Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 596 раз

Библиографическое описание:

Зонова, С. А. Использование сервисов Web2.0 для разработки цифровых образовательных ресурсов игрового характера / С. А. Зонова, К. О. Сузи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 547-549. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38472/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются понятия «дидактическая игра», «игровые дидактических задания», представлена характеристика некоторых образовательных сервисов Web2.0. с точки зрения создания игровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: дидактическая игра, игровые дидактические материалы, цифровой образовательный ресурс (ЦОР) игрового характера, образовательные сервисы Web2.0., ClassTools, LearningApps, Фабрика кроссвордов

В педагогической науке существует направление — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения [3]. Использование игровых методик в процессе обучения помогает:

‒ формировать умение самостоятельно работать с различными источниками информации и умение усваивать и анализировать новый материал;

‒ активизировать познавательную деятельность учащихся;

‒ ускорять процесс усвоения учебного материала;

‒ усиливать мотивацию обучения.

На основании анализа определений понятия «дидактическая игра», данных авторами Н. Комардиной, О. Коноваловой, А. Запорожец и др., мы остановились на следующем обобщении: «дидактическая игра — это игровая деятельность, обусловленная определенными правилами и направленная как на усвоение отдельных знаний, умений и навыков, так и на творческое развитие ее участников».

Игра выполняет такие функции как:

  1. развлекательная;
  2. коммуникативная;
  3. развивающая;
  4. образовательная.

Можно выделить следующие отличительные признаки дидактических игр:

  1. наличие игровой ситуации;
  2. конкретные правила игры;
  3. жесткая система оценивания;
  4. обязательный порядок/регламент действий;
  5. наличие творческой составляющей;
  6. способствование общему развитию учащихся.

Коджаспирова Г. М. различает такие типы дидактических игр как [4]:

‒ организационно-деятельностные;

‒ ролевые;

‒ деловые;

познавательно-дидактические (игровые дидактические задания).

Остановимся более подробно на игровых дидактических заданиях.Под игровыми дидактическими заданиями (материалами) понимают задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Шуба М. Ю. выделяет три вида игровых дидактических заданий [6]:

  1. материалы, занимательные по форме;
  2. материалы, занимательные по содержанию;
  3. материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

Одной из форм представления дидактических материалов являются цифровые дидактические материалы или цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) игрового характера. Разработка таких материалов может осуществляться с помощью сервисов Web2.0., которые дают пользователям возможность использовать библиотеку готовых шаблонов и инструментов, самостоятельно создавать контент, управлять взаимосвязями между разработанными дидактическими материалами и обучаемыми.

Среди большого количества различного рода сервисов Web2.0.были выделены следующие бесплатные сервисы, позволяющие создавать игровые дидактические материалы:

‒ Class tools [1]

‒ LearningApps [2]

‒ Фабрика кроссвордов [5]

Представим их краткую характеристику по следующим параметрам:

  1. Необходимость регистрации
  2. Функциональные возможности и виды создаваемых игровых дидактических материалов
  3. Наличие русскоязычного интерфейса
  4. Наличие библиотеки ресурсов
  5. Возможность рассылки созданных материалов пользователям, не зарегистрированным в сервисе.

Сервис ClassTools

ClassTools.net — сервис, используемый для визуализации информации и дающий возможность разрабатывать интерактивные образовательные Flash-ресурсы.

  1. Необязательная регистрация. Ее отсутствие не ограничивает в доступе к функциональным возможностям сервиса.
  2. Функциональные возможности:

‒ наличие инструментов для создания дидактических игр, таких как: Новости, «Поле чудес», пазлы, головоломки и другие;

‒ наличие инструментов для создания различных диаграмм.

Сервис позволяет создавать игровые дидактические материалы, занимательные по форме и содержанию.

  1. Отсутствие русскоязычной версии интерфейса, сами материалы можно создавать на русском языке.
  2. Наличие библиотеки ресурсов.
  3. Нет возможности рассылки материалов незарегистрированным пользователям.

Сервис LearningApps

Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных дидактических материалов по различным школьным дисциплинам, в том числе и дидактических игр. Основан на работе с шаблонами (заготовками), интерфейс поддерживает несколько языков.

  1. Регистрация необходима для создания своих приложений. Для просмотра библиотеки примеров и решения заданий регистрация не обязательна.
  2. Функциональные возможности:

‒ создание игровых дидактических материалов (21 шаблон, в том числе различные викторины, головоломки, ребусы и др.);

‒ инструменты для организации интерактивной учебной деятельности (чат, голосование, доска объявлений, блокнот, календарь);

‒ создание виртуальных классов;

‒ наличие библиотеки примеров.

Виды создаваемых игровых дидактических материалов — материалы занимательные по форме и/или содержанию.

  1. Наличие русскоязычного интерфейса.
  2. Наличие библиотеки ресурсов, классифицированных по учебным дисциплинам.
  3. Возможность незарегистрированным пользователям выполнять упражнения, пользоваться различными инструментами.

Фабрика кроссвордов

Назначение — создание кроссвордов.

  1. Необязательная регистрация. Отсутствие регистрации ограничивает пользователя в просмотре статистики отгадывания кроссворда и размещении своего кроссворда для оценки путем голосования.
  2. Функциональные возможности:

‒ создание кроссвордов (автоматически и вручную) и их разгадывание;

‒ получение статистики разгадывания кроссворда;

‒ голосование за кроссворд.

Вид создаваемых игровых дидактических материалов: занимательные по форме.

  1. Русскоязычный интерфейс.
  2. Наличие библиотеки кроссвордов.
  3. Сервис предоставляет доступ и рассылку материалов пользователям, не зарегистрированным в нем.

На примере сервисов «Фабрика кроссвордов», «LearningApps», «ClassTools» были разработаны:

  • игровые дидактические материалы для изучения отдельных тем содержательной линии «Информация. Представление информации» школьного курса информатики, которые размещены в открытом доступе в библиотеках сервисов:

‒ кроссворд, созданный в сервисе «Фабрика кроссвордов» (http://puzzlecup.com/?guess=0DCBECC123FBF6AU);

‒ ресурсы «Наглядные способы представления информации», созданные в сервисе ClassTools (http://www.classtools.net/widgets/quiz_93/____OqugL.htm):

  • Стрельба по словам;
  • Флэш-карты;
  • Соответствующие пары;
  • Маниакальный Шахтер;
  • Стрельба из пушки;

‒ ресурсы, созданные в сервисе LearningApps:

  • «Найди пару»;
  • «Заполнить пропуски»;
  • «Кроссворд»;
  • «Виселица»;
  • методические рекомендации по использованию данных сервисов для создания игровых дидактических материалов.

Литература:

  1. Class tools [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.classtools.net/. Дата обращения: 17.01.17
  2. LearningApps.org — создание интерактивных мультимедийных упражнений. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://learningapps.org/login.php. Дата обращения: 17.01.2017.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст]: Собр. соч. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 381–395 с.
  4. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. [Текст] / Г. М. Коджаспирова — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 352 с.
  5. Фабрика кроссвордов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://puzzlecup.com/crossword-ru/. Дата обращения: 17.01.2017.
  6. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике: Книга для учителя. Учебное издание. [Текст] / М. Ю. Шуба. — М.: изд. «Просвещение», 1994.
Основные термины (генерируются автоматически): материал, сервис, наличие библиотеки ресурсов, русскоязычный интерфейс, фабрика кроссвордов, дидактическая игра, игровой характер, наличие инструментов, необязательная регистрация, создание кроссвордов.


Ключевые слова

дидактическая игра, игровые дидактические материалы, цифровой образовательный ресурс (ЦОР) игрового характера, образовательные сервисы Web2.0., ClassTools, LearningApps, Фабрика кроссвордов, образовательные сервисы Web2.0

Похожие статьи

К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)

Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты образовательной электронной платформы LMS Moodle

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные ...

Применение сетевого сервиса Shuifeng.net при разработке дидактических материалов по китайскому языку

Обоснована необходимость применения современных сетевых ресурсов при создании электронных дидактических материалов для обучения китайскому языку, на примере образовательного портала Shuifeng.net. Предложена инструкция, рассмотрены возможности по рабо...

Актуализация знаний математики посредством аппаратно-программных средств Arduino

В статье рассматривается вопрос об использовании Arduino, как способа актуализации знаний и применения разделов математики в практической деятельности с целью мотивации учащихся к дальнейшему формированию и развитию математических знаний.

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка

В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...

Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка

В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции

В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...

Похожие статьи

К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах (на примере теоретической дисциплины «Стилистика немецкого языка»)

Данная статья рассматривает возможности внедрения онлайн-платформ в учебный процесс, она посвящена рассмотрению задач виртуального инструментария и способов создания на их основе различных видов заданий по стилистике немецкого языка на онлайн-платфор...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты образовательной электронной платформы LMS Moodle

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие характеристики данной образовательной электронной платформы, также, сгруппированы по функциям и описаны электронные ресурсы Moodle, а именно учебные, коммуникативные ...

Применение сетевого сервиса Shuifeng.net при разработке дидактических материалов по китайскому языку

Обоснована необходимость применения современных сетевых ресурсов при создании электронных дидактических материалов для обучения китайскому языку, на примере образовательного портала Shuifeng.net. Предложена инструкция, рассмотрены возможности по рабо...

Актуализация знаний математики посредством аппаратно-программных средств Arduino

В статье рассматривается вопрос об использовании Arduino, как способа актуализации знаний и применения разделов математики в практической деятельности с целью мотивации учащихся к дальнейшему формированию и развитию математических знаний.

Интернет-ресурсы как вспомогательное звено при организации современного урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Федеральный образовательный стандарт второго поколения предъявляет новые требования по организации современного урока английского языка. Статья рассматривает, каким образом различные Интернет-ресурсы могут помочь педагогу в организации и проведении с...

Использование интернет-ресурса «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» в преподавании русского языка

В статье описываются разные виды электронных образовательных ресурсов сайта «Единая коллекция ЦОР». Показана актуальность, практическая значимость использования электронных образовательных ресурсов на разных этапах урока русского языка. ЭОР можно исп...

Использование мобильных приложений для реализации контроля на уроке немецкого языка

В данной статье рассмотрены актуальность и преимущества проведения контроля на уроке немецкого языка при помощи использования мобильных технологий. Были проанализированы наиболее популярные приложения для изучения иностранного языка, такие как Quizle...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими особенностями компьютера как средства обучения и с применением различных ИКТ-технологий на дистанционных уроках гуманитарного цикла, в частности, на уроках русского языка и литературы. Такж...

Языковой портфель как инструмент для развития языковой личности на уроках испанского языка

В данной статье языковой портфель рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, а также как средство их самоконтроля, самооценки и повышения мотивации. На примере обучающихся 5-х классов в рамках дисциплины «...

Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции

В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...

Задать вопрос