В статье рассматриваются вопросы единого толкования понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».
Ключевые слова: органы государственной власти, государственный орган, государство, законодательство, нормативно-правовой акт, гражданское законодательство
В соответствии со ст. 125 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].
Начиная с советских времен законодательство, юридическая литература употребляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган». При этом до сих пор не существует их комплексное и легальное доктринальное толкование.
Существенная неопределенность имеется и в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), в котором ст. 46 предусматривает право обращения в суд органов государственной власти в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, ст. 47 — право участия в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу [2].
Ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) предусматривает право на обращение в суд именно государственных органов [3].
Конституция Российской Федерации как акт высшей юридической силы также использует и термин «органы государственной власти», и термин «государственные органы».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации [4].
К государственным органам относятся органы государственной власти, то есть органы трех ветвей власти, а также — в нарушение принципа разделения властей — иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в Российской Федерации.
Тем самым, понятие «государственный орган» шире, чем понятие «орган государственной власти».
Если рассматривать юридическую литературу, то можно прийти к выводу о том, что принципиальных различий в определении понятия «орган государственной власти» и «государственный орган» нет.
Признаки, характеризующие государственный орган:
‒ наличие государственно-властных полномочий;
‒ наличие правомочий, возможность выступать в пределах своей компетенции от имени государства;
‒ функционирование в условиях сочетания строгой нормативной деятельности в формально-процедурном отношении с широкой возможностью принятия волевых решений;
‒ занятие работой по подготовке, принятию и проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства.
Признаками органа государственной власти ученые определяют то, что каждый орган:
‒ создается в соответствии с установленным порядком;
‒ обладает властными полномочиями, образующими его компетенцию;
‒ осуществляет деятельность в формах и методами, которые установлены правовыми актами.
Рассмотрение таких органов, как прокуратура Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк России и других в качестве органов государственной власти с особым статусом, не входящих ни в одну из ветвей власти, не укладывается в концепцию разделения властей и, соответственно, противоречит Конституции РФ.
В связи с этим, предлагается либо отнести их к одной из ветвей власти, либо определить их иную организационно-правовую форму.
Неточность терминов нарушает цели создания, принципы деятельности названных органов. Научно обоснованные критерии отнесения к органам государственной власти и последовательность законодателя в этом вопросе исключат многие проблемы, возникающие при непосредственной реализации ими своих полномочий, в том числе при участии данных субъектов в гражданском обороте.
Многоаспектность понятия «орган государственной власти», «государственный орган» порождает различные его определения в юридической литературе.
Юридическая природа органов государственной власти, представляющих публичное образование в имущественных отношениях, отличается от статуса органов юридического лица.
Орган государственной власти является частью государственного механизма, в пределах своей компетенции от имени государства выполняющий его задачи и функции, что свидетельствует об административно-правовой природе данного субъекта.
Независимо от наличия или отсутствия статуса юридического лица орган государственной власти осуществляет в силу нормативных предписаний функции государства.
Орган государственной власти в гражданском обороте может осуществлять полномочия в рамках компетенции.
Участие государства в данном случае является непосредственным и отношений представительства не возникает.
Орган государственной власти может вступать в отношения с третьими лицами по реализации собственных полномочий, возложенных на него соответствующим нормативно-правовым актом.
Правовой статус государственного органа проявляется не только в его собственной компетенции, но и в его взаимоотношениях с другими органами, месте в системе иных государственных органов [5, c. 9–13].
В связи с рассмотренными проблемами, возникающими при участии органов государственной власти в гражданском обороте, представляется, что необходимо внести существенные изменения в действующее гражданское законодательство.
Необходимо, указать, что орган государственной власти выступает в отношениях, регулируемых нормами гражданского права, в целях реализации социальных функций государства.
Орган государственной власти может действовать на основании положения, утвержденного уполномоченным органом государственной власти, либо общего положения о соответствующих органах государственной власти в качестве учредительного документа.
А также, необходимо предусмотреть случаи участия органа государственной власти в гражданском обороте в целях обеспечения им собственной хозяйственной деятельности, исключая в рассмотренной ситуации, непосредственно ответственность государства.
Также требуется законодательное установление отсутствовавших в отечественном гражданском законодательстве положений о том, что правоспособность органа государственной власти возникает с момента принятия решения о его создании органом государственной власти, уполномоченным на принятие решений о его создании, реорганизации и упразднении, и прекращается с момента принятия решения о его упразднении указанным уполномоченным органом.
Рассмотренные положения помогут разобраться в дискуссионных вопросах гражданско-правового статуса органа государственной власти.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета, № 238–239, 08.12.1994.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 137, 27.07.2002.
- Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Российская газета», № 25, 13.02.2009.
- Кравцова, Е. А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 9–13.