Школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы:
научить их учиться;
научить жить;
научить жить вместе;
научить работать и зарабатывать.
Из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие
Современному обществу требуются люди, способные творчески подходить к решению любой проблемы, способные, анализировать, сравнивать, исследовать. В XXI веке стало очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому культурному человеку, чтобы реализовать свой интеллектуальный потенциал и креативность, а не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой.
Исследовательское поведение — универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая другие виды деятельности.
В настоящее время А. И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации» [7, с. 35].
Исследовательская деятельность обучающихся в МБОУ СОШ № 2 города Ханты-Мансийска рассматривается как образовательная деятельность, направленная на развитие исследовательских способностей учащихся, формирование инновационного типа мышления, способствующая профессиональному самоопределению выпускников.
В ходе работы мною было разработано содержание компонентов структурно-содержательной модели организации исследовательской деятельности обучающихся (табл. 1).
Таблица 1
Cтруктурно-содержательная модель организации исследовательской деятельности обучающихся
Диагностический компонент
1. Диагностика направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой. 2. Диагностический метод определения уровня поисковой (познавательной) активности М. И. Лисиной. 3. Диагностический метод определения уровня сформированности исследовательских умений Ивановой Р. Г. и Йодко А. Г.
|
Целевой компонент: повышение качества химического образования в школе посредством исследовательской деятельности обучающихся |
Содержательный компонент
Критерии исследовательских компетенций обучающихся: — формулирование проблемы, — определение стратегии исследования, — планирование исследовательской деятельности, — прогнозирование её результатов, — оценивание результатов исследовательской деятельности, — работа с информацией, — оформление материалов исследования, — презентация результатов исследования. |
|||||
Методологические основы функционирования модели |
|||||||
Теории познания, формирования и развития личности; системно-деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы обучения; принципы сознательности и активности личности. |
|||||||
Деятельностный компонент |
|||||||
Постоянное совершенствование педагогического мастерства |
Учёт индивидуальных особенностей обучающихся |
Осуществление субъект-субъектного взаимодействия учителя и ученика в исследуемом процессе |
Применение рабочей программы педагога |
||||
Формы иметоды организации исследовательской деятельности |
|||||||
1. Проведение индивидуальных и групповых ученических исследований. |
|||||||
2. Применение эффективных форм развития исследовательских компетенций обучающихся 8–11 классов. |
|||||||
Учебная деятельность: использование метода проектов, исследовательского метода и поискового метода. |
Внеучебная деятельность: организация в рамках научно-практических конференций, дискуссий, при защите результатов исследований; участие учащихся в очных и заочных конкурсах исследовательских работ, разработка и реализация элективных курсов. |
||||||
Этапы реализации модели |
|||||||
Констатирующий |
Проектировочный |
Реализационный |
Контролирующий |
||||
Оценочный компонент: уровни исследовательских компетенций обучающих |
|||||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|||||
Прогнозируемый результат: положительная динамика уровня исследовательских компетенций обучающихся |
|||||||
Целевой компонент предполагает постановку конкретных целей исследовательского содержания и обеспечения их принятия обучающимися.
Условием достижения поставленных цели и задач явилась деятельностная направленность учебно-воспитательного процесса, предполагающая повышение активности и мотивации обучающихся на уроке и вне его, создание возможностей для самостоятельной, продуктивной творческой исследовательской деятельностивсоответствии с индивидуальными интересами и склонностями.
Исходными положениями, обеспечивающими педагогическое понимание целенаправленной исследовательской подготовки обучающихся, выступают принципы целостности, открытости, коммуникативности, научности, универсальности, добровольности, управляемости и результативности.
Диагностический компонент модели включает инструментарий для определения индивидуальных особенностей обучающихся.
Содержательный компонент включает систему исследовательских знаний, умений и навыков, опыт осуществления исследовательских способов деятельности. В отборе содержания исследовательской деятельности при обучении химии большую роль играет принцип научности.
Деятельностный компонент формирования практического опыта исследовательской деятельности при обучении химии включает в себя методы, средства обучения, формы организации учебного процесса.
Оценочный компонентвключает в себя определениеуровня исследовательских компетенций обучающих.
Содержание образования
Реализуется два элемента содержания образования:
– опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов;
– опыт осуществления известных способов деятельности.
Содержание образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности обучающегося. Это итог всей работы.
Содержание обучения
Формы учебно-воспитательной работы
При формировании навыков исследовательской деятельности использую как новые формы уроков и внеурочной деятельности(урок-эксперимент, урок-практикум, урок-творческий отчёт, урок-исследование, урок-поиск, урок-ролевая игра, урок-семинар, урок-конференция, урок-круглый стол, элективные курсы, встречи, экскурсии с постановкой индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчётной творческой работы, конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности), так и формы самостоятельной поисковой исследовательской работы обучающихся на уроках с дидактическими материалами:
– создание картотек, их обработка и получение теоретического продукта;
– построение определений химических понятий, систематизация с позиций системного подхода материалов по теории исследования;
– анализ проблем в рамках изучаемых тем;
– индивидуальные и групповые образовательные проекты теоретического и практико-ориентированного характера (анализ биографий выдающихся химиков);
– организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ обучающимися представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, которые затем формулируются в виде выводов;
– доклады учащихся по поставленным в качестве домашних заданиям, отражающим различные точки зрения на проблему с режессурой научной дискуссии, с формулировкой выводов.
Ежегодно обучающиеся 8–11 классов становятся участниками различных научно-практических конференций, представляя исследовательские работы по следующим направлениям:
– исследование природных и антропогенных экосистем;
– естественные и пограничные науки в рефератах;
– стендовые доклады.
Значимость исследовательской деятельности проявляется в способности обучающихся реализовать более успешно свои знания и умения, генерировать идеи, что позволяет им самоопределиться в жизни, влиться в вузовскую образовательную систему и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне.
Литература:
- Данилова А. Г. Как организовать и провести урок — исследование //Химия в школе. — 1999. — № 7. — с. 21–26.
- Мухина В. С. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 24–43.
- Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: Питер, 2004. — 272 с