В статье рассматривается проблема развития любознательности детей в старшем дошкольном возрасте, обосновываются педагогические условия развития любознательности.
Ключевые слова: ФГОС, любознательность, познавательная активность, познавательный интерес, старший дошкольник
На современном этапе развития системы образования в условиях реализации ФГОС одной из важнейших задач выступает развитие у детей любознательности. Это связано с тем, что любознательность играет важную роль в процессе развития ребенка, в его познавательной деятельности. Любознательность является одним из признаков познавательной активности ребенка и отражает его стремление осуществлять поиск новой информации, осваивать ее в процессе познания окружающего мира.
Любознательность представляет собой интегральное свойство личности, которое включает в себя совокупность эмоциональных, интеллектуальных и волевых свойств. Основой любознательности является познавательная потребность или познавательный интерес.
В старшем дошкольном возрасте любознательность приобретает более выраженный характер. Это связано с тем, что у детей активно формируется мышление, они приобретают навыки исследовательской деятельности, расширяется их кругозор, формируются разнообразные интересы. В тоже время как указывают исследователи, без специально организованной работы развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста затруднено. Недостаточное развитие любознательности проявляется в пассивности в познавательной деятельности, несформированности интересов и способов познания. Интересы у детей могу носить неустойчивый характер, быстро угасать. В практике дошкольных образовательных учреждений развитию любознательности уделяется внимание, но происходит это часто бессистемно.
В старшем дошкольном возрасте проявления любознательности у многих детей являются достаточно выраженными. О них свидетельствуют следующие критерии познавательной деятельности ребенка: наличии интереса к окружающим объектам, продуктивность и речь. Дети, у которых любознательность хорошо развита, стремятся проникнуть в сущность явления. Поэтому в разных видах деятельности они проявляют интерес к пониманию устройства того или иного объекта, его сущностным характеристикам, его свойствам и природе.
Продуктивность любознательности проявляется в количестве задаваемых вопросов, их качестве, способности выдвигать предположения. На уровне речи развитие любознательности проявляется в том, насколько ребенок способен грамматически правильно выстраивать вопросы, выразительно, аргументировано выражать свою точку зрения.
Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте оказывает благоприятное влияние на формирование у детей умения формулировать свои мысли, задавать разные вопросы, обсуждать, вступать в диалог со взрослым и сверстникам, отстаивать собственное мнение.
Н. Б. Шумакова указывает, что по количеству вопросов у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать общее представление о степени выраженности у него любознательности, потому, что любознательный ребенок задает вопросы довольно часто и эти вопросы направлены на понимание сущности того или иного объекта или предмета, либо его взаимосвязи с другими объектами и явлениями окружающего мира [7].
Е. В. Жихарева считает, что в старшем дошкольном возрасте складываются благоприятные предпосылки для развития любознательности. Прежде всего, у детей в значительной мере обогащается представление об окружающем мире, которое служат источником для развития познавательных интересов детей [1].
По мнению Н. Ц. Купарадзе, при условии хорошо организованной развивающей предметно-пространственной среды, грамотного педагогического руководства разными видами деятельности ребенка создаются благоприятные условия для развития любознательности. Чем больше ребенок узнает о разных объектах, явлениях тем больше у него возникает разнообразных вопросов, на которые он ищет ответы. Это способствует развитию любознательности. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте усложняются виды деятельности, которыми занимается ребенок, и активно развиваются новые виды деятельности, в частности, исследовательская деятельность и экспериментирование [4].
Любознательность побуждает ребенка искать ответы на свои вопросы, выдвигать предположения и, используя разные способы познания, подтверждать либо опровергать выдвинутые гипотезы. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему? Зачем? Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Анализируя работы исследователей, занимающихся проблемой развития любознательности в дошкольном возрасте, мы отметили, что возникновение любознательности обеспечивается посредством создания определенных условий. К их числу Е. С. Калитина относит следующие:
- Наличие внешних условий, помогающих получать новые впечатления в разных областях знаний, осуществлять ту или иную деятельность. Эти условия относятся к развивающей предметно-пространственной среде.
- Накопление соответствующего опыта, в результате которого деятельность становится частично знакомой.
- Создание положительного отношения к данной деятельности или к данному предмету, на основе которого формируется желание ребенка заниматься этой деятельностью, и формируются психологические предпосылки развития интереса [2].
Раскрывая сущностные характеристики данных условий, авторы отмечают следующее. По мнению Е. Э. Кригер, формирование положительного отношения к той или иной деятельности может осуществляться двумя путями.
Первый путь — формирование положительного отношения к деятельности заключается в том, что в ней формируются положительные эмоции в процессе взаимодействия с объектом деятельности, в процессе самой деятельности и по отношению к людям, которые участвуют в этой деятельности, то есть ко взрослым и сверстникам.
Формированию этого отношения способствует проявление взрослым эмоциональной включенности в деятельность, эмпатии по отношению к ребенку, положительного отношения к результатам его деятельности [3].
В этом аспекте большое значение имеет также создание ситуаций успеха посредством посильной преодолимой трудности задания и общественная оценка.
В работе Е. Э. Кригер указывается, что создать эмоциональное отношение легче, если новая деятельность характеризуется наличием связи с уже знакомыми видами деятельности и прежними интересами [3].
Второй путь формирования положительного отношения к деятельности заключается в формировании понимания ее смысла, а также личной и общественной значимости. Это осуществляется посредством образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата.
В тоже время исследователи отмечают, что только формирование положительного отношения к деятельности не может выступать ключевым условием развития любознательности, поскольку, в этой деятельности еще нет существенного для развития познавательных интересов. Поэтому Н. Ц. Купарадзе отмечает, что возникновению любознательности способствует правильно организованная деятельность. Она должна соответствовать следующим требованиям:
– подготовка основы для проявления любознательности (стимуляция потребности в данном объекте или данной деятельности, усвоение определенных знаний и умений);
– создание отношения к предмету или деятельности, перевод смыслообразующих мотивов в более близкие;
– организация систематической поисковой деятельности, в которой реализуется истинная любознательность. Ее отличают проявления познавательного интереса и внутренней мотивации, познания и выполнения данной деятельности [4].
Еще одним требованием является построение деятельности таким образом, чтобы в процессе работы у ребенка возникали вопросы, и они побуждали его ставить новые задачи, которые не исчерпывались в данной конкретной деятельности, например, на занятии, и ребенок мог переносить свои интересы в другие виды деятельности.
В работе Е. В. Жихаревой отмечается, что развитие любознательности занимает продолжительное время, это процесс, который требует систематичности и целенаправленности [1].
Для того, чтобы развивать любознательность, некоторые авторы предлагают создавать следующие условия: способствовать возникновению недоумения и вопроса у ребенка в процессе деятельности, содействие постановке и принятию ребенком задачи для самостоятельного решения, организация поиска решения задачи через преодоление определенных трудностей, решение задачи и показ перспективы данной работы.
Организованная таким образом деятельность будет носить поисковый характер, и способствовать достижению ребенком радости познания, закреплению положительных результатов, вырабатывающих стойкий динамический стереотип любознательности, которая постепенно будет формироваться в личностное качество.
Использование поисковой, исследовательской деятельности, наличие проблемных ситуаций, являются очень важными в развитии любознательности, поскольку, ребенок должен сталкиваться с проблемой, у него должны возникать вопросы, противоречия, к разрешению которых он будет стремиться.
Эффективным методом развития любознательности является использование различных занимательных игр, упражнений, заданий, доступных детям по возрасту. Главной особенностью данных видов заданий является то, что они должны обладать определенным эффектом новизны и сюрпризности для того, чтобы стимулировать познавательную потребность или познавательный интерес ребенка. Кроме того, как отмечают многие исследователи, важное значение в развитии любознательности принадлежит взаимодействию со взрослым, умение взрослого предлагать ребенку разнообразную информацию, ставить перед ним проблемные вопросы, влияет на стимулирование его познавательных интересов.
Чем более глубокой становится исследовательская деятельность ребенка, тем более насыщенной и выраженной становится любознательность, тем шире становятся познавательные интересы ребенка.
По мнению К. М. Рамоновой, одним из ключевых условий развития любознательности также является развивающая предметно-пространственная среда. На данный момент в психолого-педагогической литературе обозначена важнейшая роль организации развивающей среды для развития личности ребенка [5].
Н. В. Сигида установила, что для оптимизации процесса развития любознательности дошкольников в процессе их познавательной деятельности важное значение имеет насыщение предметно-пространственной среды материалами, предметами, которые обеспечивают инициирование интереса к познанию мира, а также активизируют творческую и исследовательскую деятельность детей [6].
Еще одним важным условием развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста, которое целесообразно отметить, является повышение профессиональной компетентности педагогов.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что представления у педагогов о любознательности как личностном качестве, представление о ее природе, системном характере, структурных компонентах, являются сформированными недостаточно. Это препятствует организации целенаправленной систематической работы по развитию любознательности, в которой будут решаться задачи по формированию всех структурных компонентов любознательности, будут создаваться условия для развития любознательности в разных видах деятельности.
На современном этапе с учетом компетентностного подхода в образовании мы полагаем, что важное значение имеет повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития любознательности детей. Это будет способствовать тому, что педагоги в своей практической деятельности будут создавать условия для развития любознательности, что, в свою очередь, положительным образом скажется на общем развитии у детей дошкольного возраста, в формировании у них познавательной деятельности, развитии их познавательных интересов, мыслительной активности и т. д.
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста необходимо организовывать с учетом рядя условий: обогащение предметно-развивающей среды, организация систематической поисковой деятельности, формирование положительного отношения к деятельности, повышение компетентности педагогов в развитии любознательности детей.
Литература:
- Жихарева, Е. В. Психологические особенности любознательности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Жихарева, Е. В. Маликова // МНКО. 2013. № 6 (43). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lyuboznatelnosti-devochek-i-malchikov-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.04.2016).
- Калитина, Е. С. Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством включения в опытно-экспериментальную деятельность [Текст] / Е. С. Калитина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 36. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-lyuboznatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-vklyucheniya-v-opytno-eksperimentalnuyu-deyatelnost (дата обращения: 07.11.2016).
- Кригер, Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф.. дис. канд. пед. наук / Е. Э. Кригер. -Барнаул, 2010. -17 с.
- Купарадзе, Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Ц. Купарадзе. М., 2011. — 121 с.
- Рамонова, К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. СПб, 2007. — 187 с.
- Сигида, Н. В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований [Текст] / Н. В. Сигида, Н. Д. Середкина // Студенческая наука XXI века: материалы IX Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 апр. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 150–153.
- Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Н. Б. Шумакова / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 2011. — С. 10–35.