В работе рассматриваются профилактические меры, предназначенные для предупреждения социальных отклонений в ювенальной сфере.
Ключевые слова: профилактические меры, предупреждение, социальные отклонения, подростково-молодежная среда, несовершеннолетние
Возрождение научного интереса к проблемам предупреждения преступности несовершеннолетних в последнее десятилетие связано не только с быстрыми изменениями в государственной политике воспитания подрастающего поколения, но и с необходимостью осмыслить действенность существующей модели борьбы с преступностью несовершеннолетних.
В последнее десятилетие создана правовая основа для качественных изменений в государственной политике борьбы с социальными отклонениями в подростково-молодежной среде.
Необходимость урегулирования в законе возможных коллизий между федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ о профилактике социальных отклонений обусловлена его двухуровневым характером.
К одним из основных факторов преступности несовершеннолетних относится — высокий уровень наркотизации, алкоголизации, заболеваемости нервно-психическими и соматическими хроническими заболеваниями несовершеннолетних [1, c. 4].
Анализ криминальной ситуации в России показывает, что уровни опасности и объема преступности несовершеннолетних, тенденции ее развития представляют реальную угрозу национальной безопасности страны [2, c. 9].
Значительная часть ювенальной преступности рассматривается окружающими как проявление возрастной незрелости, озорства (небольшие кражи в учебном заведении, магазине, хулиганские действия в среде подростков, отбирание денег у младших и т. п.).
Поэтому о многих из них не сообщается в правоохранительные органы и это увеличивает латентность. Она еще более увеличивается за счет традиций неформального, «соседского» улаживания конфликтов, особенно в сельской местности. Поэтому мы использовали дополнительные материалы, содержащие данные о преступлениях несовершеннолетних, не вошедших в регистрацию (учеты органов милиции, материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, документацию учебных заведений); а также провели выборочные опросы населения, использовали метод экспертных оценок.
Ювенальная преступность в значительной мере (больше чем преступность взрослых) «чувствительна» к состоянию борьбы с ней и уровню контроля со стороны семьи, воспитательных учреждений, служб социальной защиты и помощи, общественности за времяпрепровождением подростков.
Значимо, в частности, и внимание, которое уделяется борьбе с социальной дезадаптацией детей и младших подростков. Ведь каждый второй-третий несовершеннолетний преступник уже имел до вступления в возраст уголовной ответственности «опыт» совершения действий, объективная сторона которых содержала признаки, предусмотренные нормами УК. Ежегодно выявляется совершение подростками в возрасте до 14 лет до 60–80 тыс. таких действий.
Выявлена также устойчивая зависимость между уровнем ювенальной преступности и такими показателями, характеризующими регион, как:
‒ удельный вес и общая численность детей и подростков среди населения;
‒ высокая концентрация беженцев и вынужденных переселенцев;
‒ доля трудоспособных, но не работающих и не учащихся несовершеннолетних;
‒ судимых лиц, бытовых правонарушителей;
‒ лиц, состоящих на различных медицинских учетах [3].
Долевой вклад лиц, не достигших 18 лет, в ювенальную преступность весьма существен.
В настоящее время ими совершается более 21 % всех преступлений, доля несовершеннолетних среди осужденных составляет около 12 %, среди лиц, совершивших преступления, — приблизительно 13 % [4]. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием, почти по всем видам растет.
Лица молодого возраста составляют относительно более значительную долю как в преступности в целом, так и в отдельных видах преступлений по сравнению с несовершеннолетними. В расчете на один возрастной год доля участия в преступности 18–20-летних лиц почти в полтора раза превышает долю 21–25-летних и почти в два раза — долю 14–17-летних лиц.
В настоящее время возрастная группа несовершеннолетних сравнялась по распространенности преступности с группой, традиционно наиболее криминально активной, — с молодыми взрослыми.
Двухуровневая система комплексного профилактического законодательства, как уже ранее отмечалось, детерминируется, прежде всего, тем, что его нормы относятся к отраслям законодательства, принятие которого составляет совместную компетенцию РФ и ее субъектов.
При возникновении коллизий, связанных с интересами РФ и ее субъектов или разных субъектов РФ, должен действовать принцип приоритета нормы, создающей наибольшие гарантии для защиты интересов личности от преступных посягательств.
Непосредственно, в число понятий, которым необходимо дать нормативное определение в тексте соответствующих законов, по нашему мнению, следует включить:
‒ предупреждение социальных отклонений в подростково-молодежной среде;
‒ субъект предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;
‒ объект предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;
‒ меры предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, применяемые к физическим лицам;
‒ меры предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде, применяемые к юридическим лицам;
‒ профилактическая помощь;
‒ программа предупреждения социальных отклонений в подростково-молодежной среде;
‒ профилактическая паспортизация объектов;
‒ критерии профилактической защищенности объекта;
‒ учет лиц, нуждающихся в применении к ним индивидуальных мер профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде.
Вышеизложенный перечень может быть увеличен или сокращен в зависимости от количества отдельных норм дефиниций в тексте соответствующего закона.
Накопленный опыт проектирования законов о профилактике социальных отклонений в нашем государстве, а также зарубежный опыт применения подобного законодательства показывает, что целесообразно иметь раздельную правовую регламентацию профилактических мер, предназначенных для предупреждения социальных отклонений со стороны конкретных физических лиц и профилактических мер, направленных на предотвращение социальных отклонений в подростково-молодежной среде со стороны неопределенного или относительно определенного круга лиц.
Применение первой группы мер, как показывает опыт, часто связано с существенным ограничением прав лиц, к которым применяются соответствующие меры (постановка на профилактический учет, учреждение общего и специального надзора за поведением и т. п.).
В этой связи целесообразно ввести специальный, исключительно судебный порядок назначения таких мер, который исключил бы любой произвол и злоупотребления в этой сфере.
Судебный порядок назначения (применения) мер профилактики преступлений, ограничивающих права физических и юридических лиц, предполагает наличие строгих правовых оснований признания лица нуждающимся в применении к нему таких мер.
Непосредственно, применение мер профилактики преступлений общепредупредительного значения, по-видимому, не требует судебного порядка их назначения, за исключением случаев возникновения конфликта интересов.
Проект рассматриваемого закона, несомненно, как показал анализ, должен содержать положение, гарантирующее обособленное финансирование комплекса мер по профилактике социальных отклонений в ювенальной сфере посредством выделения соответствующих расходов в отдельную строку бюджета Российской Федерации или ее субъекта.
В проекте рассматриваемого закона должен быть предусмотрен механизм независимого контроля за реализацией мер профилактики социальных отклонений в подростково-молодежной среде, основанный на принципах общедоступности информации о планируемых и применяемых мерах профилактики, за исключением предусмотренных законодательством, а также недопустимости одновременного совпадения в одном лице субъекта и объекта контроля состояния профилактики социальных отклонений в ювенальной сфере.
Литература:
- Бастрыкин, А.И., Валуйсков, Н. В. Ювенальная преступность в России и перспективы совершенствования борьбы с ней // Научный вестник Омской академии МВД России научно-практический журнал № 3 (58) 2015. С.4.
- Валуйсков, Н. В. Преступность несовершеннолетних как фактор угрозы национальной безопасности России // Закон и право. 2010. № 11. С.9–12.
- Сибиряко, С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. — Волгоград, 1998.
- Потанин, Г. М. Социально-педагогические условия формирования направленности личности несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. // Автореферат. М., 1992.