В данной статье изложена история и развитие узбекского национального костюма конца XIX и начало XX веков.
Ключевые слова: адрас, икат, дуппи, келагай, сюзане, шои, чапан
Традиционная одежда является одной из национальных черт населения независимого Узбекского государства. Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. Изучение национальной одежды узбеков, как и любой области народного быта, тесно связано с исследованием этнической истории народа и его культуры, взаимосвязей с другими народами. Одежда более всех других элементов материальной культуры связана с национальной спецификой и относится к числу устойчивых этнических признаков. Глубокая традиционность форм одежды, отражение в ней ряда особенностей и влияний, связанных с историческим процессом формирование этноса, делают ее ценным историческим источником при изучении этногенеза народа.
Обрядная одежда и определенные формы комплексов костюма, связанные с исполнением различных обрядов, дают ценный материал для изучения верований и идеологии населения. Формы одежды, создававшиеся в течении многих веков, и ее отдельные элементы, декоративное оформление, колорит свидетельствует о приспособлении народного костюма к природно-климатическим условиям края. Особенности одежды определялись возрастом, социальным положением людей, которые ее носили, мировоззрением, горестными или радостными событиями, хозяйственными циклами.
Эти нормы и требования влияли на используемые ткани, их оформление и рисунок, расцветку, величину и покрой предметов одежды. Научные исследования показали, что национальная одежда — даже в самом ее традиционном виде — не может рассматриваться как неизменная: в ней прослеживается определенная эволюция, а порой и смена форм.
Современная одежда узбеков неоднократна. Городская, а частично и сельская молодежь, особенно из среды интеллигенции, сегодня носит европейскую одежду, в которую, однако, зачастую привносятся те или иные элементы национальной одежды. Люди средних лет носят чаще всего тот вариант национальной одежды, который сложился и распространился к 40-м годам XX столетия. Пожилые, особенно женщины из отдаленных сельских районов, сохраняют традиционную одежду, они раньше носили все. Отличия ограничивались лишь расцветкой и качеством материала.
Одежда узбекского народа в дальнейшем будет обогащаться, вбирая в себя новые черты и сохраняя национальные традиции. Слабая изученность народной национальной одежды узбеков и повышенный интерес к этой теме со стороны художников, театроведов, деятелей кино, искусствоведов специалистов — этнографов, руководителей народных фольклорных ансамблей, настоятельно ставят вопрос о целесообразности издания специальной работы, посвященной национальной одежде узбеков.
В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. C изменением социально -экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая место местной промышленной продукции. Ныне в республике народным мастерам уделяется большое внимание. Возрождение традиций ремесленного производства стало закономерным процессом, обусловленным стремлением к сохранению национальной культуры.
За последние годы правительством Узбекистана приняты постановления, направленные на возрождение народных промыслов и ремесел. Ряд народных мастеров избраны академиками Академии Художеств Узбекистана. В коллекциях нашли свое воплощение сочетание традиционных форм, орнаментов и канонов национального костюма с современными тенденциями мира моды, уникальное наследие, дополненное мастерством и свежим видением молодых дизайнеров. Дизайнеры со свойственной молодежи смелостью и фантазией представили свою интерпретацию моделирования одежды. Особый интерес вызвали модели, стилизованные под национальный костюм, — коллекция сюртуков из адраса, плащи «под сюзане», струящиеся крепдешиновые платья, а также мужская коллекция.
При создании коллекций дизайнеры провели исследовательскую работу по изучению традиционных форм, орнаментов, исторических особенностей конструирования одежды в Узбекистане. В последние годы творческая молодежь Узбекистана активно проявляет себя в ходе крупных фестивалей и проектов. Уникальное сочетание традиционных мотивов и современных тенденций делает коллекции узбекских дизайнеров неповторимыми и привлекательными для международных экспертов и ценителей искусства. Особая поддержка оказывается мастерам и творческой молодежи. Показ молодежной одежды стал еще одним ярким событием в культурной жизни столицы, открывая новые возможности для молодежи, привлекая внимание общественности к их творчеству.
В женском костюме узбечек в начале ХХ века появляется вышитые шелком или золотой нитью тюбетейки «дуппи». Ранее тюбетейки были атрибутом только мужского костюма. Костюм молодой женщины — узбечки и сегодня нередко дополняется нарядной тюбетейкой. «Дуппи» служила оберегом, украшением, символом уважения и визитной карточкой человека, по которой можно было узнать, откуда он родом.
Бухарские женские наряды составлялись из роскошных шелковых тканей и золотых украшений. Город Бухара был сердцем золотошвейного искусства и производства иката.
Модельеры Узбекистана создают сказочные образы, вдохновленные истинно восточной поэтикой. Для их воплощения используется икат, ручная вышивка, расписные платки «келагаи», чалмаобразные конструкции из традиционных тканей, тюбетейки и конечно, старинные ювелирные украшения. Костюм представляет собой ансамбль из лаконичного платья до колен, плаща из вышитого узбекского шои, ярким штрихом являются пышный тюрбан и «турецкие» туфли.
Известные мастера искусства батик, в Узбекистане использовали технику росписи по ткани для создания одежды. Коллекция навеяна мудрыми притчами странствующих дервишей и шаманскими символами полукочевых этносов Центральной Азии. Многослойные костюмы собраны из туникообразного платья и распашного халата, из расписного полупрозрачного шелка. Творчество талантливых дизайнеров из Узбекистана проникнуто вдохновением иката. Будучи хорошим аналитиком, модельеры не стилизует старинную одежду, а скорее дает ей второе дыхание. Каждая ее коллекция конструктивна и уникальна. Ее эксперименты, успешный микс иката и элементов европейского кроя, многослойности народного костюма и «правок» в духе современной индустрии. Ее творчество проникнуто философией и утонченным восприятием колорита Востока.
Халат на Востоке — предмет знаковый. Чапан в подарок — символ почтения, обмен чапанами — залог мужской дружбы. О чапане есть суфийская притча: «В Бухаре жил великий философов Бахауддин Накшбанди. Однажды в печи его наставника гончара Саид Амир Кулола потухал огонь, Бахауддин снял свой ватный чапан и бросил в печь, пламя разгорелось, и мастер продолжил работу. Завершив её, наставник велел ученику достать чапан из печи и надеть его. Ученик подчинился, вошел в огонь и вышел из него невредимым с халатом в руках».
Известные дизайнеры одежды и мастера вышивки Узбекистана создали целую линию изделий, куда кроме декоративных панно, покрывал и прочего входят халаты — традиционные и модифицированные в европейском крое; платья, обувь, аксессуары: сумки, клатчи, чехлы для мобильных телефонов и т. д. Халаты декорированы ручной вышивкой крючком — тамбурным швом. При создании вышивки используются только натуральные полушелковые ткани, шелковые нити и красители. Основа орнамента — знаменитая школа бухарской вышивки и вышивки нуратинской школы.
Традицией стало проведение различных международных организаций ремесленных ярмарок, приуроченных к праздничным датам. Эти фестивали и ярмарки стимулируют рост ремесленного производства, способствуют взаимообмену опытом, определяют маркетинг рынка. В 1995г. в Ташкенте прошла первая большая ярмарка при поддержке ООН. Эту инициативу поддержали международные организации, заинтересованные в развитии туризма и экономики молодых государств. На протяжении ряда лет в Узбекистане действовал проект ООН «Культурно — познавательный туризм и развитие ремесел» и проект «Помощь ремесленникам», которые оказывали значительную поддержку народным мастерам.
Человек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла — курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно — сюзане, развешанные на стенах — важная часть устройства и украшения домашнего быта. Вышивки развешиваются таким образом, чтобы видны были достоинства каждой из них и вместе с тем, чтобы они гармонично сочетались друг с другом.
Во время праздников декоративные вышивки занимают особенное место в оформлении одежды. Вышивкам уделялось важное место и в свадебном обряде. В искусстве узбекской вышивки основную роль играет цвет. Большинство работ воздействуют на зрителей разработкой деталей на крупных, сплошь вышитых орнаментальных фигурах.
И эта разработка ведется цветом, что многократно обогащает орнаментальные формы, ритмично расчленяя поверхность изделия и превращая ее в красочную декоративную плоскость. В каждом отдельном произведении можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита. В расцветке вышивок на белом фоне преобладают красные тона, которые создают бодрую, радостную гамму. Красными тонами исполнены цветы и розетки. Лиственная часть орнамента вышита зелеными нитками. Стебли, ветки и окантовка листьев оливковыми и светло-песочными тонами. Такая расцветка, в общем, соответствует природной окраске растений и вместе с тем основана на звучном контрасте цветов красного и зеленого. Красочные сочетания в вышивках могут строиться на контрасте желтого и фиолетового, оранжевого и синего, красного и синего, зеленого и оранжевого, черного и белого. В то же время в вышитых изделиях можно рядом встретить оттенки одного цвета, например, сочетания светло-голубого и василькового, светло-желтого и золотистого, темно — и светло-малинового.
На некоторых вышивках воспроизводилось стилизованное женское серебряное украшение с подвесками — тумор. Как сам тумор — футляр с молитвой носился в качестве оберега, так и его изображение на вышивке обладало магической силой. Между кустами, ветками, цветами нередко можно увидеть ярких, пестрых птиц. Эти изображения представляют особый интерес, поскольку птицы едва ли не единственные живые существа, которые народ, вопреки запретам ислама, сохранил в своем искусстве.
Каждый турист и гость, прибывший в Узбекистан, возвращаясь, стремиться оставить память о знакомстве с новой страной и ее народом. Сувенир, выполненный руками народного мастера или ремесленника, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой страны. Известно, что основой многих частных собраний произведений искусства были коллекции приобретенных в поездках сувениров.
Путешествие по Узбекистану — «золотому отрезку» древнего Великого шелкового пути, оставляет незабываемые впечатления от величественных архитектурных памятников Самарканда, Шахрисабза, Бухары и Хивы, внесенных ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия». Мало кто из гостей Узбекистана удержится от приобретения замечательного национального сувенира или подарка в память о городе. Остается добавить, что все эти сувениры можно приобрести в художественных салонах или в сувенирных магазинах, расположенных в отелях и музеях, или просто в мастерской ремесленника. Сувенир из Узбекистана на долгие годы сохранит впечатления об исторических и культурных традициях, старинных обычаях узбекского народа.
Литература:
- Р. В. Альмеев «Из истории Бухарского государственного архитектурно — художественного музея-заповедника». Бухара. 1990.
- Н. Садыкова. «Национальная одежда узбеков (XIX-XX века)» Ташкент — 2003.