В работе приводятся статистические данные о состоянии преступности несовершеннолетних в России. Рассматривается необходимость принятия усилий, направленных на увеличение доли профилактических мер среди иных мер борьбы с социальными отклонениями в подростково-молодежной среде, а также необходимость в разработке Конвенции ООН о предупреждении девиантного поведения.
Ключевые слова: социальные отклонения, подростково-молодежная среда, несовершеннолетние, международно-правовое регулирование, профилактика, меры
По официальным данным портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации за январь-октябрь 2016 года всего по РФ выявлено 39749 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
С января по июль 2016 года всего по Российской Федерации выявлено 28770 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления.
В период с января по июль 2016 года всего по Российской Федерации предварительно расследовано 26912 преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии.
Тема борьбы с преступностью несовершеннолетних длительное время находится в центре внимания мирового сообщества. Гуманизация системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних и ориентация на профилактику преступлений вместо уголовной репрессии, по сути, стали доминирующими тенденциями формирования и развития возникших в послевоенное время национальных моделей такой борьбы. Тем не менее, практике, в том числе и отечественной, известны многочисленные примеры отклонений от этих тенденций и даже отказа (пусть и временного) от их государственной и общественной поддержки [3, c. 4].
В 1990 годах возникло совершенно другое отношение к детям. Несовершеннолетние являются самой незащищенной группой населения. Дети достойны самых лучших условий существования, заботы, защиты со стороны любого государства. Первая мировая война, гражданская война, голод, разруха повлекли за собой сиротство детей в больших масштабах, безнадзорность, а также массовою беспризорность, в то время, когда о каких-либо правах ребенка не могло быть и речи. В 1924 году Лига наций приняла Женевскую декларацию, которая призывала женщин и мужчин всего мира создавать для ребенка все необходимые условия для его нормального духовного и физического развития.
Как указано выше, в конце XX века в России сформировалась устойчивая тенденция увеличения количества безнадзорных и беспризорных детей, нуждающихся в помощи государства. В первой половине 90 гг. XX века сотрудниками органов внутренних дел ежегодно выявлялось, а также помещалось в центры временной изоляции для несовершеннолетних от пяти десяти пяти до пяти десяти девяти тысяч детей и подростков. Во второй половине 90 гг. XX века их число начинает превышать шестидесяти тысяч человек. В детские дома помещены более одной тысячи подкинутых и заблудившихся детей.
В Указе Президента РФ от 10.09.2012 № 1274 (ред. от 27.04.2015) «О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (вместе с «Положением о Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») предусмотрены меры, направленные на: создание дружеского к ребенку правосудия, базирующиеся на обеспечении приоритета восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; проведение научных исследований для выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения и оценки достигнутых результатов, изучения психологии девиантного поведения и разработки методов воздействия, не связанных с применением наказания; необходимости внедрения технологий восстановительного подхода, реализации примирительных программ и применения механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему; внедрение практики реабилитационной работы с жертвами преступлений, а также оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
Также, Национальной стратегией предусмотрено поэтапное внедрение мер, которые направлены на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы, включая создание системы пробации для детей, находящимися в конфликте в воспитательных колониях и следственных изоляторах, к категории лиц, в отношении которых проводится определенная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, а также правонарушений несовершеннолетних.
Непосредственно, после окончания второй мировой, Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд Организации Объединенных Наций.
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества и со стороны общества, и со стороны государства. Указанная декларация устанавливает право на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. Уже в 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах. В указанном пакте повторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества, государства. Существуют статьи в данном пакте, которые предназначены для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.
Рост преступности несовершеннолетних в ювенальной сфере многие исследователи связывают с развитием технического прогресса. Причем не только с урбанизацией и миграцией.
Это и ухудшение экологической обстановки, создание биоэкстремальных условий, развитие экстремистских тенденций, дегуманизирующее воздействие техники, интенсификация процессов информатизации и коммуникации, увеличение рисков от источников повышенной опасности, некачественных товаров, наркотиков [1, c. 77].
Криминологическими исследованиями доказано, что преступность несовершеннолетних выступает одновременно и как симптом, и как результат неблагополучия в экономической, нравственной и духовной сферах жизни общества [2, c. 9].
Существующие причины неудач в реализации целей профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде, а также актуальные проблемы и состояние его правового регулирования в весьма значительной степени предопределяют основные возможности совершенствования нормативного регулирования профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере.
В сфере международного правового регулирования профилактики социальных отклонений необходимо предпринять усилия, направленные на увеличение доли профилактических мер среди иных мер борьбы с социальными отклонениями, а также установление прогрессивного баланса некарательных и карательных мер борьбы с социальными отклонениями, отвечающего социальной потребности в ограничении функции самовоспроизводства социальных отклонений.
Считается целесообразным разработать Конвенцию ООН о предупреждении девиантного поведения, в которой, необходимо предусмотреть принятие государствами-участниками данной Конвенции обязательств по:
‒ формированию правовой основы, обеспечивающей приоритет профилактики перед иными мерами борьбы с социальными отклонениями, в том числе, посредством превышения соответствующей доли бюджетных расходов в общем объеме ассигнований на борьбу с социальными отклонениями;
‒ обособлению в структуре национального бюджета расходов на специальные меры профилактики социальных отклонений, и в том числе социальных отклонений в подростково-молодежной среде;
‒ нормативно-правовому закреплению функции предупреждения социальных отклонений в ювенальной сфере в качестве приоритетной как для всех национальных правоохранительных органов, так и для органов управления здравоохранением, образованием, физической культурой и спортом;
‒ создание специального международного фонда предупреждения социальных отклонений в ювенальной сфере для целей содействия созданию, развитию национальных правовых систем профилактики социальных отклонений;
‒ определению государственного органа, наделенного полномочиями по координации деятельности всех государственных органов и негосударственных организаций в сфере профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере.
Подобную Конвенцию целесообразно принять также на уровне Совета Европы, поскольку в этом случае могут быть определены не только более высокие стандарты в сфере профилактики девиантного поведения, но и более эффективный механизм взаимопомощи в вопросах устранения или ограничения комплексов причин и условий, способствующих глобализации девиантного поведения.
К одним из основных факторов преступности несовершеннолетних относится — высокий уровень наркотизации, алкоголизации, заболеваемости нервно-психическими и соматическими хроническими заболеваниями несовершеннолетних [4, c. 4].
Учитывая современное состояние международного сотрудничества государств-участников СНГ в области борьбы с социальными отклонениями, а также экономическое положение членов Содружества целесообразно на первом этапе разработать и принять Модельный закон о профилактике социальных отклонений в подростково-молодежной среде, в котором были бы реализованы согласованные подходы к определению целей, задач, принципов, понятий, направлений, средств профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде на государственном, региональном, локальном и индивидуальном уровнях.
Литература:
- Валуйсков, Н. В. Проблемы государственной политики борьбы с преступностью в ювенальной сфере: монография. — М.: Юрлитинформ, 2016. — 160 с.
- Валуйсков, Н. В. Преступность несовершеннолетних как фактор угрозы национальной безопасности России // Закон и право. 2010. № 11. С. 9–12.
- Валуйсков, Н. В. Концепция развития системы мер борьбы с преступностью несовершеннолетних в России. Научно-практическое пособие / Москва, 2010.
- Бастрыкин, А.И., Валуйсков, Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней // Научный вестник Омской академии МВД России научно-практический журнал № 3 (58) 2015. С.4.