Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений в тренировочном процессе по футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Зайниддинов, Т. Б. Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений в тренировочном процессе по футболу / Т. Б. Зайниддинов, Н. И. Сангиров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 616-618. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38402/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: физиологии, сила, серия, упражнение, максимально-произвольная сила, двигательное действие, физическое воспитание, здоровье, физкультура, урок, физическая культура и спорт, метод

Силовое упражнение представляет из себя повторное выполнение однообразных двигательных действий с относительно низким темпом (1 цикл за 1–5 с) и значительным внешним сопротивлением (более 30 % от максимального усилия). Заметим, что понятие упражнение часто используется как синоним целостного двигательного действия, например, подъем штанги из исходной позы и возвращение к ней. В этом случае последовательность однотипных упражнений называют серией. В этом пособии применим следующую терминологию:

1) двигательное действие (ДД) — целенаправленное управление звеньями тела, с помощью мышц, из исходной позы в конечную и обратно в исходную позу.

2) упражнение или серия — последовательное выполнение нескольких однотипных двигательных действий.

3) серия однотипных упражнений или суперсерия — последовательность однотипных упражнений или серий с короткими (20–60с) интервалами отдыха.

4) сет — последовательное выполнение разнообразных упражнений (серий, суперсерий) с короткими (1–3 мин) интервалами отдыха.

5) суперсет — последовательное выполнение разнообразных упражнений без интервала отдыха, в которых принимают участие одни и те же мышцы, но в зависимости от вида упражнения степень их напряжения меняется.

Эмпирические исследования показали, что с ростом внешнего сопротивления уменьшается максимально возможное количество подъемов снаряда или, как это еще называют, повторный максимум (ПМ). Внешнее сопротивление, которое в двигательном действии можно преодолеть максимум один раз, принимают как показатель максимальной произвольной силы (МПС) данной мышечной группы в данном двигательном действии. Если МПС принять за 100 %, то можно построить зависимость между относительной величиной сопротивления и повторным максимумом.

При выполнении упражнения с интенсивностью 100 % МПС атлет тратит в мышцах наличные запасы АТФ на столько, что для повторного двигательного действия выполнить не может. Если интенсивность снизить до 80 %, то спортсмен может поднять груз 8–12 раз. В этом случае при первом двигательном действии активны все мышечные волокна, однако часть из них 20–30 % функционировали не в полную силу. Поэтому они тратят лишь малую долю энергии своих молекул АТФ. В паузе между подъемами активность мышц снижается. Согласно правилу рекрутирования мышечных волокон, большинство волокон снижают свою активность, в них происходит частичный ресинтез истраченных запасов АТФ за счет КрФ. При повторном подъеме часть мышечных волокон, которые активировались со 100 % интенсивностью, теряют порядка 10 % мощности, поэтому недостающую силу атлет находит в увеличении активности высокопороговых ДЕ. Раз от раза активность все более высокопороговых ДЕ растет и в момент максимальной активизации всех ДЕ наступает ощущение невозможности подъема груза в очередной раз. В рассматриваемом случае на 8–12 подъемов тратится 25–40 с, поэтому в мышечных волокнах успевает тратится до 50–80 % КрФ. Ресинтез КрФ по ходу упражнения и в первые 90 с отдыха идет в ГМВ в основном за счет анаэробного гликолиза, т. е. с образованием лактата (Ла) и ионов водорода (Н). Исчерпание запаса АТФ и увеличение концентрации ионов водорода, являются главными причинами отказа или невозможности продолжения упражнения. Однако при использовании партнера, который будет слегка помогать поднимать штангу, атлет сможет поднять груз еще 1–2 раза. Это приведет к очень сильному психическому стрессу, настуживания, длительной задержке дыхания, значительному снижению в мышцах запасов КрФ, а значит к появлению большого количества свободного Кр, Н, Ла.

Выполнение силового упражнения с интенсивностью 40–60 % МПС требует выполнения 30–50 повторений заданного двигательного действия. Физиологические механизмы примерно такие же, как в уже описанном случае. Однако большая продолжительность приводит к развертыванию аэробного гликолиза в окислительных мышечных волокнах (ОМВ) и анаэробного гликолиза в гликолитических мышечных волокнах (ГМВ). Значительное накопление в мышце ионов водорода стимулирует выход из лизосом в саркоплазматическое пространство ферментов, разрушающих белки. Поэтому начинаются значительные разрушения внутренних структур, таких как миофибриллы, митохондрии, а также гормонов. Одновременно с этим начинают значительно интенсифицироваться дыхательные процессы и кровообращение. В экспериментах было неоднократно показано, что применение отягощений 40–60 % МПС не дает какого-либо существенного эффекта в росте силы.

При выполнении упражнений с интенсивностью 70–100 % МПС ведущими являются ЦНС и опорно-двигательный аппарат (ОДА). Однако имеются ряд особенностей в работе дыхательной и сердечнососудистой систем.

Выполнение упражнений до отказа требует особой организации дыхания. Исследования показали, что наибольшую силу атлет показывает при задержке дыхания и натуживании, меньшую силу он может продемонстрировать при выдохе, но очень трудно поднимать тяжести в момент вдоха. Поэтому в одном двигательном действии мы встречаем следующую последовательность: короткий вдох в момент удержания веса или его опускании (уступающий режим функционирования мышц), задержка дыхания в момент сокращения и преодоления самого трудного участка траектории, выдох при снижении нагрузки на мышцы.

Натуживание приводит к росту внутригрудного давления, сердце уменьшается в размерах до 50 %. Это вызвано как изгнанием крови из полостей сердца, так и недостаточным ее притоком. В этот момент ЧСС растет из состояния покоя с 70 до 100 ударов — это без выполнения силового упражнения, а систолическое давление повышается до 175–200 мм рт.ст.

Такое же высокое давление наблюдается сразу же после выполнения силового упражнения и относительно нормализуется через 1–3 мин. отдыха. Регулярные занятия силовыми упражнениями вырабатывают рефлексы, способствующие повышению артериального давления уже в состоянии покоя перед тренировкой, особенно перед соревнованиями и составляют в среднем САД= 156, а ДАД = 87 мм рт. ст., причем у тяжеловесов давление может составлять САД=170–180 мм рт.ст.

Контрольно-нормативные упражнения.

Использовались некоторые контрольно-нормативные упражнения, для уточнения общей и специальной степени физической подготовки юных футболистов.

Таблица 1

Название упражнения

Для развития физических качеств итехники игр футбола

Единицы меры

Методы измерения

1

Бег на 30 метров

Быстрота

Секунд

Электронные секундомеры

2

Бег на 60 метров

Быстрота

Секунд

Электронные секундомеры

3

Бег на 400 метров

Быстрота

Секунд

Электронные секундомеры

4

Бег с прыжком

Скоростно-силовая

Метр

Метровая рулетка

5

Челночный бег на 7х50 м

Быстрота, выносливость

Секунд

Электронные секундомеры

6

Бег на 2000 метров

Общая выносливость

Секунд

Электронные секундомеры

7

Приём и передача мяча

Техника управления мяча

Раз

Расчёт

8

Удар мяча по воротам

Повышение точности траектории мяча

Раз

Расчёт

9

Жанглирование мяча

Техника управления мячом

Раз

Расчёт

10

Передача мяча с воздуха на 20–40 м дистанции назначения места 4Х4 м.кв (по 6–10 попыток)

Техника управления мячом

Раз

Расчёт

11

Ведение мяча на 50 метров

Техника управления мячом

Секунд

Электронный секундомер

Каждое упражнение выполняется по две попытки, самый лучший результат засчитывается.

Кроме контрольно-нормативных упражнений в процессе тренировочных занятий использовались подвижные игры. Например:

‒ кто много забивает мяч в ворота.

‒ борьба за мяч.

‒ эстафета с мячом.

‒ удар мяча по квадрату.

‒ мяч другу.

‒ передача мяча в движении.

‒ ходьба с жанглированием мяча.

Литература:

  1. Кошбахтиев И. А. Основы оздоровительной физической культуры молодежи. Ташкент, 1994, 100 с.
  2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Уч. для инст.физ.культуры. М, «ФиС», 1991.
  3. Матвеев Л. П. Формы построения занятий в физическом воспитании. Метод, разраб. М, 1998, 74 с.
  4. Пономарев И.И с соавт. Физическое воспитание. М, Высшая школа, 1983.
  5. Нуримов Р. И. Футбол. учебник УзГосИФК 2005 г.
  6. Нуримов Р. И. Совершенствование тактических действий футболистов высокой квалификаций –Т. 2000 г.
  7. Шарипов Д. Д., Мусурмонов А., Таирова М. “Формирование здорового образа жизни”. Т. 2005 й.
Основные термины (генерируются автоматически): двигательное действие, упражнение, силовое упражнение, интервал отдыха, исходная поза, мяч, передача мяча, последовательное выполнение, раз, техник управления.


Ключевые слова

физическое воспитание, упражнение, здоровье, метод, урок, сила, физическая культура и спорт, физкультура, физиологии, серия, максимально-произвольная сила, двигательное действие

Похожие статьи

Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей в учебно-тренировочных группах

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Двигательная активность и здоровье

Психофизиологические особенности кикбоксеров и их влияние на успешность соревновательной деятельности

Начальная техническая подготовка юных футболистов

В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям

В статье рассмотрены особенности работы тренера по волейболу. Специфика проведения тренировок и психологическая подготовка к соревнованиям. Эффективность тренировочного процесса.

Похожие статьи

Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей в учебно-тренировочных группах

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Двигательная активность и здоровье

Психофизиологические особенности кикбоксеров и их влияние на успешность соревновательной деятельности

Начальная техническая подготовка юных футболистов

В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков волейбольной команды к соревнованиям

В статье рассмотрены особенности работы тренера по волейболу. Специфика проведения тренировок и психологическая подготовка к соревнованиям. Эффективность тренировочного процесса.

Задать вопрос