Медиации как технология урегулирования конфликтов в школьном пространстве среди детей из семей «группы риска» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Романова, Т. В. Медиации как технология урегулирования конфликтов в школьном пространстве среди детей из семей «группы риска» / Т. В. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 583-586. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38469/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье анализируется проблема возникновения и урегулирования конфликтов среди детей из семей «группы риска». Приводятся данные эмпирического исследования среди школьников 11–17 лет, направленное на изучение периодичности вступления в конфликты, субъектов конфликтов, стратегий поведения в конфликте. Представлена характеристика современной технологии урегулирования конфликта — медиации, которая ориентирована на конструктивное разрешение конфликтной ситуации.

Ключевые слова: конфликт, семья «группы риска», медиация

В школьном пространстве часто происходят конфликты разного характера и сложности. Конфликты возникают между учениками, учителями, учениками и учителями, родителями и учителями и т. д. Зачастую модель поведения, выбранная для разрешения какого-либо конфликта, не оказывается действенной, а не разрешенные конфликты влекут за собой все новые и новые конфликтные ситуации и негативные последствия. Как показывают теоретические и эмпирические исследования, подростки и дети из семей «группы риска» чаще вступают в конфликты, становятся нарушителями или жертвами, не владеют конструктивными способами выхода из конфликтных ситуаций.

«Группа риска» — это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества [1, c.55]. Исследователи выделяют различные группы факторов, позволяющие отнести семьи к данной категории. Выделяют три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). К семьям «группы риска» относят: многодетные и неполные семьи; несовершеннолетних родителей; безработные семьи; семьи, ведущие аморальный образ жизни.

Следует отметить, что, не имея примера конструктивного способа решения конфликтных ситуаций, дети семей «группы риска» больше подвержены конфликтным формам взаимодействия. Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, социально приемлемых форм приобретения авторитета. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.

Значительная часть конфликтующих не в состоянии конструктивно разрешить конфликты, происходящие в школе и за ее пределами. Для большинства подростков «решением» их проблем являются словесные пререкания, драки, уход в себя и т. д.

Н. А. Мельникова определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия». При этом субъектом конфликтного взаимодействия может выступать отдельный человек, люди или группы людей [5]. Е. А. Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии Сущность конфликта заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия в целом [2, c.4]. А. Г. Здравомыслов считает, что «конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [3, c.200].

С целью изучения периодичности вступления школьников в конфликты, определения субъектов конфликтов, стратегий поведения, нами было проведено исследование, в котором приняло участие 156 детей из семей «группы риска» различных категорий. Возраст испытуемых составил 11–17 лет, среднее и старшее звено 5–11 класс. Среди респондентов 68 учеников из многодетных семей, 76 — из неполных семей, 25 — из семей, ведущих аморальный образ жизни, 17 — из малообеспеченных семей.

Обработав результаты, мы получили следующее: 43 % учеников часто вступают в конфликты, 57 % — редко. Из вступающих часто в конфликт — 66 % детей из семей, ведущих аморальный образ жизни, 23 % — из неполных, 11 % — из многодетных. Основными субъектами конфликтов являются родители — 45 %, сверстники — 40 %, учителя — 15 %. Для детей из семей, ведущих аморальный образ жизни и неполных семей, наиболее часто конфликты случаются с родителями (72 %).

Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас) у испытуемых выявил, что 36 % выбирают компромисс, как стратегию выхода из конфликтной ситуации: 41 % — из семей неполных, 22 % — ведущих аморальный образ жизни, 37 % — многодетных семей. Сотрудничество выбирают 33 %: из семей многодетных — 55 %, малообеспеченных — 33 %, семей, аморально ведущих образ жизни — 12 %. Стратегию приспособления к оппоненту в конфликтной ситуации определили 19 % респондентов: 45 % — из многодетных семей, 32 % — неполных, 27 % — ведущих аморальный образ жизни. 6 % предпочитают избегать, не решать проблему: 48 % — из многодетных семей, 52 % — семей, ведущих аморальный образ жизни. 6 % выбирают стратегию соревнования: 68 % — из семей, ведущих аморальный образ жизни, 18 % — малообеспеченных, 14 % — неполных.

Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э.Хайм) показала, что для группы испытуемых характерны такие копинг-стратегии, как: относительно продуктивная — 50 % респондентов (67 % — из многодетных семей, 26 % — малообеспеченных, 7 % — семей, ведущих аморальный образ жизни), непродуктивная — 35 % (74 % — из семей, ведущих аморальный образ жизни, 21 % — многодетных, 5 % — малообеспеченных), продуктивная — 15 % (69 % — из семей, ведущих аморальный образ жизни, 22 % — многодетных, 8 % — малообеспеченных). Как показало исследование, меньше всего уязвимы многодетные и малообеспеченные семьи, у большинства сформированы относительно продуктивные и продуктивные копинг-стратегии, они реже остальных вступают в конфликт.

Современные данные психологических исследований позволяют утверждать, что нормально адаптированные люди чаще прибегают к более продуктивным, адаптивным копинг-стратегиям и меньше используют непродуктивные. Личности же с дезадаптивным поведением склонны к мало продуктивным стратегиям, таким как уход от проблем и трудностей, отрицание и изоляция [5, c.27].

Таким образом, эмпирическое исследование показало, что дети из семей «группы риска» часто вступают в конфликты, как правило, с родителями и сверстниками, имеют относительно продуктивные копинг-стратегии разрешения ситуации.

Одной из современных технологий урегулирования и разрешения конфликтов с участием третьей стороны является медиация. Специалист, который владеет данной технологией и осуществляет эту процедуру, является медиатором. Деятельность медиатора направлена на нормализацию и оптимизацию отношений между конфликтующими сторонами путем организации переговоров [7, c.91].

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты в начале 1980-х гг.в США. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве во многих странах мира. Впервые метод медиации в нашей стране был апробирован в 2002 г. в одной из московских школ, что послужило началом деятельности школьных служб примирения в России. В 2010 г. фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребенка». По данным мониторинга, проведенного Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, на 2015 год в 22 регионах России действует 521 школьных и 61 территориальная служба примирения [6].

На базе школ активно создаются школьные службы примирения, которые используют данную технологию при разрешении конфликтов в школьной среде. Школьная служба примирения — это команда медиаторов, в состав которой входят учащиеся школы и их кураторы. Сами дети помогают своим сверстникам и ребятам младшего возраста в разрешении проблемных ситуаций. Педагог, курирующий школьную службу примирения, практически не вмешивается в саму процедуру, он осуществляет по большей части только наблюдательную функцию. Подростки сами разрешают конфликты. Деятельность с использованием медиации осуществляется в несколько этапов:

  1. Знакомство с конфликтующими сторонами (с каждым в отдельности), чтобы услышать обе версии происшедшего, разбор материала конфликта. Важно отметить, что медиатор сначала ведет беседу (интейк) с обидчиком, а потом уже с потерпевшей стороной.
  2. Многократные встречи с каждой из сторон до того момента пока обе стороны не будут готовы к предстоящим переговорам.
  3. Проведение переговоров, которые организуются и проводятся только с согласия обеих конфликтующих сторон. Во время переговоров участники приходят к соглашению, которое обязуются выполнять [4].

На базе МБОУ СОШ № 1 г. Гусь-Хрустальный практикуется школьная служба примирения — медиация. Технология достаточно новая, и по нашим наблюдениям эффективная. Структура работы службы медиации пересматривается и корректируется в процессе деятельности. Многие учителя и ученики заинтересовались данной службой и принимают активное участие в ее работе. Конечно, за недостатком времени часто конфликты приходится рассматривать не один раз, что приводит к усугублению конфликта или наоборот быстрому разрешению. Ученики не всегда охотно обращаются за помощью, чаще всего работает служба по запросу классного руководителя или администрации школы. Мы уверены, что со временем служба медиации будет востребована практически во всех школах.

Таким образом, восстановительная медиация позволяет школьникам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем. Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения. Поэтому медиация может служить эффективной технологией в разрешении конфликтов в школьном пространстве, и в работе с детьми из семей «группы риска», как категория в большей степени подверженная степени конфликтности.

Литература:

  1. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. — 544 с.
  2. Замедлина Е. А. Конфликтология. — М.: РИОР, 2005. — 281 с.
  3. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / Под общ. ред. Л. М. Карнозовой. — М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. — 256 с.
  4. Кривцова А. С., Хухлаева О. В. Служба школьной медиации // Электронная система Образование: «Справочник педагога-психолога. Школа». — 2014. — № 2.
  5. Мельникова Н. А. Шпаргалка по социальной психологии. — М.: Аллель-2000, 2005. — 142 с.
  6. Центр «Судебно-правовая реформа» // www.sprc.ru
  7. Хананашвили Н. Л., Максудов Р. Живая Конвенция и школьные службы примирения. Теория, исследования, методики. /Под общей редакцией Хананашвили Н. Л. — М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2011. — 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): аморальный образ жизни, конфликт, семья, школьная служба примирения, ведущий, конфликтная ситуация, разрешение конфликтов, ребенок, стратегия поведения, восстановительная медиация.


Ключевые слова

конфликт, медиация, семья «группы риска»

Похожие статьи

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования

В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Похожие статьи

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования

В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...

Солидарность и конфликт в информационном обществе

В статье рассматривается феномен конфликта и солидарности в контексте управления социальными процессами и в условиях современного технологического уклада. Также рассматриваются эволюционно сложившиеся особенности мышления объектов воздействия, исполь...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Формирование коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативного поведения старшеклассников в поликультурной образовательной среде; поднимается вопрос применение культурологического подхода в обучении иностранным языкам, ориентированных на обучение языку в «д...

Арт-терапия как средство коррекции нарушений коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена анализу трудностей коммуникативного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемные аспекты коммуникации в рассматриваемом возрасте. Дано определение и рассмотрена значимость арт-терапии. Определены концептуаль...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Задать вопрос