Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 09.01.2017

Статья просмотрена: 3075 раз

Библиографическое описание:

Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста / О. А. Изотова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 551-555. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38512/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной математической деятельностью детей в уголке занимательной математики в ДОУ.

Ключевые слова: логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики, старший дошкольный возраст

Многочисленные исследования психологов и педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Сегодня особо остро ощущается необходимость решения проблемы формирования основ логико-математической компетентности во всей системе образования.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, развивать способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.

Развитие элементарных математических представлений и как следствие формирование основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). Логико-математическая компетентность стимулирует настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Она помогает развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создает положительную атмосферу. Однако в практике ДОУ формирование основ логико-математической компетентности во всем своем многообразии не нашло должного применения. Чаще всего данный процесс организуется бессистемно, стихийно, единично.

Отмечая важность предметно-развивающей среды, особое место отводится уголку занимательной математики как ведущему средству в формировании основ логико-математической компетентности у детей дошкольного возраста. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга ребенка, способствовать развитию его творчества.

Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту. Результаты исследований Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, Е. А. Михайловой показали, что специально разработанная система обучения позволяют сформировать у старших дошкольников основы логико-математической компетентности, соответствующие школьному возрасту.

Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию логико-математической компетентности, так как в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Проблемой формирования основ логико-математической компетентности у детей также занимались следующие педагоги A. M. Леушина, A. A. Столяр, Л. С. Метлина, Т. В. Тарунтаева, Ф. А. Михайлова, Н. Г. Бакст, Р. Чуднова и др.

На сегодняшний день под логико-математической компетентностью дошкольника понимается детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией математического содержания.

По мнению исследователей (Ж.Пиаже, Г. Дональдсон и др.), логико-математическое познание окружающего мира представлено освоением ребенком пространственных признаков (расположение объектов), классификации и сериации, количества. Активный поиск подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации начался в 60–70 годы XX века. В это время появились развивающие игры Б. Никитина, обучающие логико-математические игры А. А. Столяра. Особо значимым для этого периода было признание за рубежом развивающих и обучающих игр с использованием блоков З. Дьенеша и цветных палочек Х. Кюизенера.

Ученые отмечают, что особую роль в формировании основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста играет уголок занимательной математики, который обеспечивает:

– целенаправленное формирование у детей устойчивого интереса к элементарной математической деятельности;

– развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в школе;

– настойчивость и находчивость, самостоятельность;

– воспитание у детей потребности занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Математика — серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного образовательного учреждения в области формирования основ логико-математической компетентности является создание познавательного интереса ребенка к математике и подготовка к обучению в школе [1, c.149]. Обучение математики в условиях ДОУ происходит не только на занятиях по формированию элементарных математических представлений, но и в процессе организации самостоятельной познавательной деятельности в уголке занимательной математики.

Организация уголка занимательной математики возможна, начиная со среднего возраста. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с выбранным материалом, объединяться в игре со сверстниками [4, c.52].

Успех игровой деятельности в уголке определяется интересом самого воспитателя к занимательным играм и упражнениям. Воспитатель должен владеть знаниями о характере, назначении, развивающем воздействии занимательного материала, приёмами руководства самостоятельной деятельностью с элементарным математическим материалом. Заинтересованность, увлечённость педагога — основа для проявления детьми интереса к математическим задачам и играм [5, c.243].

Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьев отмечают, что развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом. Развитие познавательной мотивации детей дошкольного возраста осуществляется через личностно значимую деятельность, организованную с применением на занятиях специальных приемов и методов обучения, в частности, постановка и осознание цели, имеющий самостоятельное значение (мотив-цель); поэтапная и конечная оценка деятельности (наглядная цель); показ конечного результата деятельности (взаимоконтроль, взаимооценка, затем самоконтроль, самооценка), использование вариативных, а не шаблонных способов действия в процессе выполнения задания. Кроме того, повышению мотивации детей дошкольного возраста способствуют также условия соревнования, творческие задания, игры по правилам, самостоятельность, предоставляемая детям на занятиях и в быту. Большое внимание должно уделяться формированию своего «Я» у каждого ребенка, что способствует развитию самосознания, самоуважения, рефлексии и полноценному становлению личности ребенка в конечном итоге [2, c.167].

Роль уголка занимательной математики заключается в:

– целенаправленном формировании у детей интереса к элементарной математической деятельности, основам логико-математической компетентности. В формировании качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность действий, стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности;

– воспитании у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми [4, c.49].

А. П. Архипова, Н. А. Белялова, Л. И. Божович, Н. Г. Белоус, указывают на то, что созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы. В уголок помещается разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый ребенок смог выбрать для себя игру по интересам. Это настольно- печатные игры: логические таблицы, лабиринты, «Геометрический мир», «Запомина-йка», «Подбери схему»; игры для развития логического мышления: уникуб, кубики Никитина, развивающие игры Воскобовича, блоки Дьенеша, уникуб, «составь узор»; игры на составление целого из частей — сложи квадрат; домино «Цвет и форма». Все они интересны и занимательны [3,c.10].

Раскроем ниже указания к руководству самостоятельной деятельностью детей в уголке занимательной математики:

  1. Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений. Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
  2. Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредоточиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
  3. Создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
  4. Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
  5. Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
  6. Обеспечение единства воспитательно — образовательных задач на занятиях по математике и вне их. Целенаправленная организация самостоятельной детской деятельности, с тем, чтобы обеспечить более прочное и глубокое усвоение дошкольниками программного учебного материала, использование его в других видах элементарной математической деятельности, играх. Осуществление всестороннего развития детей, индивидуальная работа с воспитанниками, отстающими от сверстников в развитии, и теми, кто проявляет повышенный интерес, склонность к занятиям математикой.
  7. Пропаганда среди родителей занимательного математического материала для занятий с детьми в домашних условиях. Воспитатель рекомендует родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению их в школе [1,c.138].

Организуя уголок занимательной математики, воспитателю следует исходить из принципа доступности игр детям; помещать в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть [4,c.10]. Таким образом, формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию детей дошкольного возраста в этой деятельности [5, c. 16].

Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле. Для активизации эстетических впечатлений можно использовать различные «неожиданные» материалы, пособия: плакатную графику, художественные фотографии, предметы современного декоративного искусства [4,c. 35].

Художественное оформление уголков должно отвечать их назначению, привлекать и заинтересовывать детей. Для этого можно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур. Приемлемы сюжеты, действующими лицами которых являются любимые герои детской литературы: Незнайка, Буратино, Карандаш и др. В оформлении можно использовать фотографии, увеличенные иллюстрации из книг по занимательной математике для дошкольников и родителей, детской художественной литературы [4, c.31].

Всю работу в уголке педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно — волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи. Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества [5, c.57]. Среда должна также представлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Вывод. Таким образом, уголок занимательной математики — важный, неотъемлемый компонент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, являющийся одним из ведущих средств формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Руководство самостоятельной математической деятельностью в уголке занимательной математики направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм математического содержания.

Литература:

  1. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста./ А. М. Леушина. –– М., Просвещение, 1994.- 368с.
  2. Носова Е. А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте / Е. А. Носова — М.: Просвещение 1990г. 230с.
  3. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. / Т. В. Тарунтаева — М.: Просвещение 1980г. 346с.
  4. Удальцова Е. И. Математика в детском саду/ Е. И. Удальцова, М. К. Сай, — Минск, 1990.– 491с.
  5. Хасанова Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. — Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. — 497с.
Основные термины (генерируются автоматически): логико-математическая компетентность, занимательная математика, ребенок, игра, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, уголок, занимательный материал, формирование основ, занимательный математический материал.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Похожие статьи

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Развитие логического мышления на уроках математики в 5–6-х классах

В статье рассматривается развитие логического мышления на уроках математики, методы и применение развивающих задач на практике. Логические задачи как средство формирования у обучающихся навыков логического мышления у обучающихся 5–6 классов.

Развитие познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

В статье рассмотрены возможности уроков математики в развитии познавательной активности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Определены способы и средства развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ на уроках мат...

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая тетрадь как средство формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса на уроках математики

В статье рассматриваются вопросы использования рабочей тетради на уроках математики с целью формирования метапредметных умений обучающихся 5-го класса. Описывается эксперимент, в ходе которого проводятся занятия с использованием разработанной рабочей...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Особенности поиска информации и условия формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации (на примере дисциплины «Литературное чтение»)

В данной статье рассматривается проблема формирования и развития умения осуществлять поиск информации как компонент читательской компетентности. Авторы статьи рассматривают цель, этапы работы формирования умения осуществлять поиск информации, конкрет...

Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования

Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.

Развитие познавательного интереса у младших школьников к математике во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития познавательного интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности. Изложены результаты проведенного опытно-экспериментального исследования.

Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности

В статье приводится теоретический анализ изучения проблемы развития интереса младших школьников; обосновываются педагогические условия развития интереса обучающихся к изучению математики во внеурочной деятельности.

Задать вопрос