Ключевые слова: Крымская война, цесаревич, Александра II, отмена крепостного права
Василий Андреевич Жуковский, безусловно, вошёл в историю как выдающийся поэт, автор огромного количества стихотворений, баллад и переводов. Но еще одним важнейшим аспектом деятельности поэта стало воспитание юного наследника престола Александра Николаевича, будущего Александра II, известного как Освободитель. Кто же воспитывал такого либерального императора как Александр II? Образованнейший человек, личность невероятного ума и масштаба, он родился 29 января 1783 года в Тульской губернии. Незаконнорожденный сын помещика Афанасия Бунина, он был усыновлен нахлебником, проживающем в их доме, Андреем Жуковским. Стараниями отца, в возрасте шести лет Василий получает дворянский титул. С 1790 года Жуковский обучается в частном пансионе Х. Ф. Роде, но в 1792 году пансион закрывают, и Жуковского определяют в Главное народное училище, из которого Жуковский в скором времени был исключен «за неспособность». Некоторое время продолжает образование в Туле, в доме своей сводной сестры В. А. Юшковой. А в 1797 году 14-летний Жуковский поступает в Московский университетский благородный пансион. Именно это время считается ранним периодом творчества Жуковского. Здесь же Жуковский знакомится (и даже на втором курсе образовывает литературное общество) с Дмитрием Дашковым, Андреем и Александром Тургеневыми, Александром Воейковым, дружбу с которыми Жуковский пронесет через всю свою жизнь. После выпуска Василий Жуковский поступает на службу в московскую Главную соляную контору в должности городового секретаря, но служба его не привлекает — Жуковский увлечен литературным трудом, которому посвящает все свое время, что однажды даже привело к аресту за «неисполнение служебных обязанностей». После инцидента Жуковский увольняется и в течение пяти лет живет в поместье отца, Мишенском, где занимается литературой и откуда иногда выезжает в Москву, чтобы отдать переводы.
В 1808 году Жуковский перебирается на постоянное место жительства в Москву, где является редактором журнала «Вестник Европы», активно продвигая романтические произведения, уже пришедшие на смену сентиментализму. Хотя Жуковский известен именно как романтик, первый период творчества поэта скорее проходит под флагом сентиментализма как направления. Василий Андреевич был лично знаком с Карамзиным, историком и создателем «Истории государства российского», [1] очень его любил и находился под определенным влиянием его личности, что впоследствии отразилось также и на программе обучения цесаревича Александра. Во время Отечественной войны 1812 года Жуковский принимает участие в Бородинской битве (правда, в резерве), что в дальнейшем находит отражение в его творчестве. После войны поэт много работает, переживая личную драму — свадьбу любимой женщины со своим другом Александром Воейковым. В 1815 году становится одним из главных участников литературного общества «Арзамас». Интересным фактом является то, что прозвища всех участников общества заимствованы из баллад самого Жуковского, а Василий Андреевич носит прозвище «Светлана» — по названию его программной баллады. Тогда же происходит легендарная встреча Жуковского с Пушкиным, на которой Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя». В этом же году начинается придворная карьера Жуковского. Он назначен сначала чтецом императрицы Марии Федоровны, а затем (уже в 1817 году) и преподавателем русского языка принцессы Шарлотты (будущей императрицы Александры Федоровны). «Роман моей жизни окончен, — писал он Тургеневу, — теперь начинается история…» Однако столь лестное предложение поэт принял не сразу, а долго колебался, боясь потерять свободу и независимость положения, столь дорогие и необходимые ему для занятий литературой. Однако посоветовавшись с друзьями и ознакомившись с условиями работы, Жуковский принимает предложение. Со своей подопечной, принцессой Шарлоттой, Жуковский превосходно находит общий язык. Её любовь к поэзии, тонкий вкус, любознательность и развитое чувство прекрасного делали принцессу не только интересным собеседником, но и в какой-то степени способствовали активной творческой работе Василия Андреевича. Жуковский поставил себе задачей не только познакомить будущую императрицу с русским языком, но и стать как бы её проводником в богатую русскую культуру, помочь ей полюбить русскую литературу наравне с родной немецкой. По просьбе Шарлотты, Жуковский переводил стихотворения немецких поэтов — Шиллера, Гёте. Сам же преподаватель, найдя в своей «воспитаннице», родственную ему романтическую душу, был ею «очарован», как сам писал Карамзину. Жуковский, открытый, добрый, истинной верующий человек, [2] не утратил своего природного характера и в непосредственной близости императорской семьи, которая считала его «своим». «Жуковский не сделался придворным в дурном смысле этого слова, но сохранил свою высокую нравственность, прямодушие и благородство», — пишет друг и биограф Жуковского Зейдлиц. Современники отмечают, что приобретенными связями Жуковский никогда не пользовался ради собственной выгоды и всегда — ради помощи бедным (Жуковский раздавал до 18.000 в год ассигнациями), молодым талантам. Общеизвестен факт, что благодаря заступничеству Жуковского для части декабристов смертная казнь была заменена ссылкой в Сибирь. Он заступался за опальных поэтов, в частности — за Пушкина, которого очень любил. Именно такой Жуковский в 1825 году становится наставником цесаревича Александра Николаевича. Попытаемся же разобраться, какую роль столь незаурядный человек сыграл в воспитании Александра II. Горячие надежды на то, что русских императоров будут воспитывать русские, выразил несколькими годами ранее Карамзин, и назначение Жуковского было приятным сюрпризом для прогрессивного дворянства. «На руках моих теперь важное и трудное дело и ему одному посвящены все минуты и мысли. Стихов писать некогда» — пишет в одном из писем Жуковский. Или читаем в другом письме: «В голове одна мысль, в душе одно желание: не думавши, не гадавши, я сделался наставником Наследника престола. Какая забота и ответственность!.. Цель для целой остальной жизни. Чувствуя ея важность и всеми силами стремлюсь к ней. До сих пор я доволен успехом, но круг действий постоянно будет расширяться. Занятий — множество. Надобно учить и учиться, и время захвачено. Прощай навсегда поэзия с рифмами». Как только назначение Жуковского было решено, Василий Андреевич немедленно садится за составление так называемого «Плана обучения», который утверждал сам Император. Главные идеи этого плана, рассчитанного на 12 лет обучения, сводились к воспитанию «не царя, но человека», о чем Жуковский пророчески написал еще в стихотворении, посвященном рождению Александра.
Главной наукой Жуковский считал историю. [3] По его мнению, именно она должна была должным образом подготовить Александра к принятию руководства страной в соответствии с требованиями времени. Именно это условие — соответствие — Жуковский видел как наиболее важную вещь. Идти в ногу со временем, а не отставать или опережать его. Еще одним важным предметом Жуковский считал латинский язык как предшественник многих европейских языков и содержащий в себе мудрость предков. Кроме латинского, Александр в совершенстве знал французский, немецкий, английский и польский языки. Так как подбор других преподавателей лежал полностью на Жуковском, нет ничего удивительного в том, что специальные предметы преподавали Александру известные либералы и лучшие представители своего времени. Например, беседы о праве с Александром вел Сперанский. Также в разное время с цесаревичем занимались министр финансов Е. Ф. Канкрин, историк К. И. Арсентьев, известный военный теоретик генерал А. Жомини. Особым пунктом в системе Жуковского была военная подготовка. Он считал, что ей надо уделять как можно меньше внимания и оставлял на неё время летних каникул, примерно 6 недель. Жуковский всерьез опасался, что «он привыкнет видеть в народе только полк, в Отечестве — казарму». Однако Николаю Павловичу это не понравилось, и он насильно усилил военную подготовку сына, что, впрочем, желаемого действия не возымело. Александр полюбил «мишуру» парадов, смотров и разводов, но таким блестящим военным инженером, как отец, он не стал.
Жуковский учил Александра любить народ. «Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю», — говорил он. «Уважай закон: закон, неуважаемый царем, не будет храним и народом», — еще одно мудрое наставление для Александра.
Невероятно сильно видна огромная разница между образованием, данным Александру и его отцу. Например, Николая Павловича воспитывал генерал М. И. Ламздорф. Поставив на чашу весов Жуковского, русского, да еще и поэта, гуманиста, [4] очень легко понять разницу в мировоззрении отца и сына. Кроме того, в своё время Николай получил не очень хорошее образование. Отчасти из-за увлечения военным делом, отчасти из-за отсутствия наставника, способного объяснить необходимость просвещенности, как говорил Жуковский. Василий Андреевич в воспитании делал упор на любовь, а не беспрекословное подчинение. Александр вырос в атмосфере честности, благородства и в целом был воспитан гуманистически, и это не могло не отразиться на всей его дальнейшей жизни. И хотя отмечают, что в Александре гуманистическое начало, привитое Жуковским, боролось с милитаризмом отца, совершенно очевидно, что Александр не просто так получил прозвище «Освободитель» и был любим народом.
Особого внимания заслуживает следующая цитата, достаточно ёмко выражающая понимание Жуковским процесса воспитания императора: «Его Высочеству надо быть не ученым, а просвещенным. Просвещение должно познакомить его со всем тем, что в его время необходимо для общего блага и, в благе общем, для его собственного. Просвещение в истинном смысле есть всеобъемлющее знание, соединённое с нравственностью. Человек знающий, но не нравственный — будет вредить, ибо худо употребит известные ему способы действия. Человек нравственный, но невежда — будет вредить, ибо и с добрыми намерениями не будет знать способов действия». Не удивительно, что под влиянием идей и устремлений такого гуманного, человеколюбивого, верующего человека как Жуковский вырос такой император как Александр II. Веселый, ловкий, учившийся хорошо и с охотой, он, безусловно, радовал своего наставника. Александр начинал царствовать в очень трудное время. Реакционное правление его отца, Крымская война очень утомили народ и истощили страну. Дворянство ждало изрядных перемен со вступлением на трон Александра, они как бы считали его «своим». Во многом потому что воспитан он был Жуковским. В 1841 году цесаревич достиг совершеннолетия, и его образование под руководством Василия Андреевича Жуковского завершилось масштабной поездкой по стране и заграницей. За семь месяцев они посетили 30 губерний. В Сибири они встречались с декабристами. В Вятке им рассказывал о богатствах местного края ссыльный Герцен. По возвращении наследник просил о смягчении участи декабристов. Тогда же Герцен был переведен во Владимир. Впоследствии Александр отмечал, что «Записки охотника» И. С. Тургенева убедили его в необходимости отмены крепостного права. В итоге Александр провел ряд величайших либеральных и гуманистических реформ. Отмена крепостного права (1861), Финансовая реформа (1863), Реформа высшего образования (1863), Земская и Судебная реформы (1864), Военная реформа (1874) — вот неполный список того, что за время своего правления сделал Александр II России. Не все из этого было так уж идеально и работало беспрекословно, но мощнейшее движение вперед очевидно, и не менее очевидно, что без такого воспитателя как Василий Андреевич Жуковский, это всё бы не состоялось. На вопрос, какую же роль сыграл Жуковский в воспитании Александра можно одним словом: огромную. После ухода в отставку, Жуковский женился и поселился со своей молодой женой в Германии. На протяжении двенадцати лет, до самой смерти, Жуковский поддерживал переписку со своим воспитанником, которого беззаветно любил, несмотря на то, что считал, что его воспитательная миссия удалась не вполне. Отрадно, что Александр платил Жуковскому взаимной любовью и восхищением, потому что, его, Александра, воспитание, стало делом жизни Жуковского наравне с его поэтическим творчеством.
Литература:
- Громов Р. М., Морозова О. С. Политико-религиозные аспекты российской государственности. Рязань, 2012.
- Ливцов В. А., Зубанова С. Г., Дорская А. А., Меркулов П. А., Гавриленков А. Ф., Филонов В. И., Махно Л. Л. Религиозный вопрос в контексте ценностных доминант России: глазами российских православных исследователей. Москва, 2016.
- Громов Р. М. Исследовательская деятельность учащихся в образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — № 21.
- Громов Р. М. Нравственность в современной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 21.
- Миллер О. «Жуковский как наставник Александра II», сборник историко-литературных статей «Василий Андреевич Жуковский. Его жизнь и творчество» под редакцией В. Покровского, 1980.
- Афанасьев В. В. «Жуковский», из серии «Жизнь замечательных людей».
- Лазарев В. Я. «Уроки Василия Жуковского», «Правда», 1984.
- Плетнев П. А. «О жизни и сочинениях В. А. Жуковского», СПб., 1853.
- Интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/