития нормальной речи.
Не менее важно стимулирование речевой активности детей. У ребенка должен быть стимул для разговора. Этим стимулом могут стать новые впечатления: экскурсии в театр, в музей, на природу, в зоопарк. Чем разнообразнее жизнь ребенка, тем больше поводов для разговоров. Постепенно у ребенка формируются представления об окружающем мире. Он ежедневно сталкивается с предметами и явлениями. Задает вопросы: «Что это? Как называется? Из чего сделано? Для чего это нужно?» Понятные и обстоятельные ответы взрослых способствуют обогащению словаря детей, помогают детям познать их свойства и качества.
Дошкольнику свойственна игра. Именно в игре ему надо помочь понять смысл каждого слова и запомнить его, научить употреблять слово к месту. Для закрепления нового слова можно показать картинку с изображением предмета или явления, прочитать рассказ или стихотворение о них, поупражняться в употреблении нового слова в различных ситуациях. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалисты предлагают целую систему упражнений на подбор антонимов и синонимов к заданному слову; отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, поговорках; продолжение предложения с антонимами; составление предложений с синонимами и другие игры со словом.
При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ошибки в произношении — основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, затрудняется их общение со сверстниками. Коррекция звукопроизношения — сложный, длительный процесс. Поэтому следует обратить внимание на речь в возрасте 4–5 лет, когда до школы есть еще время. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит. В итоге неизбежны ошибки и при письме.
Одной из причин дисграфии является так называемая фонематическая глухота. Многие первоклассники не слышат некоторые звуки, другие путают близкие по звучанию, третьи не могут вычленить один звук. Между тем уже в 4 года можно научить ребенка проводить звуковой анализ слова.
У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Начинать развивать связную речь лучше всего с пересказа. Через пересказ дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, овладевают родным языком. Затем следует обучать ребенка составлению описательного рассказа. Хорошим стимулом может стать игрушка. После освоения рассказа — описания можно перейти к составлению небольших сюжетных рассказов по серии картинок, по одной картине. Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития ребенка.
Таким образом, систематическая комплексная работа по развитию речи детей дошкольного возраста, позволит качественно подготовить воспитанников к обучению в школе.
Литература:
- Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. — М.: Просвещение, 2003г.