}}}
Наличие крупных внутренних источников средств для финансовой системы напрямую влияет на её устойчивость и инертность при изменчивости внешней конъюнктуры, что позволяет реализовывать предприятиям и государству долгосрочные проекты без риска недофинансирования или неполного финансирования и является залогом стабильного устойчивого развития государства.
Развитие рынка ценных бумаг рассматривается с начала 1990-х годов в то время, когда в России начался переход к рыночной экономике. Рынок ценных бумаг контролируется органом государственного регулирования — Федеральной службой по финансовым рынкам [1, c. 77].
Финансовая система должна быть посредником между сбережениями и инвестициями. Финансовая система России достаточно сильно зависела от притока иностранных ресурсов, которые играли роль источника длинных денег. В пассивах российских банков в 2008 г. они составляли около 17 %, по состоянию на ноябрь 2014 года — 10 % [3], и их доля в общем объеме кредитных ресурсов достигала примерно 30 %. По состоянию на начало сентября 2014 нерезиденты держали 25 % номинального объема ОФЗ, около 30–35 % сделок с акциями на «Московской бирже» в 2014 г. совершались с участием нерезидентов. Политика регулятора по снижению темпов роста инфляции приводит к росту стоимости денег на внутреннем рынке и финансовые институты вынуждены искать финансирование за границей, что влечет за собой экономические и социальные риски. Поэтому наличие внутреннего источника средств, при этом источника долгосрочных средств — особенно актуально для России. Рынок ценных бумаг должен быть источником финансирования для реальной экономики. И именно это своё назначение он сейчас не выполняет. В силу отсутствия ресурсной базы в виде устойчивых и длинных по времени пассивов от частных и корпоративных инвесторов, которые во всем мире исполняют роль якорного внутреннего инвестора рынка ценных бумаг, располагающего долгосрочным инвестиционным горизонтом.
Национальный инвестор склонен к операциям с национальными инструментами, он формирует собственное поведение национального рынка во время изменений на зарубежных рынках или на глобальном рынке, делая его привлекательным не только для национальных эмитентов, но и для иностранных инвесторов.
Основным внутренним источником средств являются сбережения — совокупность свободных денежных средств, оставшихся после проведения фирмами и населением всех обязательных расходов и приобретения, необходимых для жизнедеятельности, товаров и услуг.
При этом сбережения граждан являются более разнородной структурой и в силу этого являются более стабильными — что особенно необходимо в текущих условиях. Сбережения граждан в России в основном сосредоточены в банковской системе в виде депозитов и вкладов.
Порядка 2/3 всех сбережений сосредоточены в банковской системе, при этом вложения в ценные бумаги так же представляют собой частичное размещение в банках в виде открытых брокерских счетов в банках, либо приобретением ценных бумаг, эмитированных банками. Таким образом, основным провайдером средств в России на рынок ценных бумаг является банковская система, при этом банки, инвестируя на рынке, отстаивают свои интересы и инвестиционные горизонты, которые могут не совпадать с предпочтениями и инвестиционными горизонтами граждан.
Небанковские институты по аккумулированию средств граждан практически не представлены в России.
Среди небанковских финансовых институтов в России представлены следующие.
Небанковские кредитные институты: — лизинговые компании; — кредитные кооперативы; — микрофинансовые организации; — ломбарды.
Небанковские инвестиционные институты: — пенсионные фонды; — инвестиционные фонды.
Страховые организации: — универсальные; — специализированные.
Среди вышеперечисленных небанковских финансовых институтов только две категории могут и участвуют в операциях на организованном рынке ценных бумаг — небанковские инвестиционные институты и страховые организации (в части размещения страховых резервов и собственного капитала).
Крупнейшими участниками из них являются Пенсионные фонды, пассивы которых несоизмеримы с пассивами коммерческих банков (в части средств граждан).
В России продолжается концентрация страхового рынка — за 2014 год число страховщиков сократилось с 432 до 416. Это происходит во многом благодаря переводу надзора и регулирования страховых компаний от Страхового надзора к Центральному Банку России, который выступая мегарегулятором финансовой системы способен сопоставлять информацию различных финансовых организаций более оперативно, нежели осуществлялся бы межведомственный обмен информацией. Что сказывается так же на оздоровлении страховой системы в стране.
Развитие страхового рынка на протяжении последних лет характеризуется его высокой зависимостью от банковского сектора в части динамики премий по договорам страхования, сопутствующим приобретению розничных кредитных продуктов. Замедление роста кредитования физических лиц оказало существенное влияние на такие виды страхования, как рисковое страхование жизни (прирост сборов уменьшился с 45,8 до 16,2 %), страхование от несчастных случаев и болезней (с 25,0 до 0,9 %) и страхование предпринимательских и финансовых рисков (с 12,0 до 1,2 %). Наиболее интенсивный рост премий, на 70,9 %, наблюдался в сегменте накопительного и инвестиционного страхования жизни. Активизировались продажи через банки классических страховых продуктов: в частности, по страхованию прочего имущества физических лиц доля премий, полученных при посредничестве кредитных организаций, выросла по сравнению с предыдущим годом с 23,4 до 28,0 %. В свою очередь, банки традиционно взаимодействуют со страховщиками в рамках управления рисками, в том числе по программам страхования имущества и личного страхования сотрудников. Основным источником средств для рынка ценных бумаг является банковская система, а банки в свою очередь являются коммерческими организациями, поэтому их поведение на рынке обусловлено желанием извлекать максимальную выгоду при минимальных рисках, что ставит их в разряд заинтересованных участников рынка, которые для своих целей используют имеющуюся ресурсную базу. И это является очевидной проблемой.
Недостаточная развитость небанковских финансовых институтов, в том числе ведет к ресурсным ограничениям и сложностям при трансформации сбережений в инвестиции путем рынка ценных бумаг. При прочих равных условиях банк будет нацелен на традиционное кредитование, нежели на инвестирование в ценные бумаги эмитентов, то есть в одном институте существуют внутренние противоречия при выборе финансовых инструментов, что негативно сказывается на процессе привлечения средств посредством рынка ценных бумаг. Развитие небанковских финансовых учреждений неразрывно связано с процессом перераспределения сбережений между ними и банковскими учреждениями. Однако в настоящее время соотношение риск/доходность не располагает к размещению средств в инструменты отличные от депозитов.
Ключевые вопросы, которые необходимо решить для этих целей можно выделить следующие:
продолжение совершенствования законодательной базы деятельности финансовых институтов и создание мегарегулятора на базе Центрального Банка России несомненный положительный момент для осуществления этого процесса;
дальнейшее стимулирование и создание равных условий с точки зрения налогообложения для различных инструментов финансового сектора, в том числе и для тех, которые предлагают небанковские институты;
устранения сложившихся региональных диспропорций в структуре финансового сектора.
Особое внимание следует уделить на финансовую устойчивость небанковских институтов, работающих в составе финансово-промышленных групп. Важно при этом исключить конфликт интересов внутри таких групп и повысить конкурентоспособность отдельных организаций, входящих в группу. Одним из стратегических направлений в развитии небанковских финансовых институтов должно стать расширение региональной составляющей финансовой системы. Государство может использовать такой незадействованный пока рычаг стимулирования, как изменение порядка налогообложения финансовых институтов и инвестирования их активов. В условиях действующей системы налогообложения прибыли уплата налога осуществляется финансовыми организациями по месту регистрации головного офиса, то есть преимущественно в Москве. Сложившийся порядок обусловлен механизмом определения прибыли с учетом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам), отсутствием у последних самостоятельного баланса.
В гражданских правоотношениях государство утверждает и проводит в жизнь правовые новеллы, выступает обячным субъектом прав и обязанностей [2, c. 16].
Банковская система и фондовый рынок в настоящий момент не располоагают достаточно длинной ресурсной базой для удовлетворения имеющегося спроса на длинные инвестиции [4,. 85].
Уровень развития фондового рывнка страны во многом обуславиливает ее место на международной финансовой арене, при этом, чем устойчивей внутренние ингорки на фондовом рынке, тем он инрересней для инсотранн ых инвесторов [5, c. 162].
Одной из ключевых возможностей фондового рынка является обеспечение перераспредленеия денежных средств через обращение финансовых активов [6, c. 138].
Аналогичный подход может быть использован и при определении правил инвестирования финансовых активов небанковских институтов, когда часть активов и резервов должна инвестироваться на территории региона. В качестве объектов инвестирования могли бы использоваться муниципальные облигации, акции и долговые обязательства местных компаний. Обязательным условием изменения порядка налогообложения и инвестирования должно стать участие региональных администраций в создании на территории региона инфраструктуры деятельности небанковских институтов. Данные подходы не могут реализовываться без существенной децентрализации денежных и финансовых потоков внутри государства. Существует двусторонняя связь между повышением ликвидности и снижением волатильности финансовых рынков, и активным развитием небанковских финансовых институтов и с другой стороны развитие небанковских институтов зависит от ликвидности и роста благосостояние участников рынка. Ликвидность рынка и уровень сбережений могут быть повышены за счет развития небанковских институтов, которые наравне с банками выступают для частных лиц провайдерами на рынок ценных бумаг.
Литература:
- Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Рынок ценных бумаг // Символ науки. 2015. Т. 1. № 3–1 (3). С. 77–79.
- Валуйсков, Н.В., Арутюнян, А. Д. Гражданско-правовой статус публично-правового образования-государства в современном гражданском обороте // Государственное и муниципальное право: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 171 с.
- Газета «Ведомости 12.02.2015 г. «Бизнес должен быть готов рисковать собственными деньгами» заместителя председателя Центробанка РФ Ксения Юдаева [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/02/12/zapustit-rost-ekonomiki-snizit-stoimost-deneg
- Анесянц, С.А., Папин, В. В. Возможные направления оптимизации индивидуальных инвестиционных счетов. Аспирант. 2015. № 6–1 (11). С. 85–86.
- Папин, В. В. Иностранный опыт стимулирования инвестиционной активности домохозяйств и его имплементация в отечественную финансовую среду. Новые технологии. 2015. № 2. С. 162–167.
- Папин, В. В. Индивидуальные инвестиционные счета как основа долгосрочных пассивов для фондового рынка. Аспирант. 2014. № 4. С. 138–140.