Статья рассматривает специфику логистической деятельности в сфере экспорта зерновых культур на примере Ирака и Азербайджана.
Ключевые слова: логистические подходы, рынок зерна, поставки зерновых, трансграничная логистика, логистика в агропромышленном комплексе
Внедрение логистических подходов в управление товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. За последние несколько лет российский рынок логистических услуг шагнул далеко вперед и продолжает стремительно развиваться в пространстве и времени [1,8–10]. В этой связи эффективное управление транспортировкой сельскохозяйственной продукции приобретает особую значимость и актуальность.
Аграрно-промышленный комплекс (АПК) — это совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, которые осуществляют перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям; обеспечивают сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями; обслуживают сельскохозяйственное производство [3].
На сегодняшний день менеджеры используют четыре основных направления управления логистическими процессами. Сюда включается стратегия минимальных общих затрат, максимального уровня обслуживания потребителей, стратегия максимальных конкурентных преимуществ и стратегия краткосрочной максимизации прибыли [1]. Все задачи предприятия должны быть взаимосвязаны между собой. Именно поэтому организациям целесообразно использовать всеобъемлющий, комплексный, гармонизированный и интегрированный подход на основе принципов логистики [5].
АПК, выступая как элемент общей системы «Национальная экономика», является в одновременно сложной и открытой организационно-аналитической системой, состоящей из различных подсистем. Зернопродуктовый комплекс — один из важнейших. Одной из подсистем зернопродуктового подкомплекса является рынок зерна, поскольку он является логическим продолжением в цепочке функционирования подкомплекса [6]. В 2016 году был поставлен рекорд по сбору зерновых за последние 38 лет: 118,3 млн. тонн (рисунок 1). [8] Из них:
- Пшеница — исторический рекорд — 72,2 млн. тонн.
- Ячмень -18,3 млн. тонн против 17,5 млн. тонн.
- Кукуруза — рекорд в 14,2 млн. тонн.
Рис. 1. Валовый сбор зерновых культур в 2016 году [8]
Основные страны — покупатели зерна отражены в таблице 1 и на рисунке 2. [8]
Таблица 1
Страны— покупатели российского зерна всезоне 2016–2017гг. [8]
Страна назначения |
июль-октябрь |
|
||
2015 |
2016 |
(+/-,%) |
||
1 |
Египет |
2 516 |
1 641 |
-34,8% |
2 |
Турция |
1 718 |
1 421 |
-17,3% |
3 |
Бангладеш |
553 |
1 153 |
108,3% |
4 |
Саудовская Аравия |
1 472 |
758 |
-48,5% |
5 |
Иран |
1 105 |
619 |
-44,0% |
6 |
Азербайджан |
536 |
592 |
10,5% |
7 |
Нигерия |
505 |
574 |
13,5% |
8 |
Марокко |
0 |
537 |
- |
9 |
Ливан |
293 |
527 |
79,7% |
10 |
Израиль |
281 |
393 |
39,8% |
11 |
Йемен |
338 |
379 |
12,2% |
12 |
Корея южная |
196 |
294 |
49,9% |
13 |
Юар |
645 |
287 |
-55,5% |
14 |
Ливия |
437 |
283 |
-35,4% |
15 |
Грузия |
257 |
228 |
-11,2% |
16 |
Оаэ |
256 |
226 |
-11,6% |
17 |
Судан |
131 |
203 |
54,9% |
18 |
Сенегал |
38 |
198 |
416,5% |
19 |
Мозамбик |
146 |
197 |
34,6% |
20 |
Алжир |
52 |
192 |
266,9% |
21 |
Оман |
238 |
174 |
-27,1% |
22 |
Кения |
190 |
167 |
-11,9% |
23 |
Танзания |
185 |
167 |
-9,6% |
24 |
Мексика |
115 |
163 |
42,4% |
25 |
Латвия |
74 |
124 |
68,1% |
26 |
Япония |
3 |
107 |
2991,8% |
ВСЕГО |
14 533 |
13 423 |
-8% |
|
Рис. 2. Рейтинг стран-импортеров российского зерна в июле-октябре 2016/2017 [8]
Одна из крупнейших компаний, осуществляющих перевозку насыпных грузов — Русагротранс. В номенклатуру перевозимых компанией грузов входят зерновые и схожие с ними грузы, масличные, сахар-сырец, шрот, минеральные удобрения, глинозем, цемент и прочие насыпные грузы. Филиальная сеть компании Русагротранс насчитывает 6 представительств на территории России, расположенных в ключевых регионах произрастания и потребления зерновых культур.
С 2012 года АО «Русагротранс» входит в Группу компаний «РТК», многопрофильный железнодорожный холдинг, являющийся лидером на рынке перевозок насыпных и лесных грузов, владеющий собственными вагоностроительными мощностями. Топ 10 стран — импортеров российского зерна представлен на рисунке 3. [8]
Рис. 3. Топ -10 стран-импортеров российского зерна в 2015–2016 гг. [8]
В преддверии начала эксплуатации международного транспортного коридора «Север-Юг», хотелось бы особое внимание уделить таким импортерам, как Азербайджан и Иран. Очевидно, что приведенные данные свидетельствуют о значимости Азербайджана и Ирана в объемах поставок российского зерна: эти страны входят в первую пятерку импортеров, и можно с достаточно большой уверенностью предполагать, что подобная ситуация сохранится в ближайшей перспективе. В течение последних 5 лет объемы поставок российского зерна в Азербайджан постоянно растут, в то время как транзит данной продукции из Казахстана сократился более чем в 10 раз (рисунок 4). [8]
Рис. 4. Направления перевозок в Азербайджан в 2011–2016 гг., тыс. тонн [8]
Переходя непосредственно к теме логистики, отметим, что основной объем поставок зерна из РФ в Азербайджан осуществляется по Северо-Кавказской железной дороге. Так, совокупные поставки зерна из России в Азербайджан по железной дороге в июле 2015 г. — октябре 2016 г. составили 1,04 млн. тонн, из которых 830 тыс. тонн (80 %) было поставлено со станций, расположенных в Ставропольском крае. При этом среднее расстояние перевозок со станций Ставропольского края до пограничного перехода на границе с Азербайджаном — станции «Самур экспедиционная» — составляет от 550 до 700 км. Транзитные железнодорожные перевозки зерна из Казахстана в Азербайджан осуществляются через Астраханскую область России, при этом суммарный объем перевозок в июле–феврале 2015–2016 гг. оценивается в 86 тыс. тонн.
При оценке перспектив экспорта зерна в Иран мнения специалистов Русагротранс практически полностью совпадают с прогнозами ведущих мировых аналитиков, которые полагают, что в ближайшие 10 сезонов доля Ирана в мировом импорте пшеницы, ячменя и кукурузы вырастет с 3,3 % в 2015–2016 г.г. до 3,9 % к сезону-2025–2026 гг. При этом импорт пшеницы в страну в указанный период останется стабильным (около 5 млн. тонн в год), рост будет наблюдаться в поставках ячменя — с 1,5 до 2,1 млн. тонн и кукурузы — с 5 до 7 млн. тонн. Потенциал России в экспорте пшеницы и ячменя в Иран, по оценке Русагротранса, к 2025 году может достигнуть около 3,2 млн. тонн, что составит порядка 36 % общего объема импорта в страну данных культур [8]. При этом следует отметить, что основные поставки российских зерновых в Иран традиционно осуществляются через порты Каспия, в т. ч. 46 % — через порты Астрахани, 36,5 % — через малые порты Азовского моря и Волго-Донского бассейна. Также небольшой объем приходится на глубоководные порты. До порта перевалки 28 % российского зерна, экспортируемого в Иран, доставляется железнодорожным транспортом, 72 % — автомобильным.
В текущем сезоне Россия поставила в Иран 1,6 млн. тонн пшеницы и ячменя, что составляет около 31 % общего объема импорта данных зерновых в страну. Из указанного объема через малые порты Азовско-Черноморского бассейна было отгружено 590 тыс. тонн или 37 % общего объема, из глубоководных портов Азовско-Черноморского бассейна — 276 тыс. тонн (17 %), из портов Каспия и Волжского бассейна — 749 тыс. тонн (46 %), через железнодорожный переход ст. Самур в Азербайджане — 4 тыс. тонн (менее 1 %). Ключевым регионом по накоплению зерна, предназначенного для экспорта в Иран через порты Каспия (Астрахань, Оля, Махачкала и др.), являются Волжский (76 %), Северо-Кавказский (16 %) и Волго-Донской (6 %) кластеры. Не менее 70 % всего экспортного зерна доставляется непосредственно в порты Каспия, из них около 21 % — по железной дороге со средним плечом перевозки 1000 км, 79 % — автотранспортом с плечом перевозки 400 км. Также следует отметить, что около 30 % всего экспортного зерна доставляется в порты Каспия через речные порты Волги и Дона со средним плечом перевозки по реке 500–650 км и около 350 км автотранспортом [8].
Что касается Северо-Кавказского кластера, то расстояние железнодорожных перевозок до порта Махачкала составляет до 1150 км. Расчётное транзитное время между российскими портами Каспия (Астрахань, Оля) и иранскими портами (Энзели, Ноушехр, Амирабад) составляет около 5 дней. Если обобщить то, что было сказано о логистике поставок российского зерна в Азербайджан и Иран, то на сегодняшний день можно констатировать, что 100 % экспорта в Азербайджан осуществляется по железной дороге. Срок поставки непосредственно до потребителя составляет от 5 до 7 суток, логистические затраты, включая вывозную пошлину, оцениваются на уровне $35 за тонну.
Что касается Ирана, куда, как говорилось, двумя логистическими плечами экспортируются примерно равные объемы зерна, то через порты Каспийского моря поставка идет по схеме «автомашина/железная дорога/речное судно/морское судно», срок поставки составляет 10–12 суток, затраты оцениваются в $69–72 за тонну. Поставка из портов Азово-Черноморского бассейна по схеме «автомашина/железная дорога/морское судно» занимает от 30 до 36 суток (а иногда и до 40) при затратах около $72 за тонну.
Существенный прорыв в развитии поставок зерновых грузов из России в Азербайджан и Иран ожидается с началом полноценной эксплуатации международного транспортного коридора «Север-Юг». Данный проект предусматривает три основных маршрута следования грузов: Транскаспийский (через порты Астрахань, Оля, Махачкала), Восточный (прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен-Серахс) и Западный, который является наиболее перспективным для России [2].
Западный маршрут предусматривает поставки по направлению Астрахань-Махачкала-Самур и далее по территории Азербайджана до пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать линия Астара-Решт-Казвин, которая предусматривает соединение действующих железных дорог России, Азербайджана и Ирана. Ввод в эксплуатацию Западного маршрута позволит коренным образом изменить не только логистику поставок, но и кардинально нарастить объемы экспорта российского зерна в направлении Азербайджана и Ирана, что окажет существенное влияние на функционирование данного рынка в прикаспийских странах. Если говорить об открывающихся перспективах в иранском направлении, то полноценный ввод в эксплуатацию Западного коридора даст возможность Ирану завозить весь объем российского зерна по железной дороге с сокращением времени поставки до 5–6 суток и увеличением годового объема до 3,5 млн. тонн на внутреннее потребление и до 2,5 млн. тонн транзита [8].
Сокращение логистических затрат при этом оценивается в 30–35 % — до $47 за тонну. Кроме того, данный маршрут дает прямой выход российскому зерну на порты Персидского залива, что означает возможность существенного расширения рынков и объемов поставок. Следует отметить, что логистика АПК в настоящее время развивается, как и отечественная, национальная логистика в соответствии с опытом, достижениями, основными аспектами, тенденциями трансграничной [15,16], международной [15,16] логистикой, ее поступательной эволюцией товаропроводящих сетей [17], логистических цепей поставок и звеньев и элементов [18]. Исследовательская работа выполнена в научной школе кафедры логистика ГУУ в соответствии с ее тематикой, планами и методологией проведения исследований [19–21].
Литература:
- Афонин А. М. Промышленная логистика: учеб. пособие для СПО — М.: ФОРУМ, 2012. — 303 с.
- Доклад директора департамента стратегического маркетинга АО «Русагротранс» Алексея Федотенкова на Каспийско-Черноморском аграрном конгрессе (12–13 апреля 2016 г., Баку, Азербайджан)
- Мумладзе Р. Г. Основы логистики в АПК: учебник / Р. Г. Мумладзе, А. А. Гайдаенко, О. В. Гайдаенко. — М.: РУСАЙНС, 2016. — 328
- Экономика отраслей АПК/ И. А. Минаков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов и др.; под ред. И. А. Минакова.- М.: КолосС, 2004.- 464 с.
- Хмельницкая З. Б. Формирование логистических систем агропромышленного комплекса с использованием информационно-консультационных служб// Известия УрГЭУ. — 5 (61) 2015
- Шумакова И. Зернопродуктовый комплекс АПК России// Материалы Международных студенческих научно-практических конференций (УГАВМ, 19–22 апреля, 28–29 апреля 2010 г).
- Обзор рынка зерна по состоянию на 17.08.2016 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusagrotrans.ru/analitika/20160817.pdf
- Официальный сайт АО «Русагротранс» http://www.rusagrotrans.ru/o-kompanii/
- Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
- Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19–20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
- Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56–59.
- Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
- Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. -158 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36
- Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
- Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
- Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
- Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5–15.
- Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.